Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12
Более внимательные наблюдения за детской средой и анализ речи дошкольников и младших школьников в различных условиях общения позволяют выделить наиболее распространенные типы личности детей, склонных к тем или иным проявлениям речевой агрессии.
1. Нападающий (боец)
Проявляет сильную, открытую, инициативную, направленную речевую агрессию как средство самоутверждения, достижения лидирующей позиции. В словесной (и в физической) форме нападает на сверстников, обзывает их, угрожает (часто без последующего приведения угрозы в исполнение), насмехается (наиболее зло, жестоко, изобретательно), намеренно употребляет грубые слова и выражения (иногда - как имитацию возможного нападения). Одним словом, такой ребенок становится «грозой» всего детского коллектива, «подарком» для педагогов и «головной болью» для родителей.
Коммуникативная установка-девиз: «Лучшая защита - нападение».
Фразеологизмы, раскрывающие сущность речевого поведения: бить в лоб; идти войной (на кого); поднимать меч (на кого); рубить сплеча; лезть на рожон; лезть в бутылку; подносить пилюли.
2. Обвиняющий (обличитель)
Проявляет сильную, открытую, инициативную, переходную и непереходную («рассеянную» вокруг, без указания на конкретного адресата) речевую агрессию как способ разрешения внутренних конфликтов и психологических проблем - в форме обвинений, упреков, порицаний, враждебных замечаний.
Девиз: «Все вокруг плохие - один я хороший!»
Фразеологизмы: ругать весь белый свет; брать в переплет (кого); обливать грязью (кого); бросать камень (в кого); вешать собак (на кого); колоть глаза (в значении «сильно попрекать»); разделывать под орех; склонять во всех падежах; снимать стружку (с кого); тыкать носом (кого во что).
3. Демонстративный (позер)
Проявляет открытую, защитную, направленную и непереходную (на неодушевленные предметы и вещи, принадлежащие собеседнику) речевую агрессию в форме грубых требований, насмешек обидных намеков-сравнений как способ подчеркнуть собственные достоинства, доказать свою исключительность, достичь признания со стороны окружающих.
Девиз: «Я на свете всех милее!.. »
Фразеологические обороты:
4. Провоцирующий (подстрекатель)
Использует агрессию слова как средство привлечения внимания, получения эмоционального отклика. Как правило, чрезвычайно ярко и демонстративно выражает свои отрицательные переживания (кричит, громко ругается, употребляет нецензурные слова, обзывает и дразнит других детей). Добившись внимания (даже негативного!), чаще всего быстро успокаивается и прекращает вызывающие высказывания.
Агрессивные моменты в речи спонтанны, импульсивны, сугубо ситуативны и не отличаются особой жестокостью, однако могут быть достаточно изощренными (в отличие от типа 1). Грубые высказывания (колкости, обидные намеки, язвительные насмешки) могут быстро сменяться ласковыми, а словесные выпады - готовностью сотрудничать.
Девиз:«Для достижения целей все средства хороши».
Фразеологизмы: выводить из себя (кого); подливать масла в огонь; сталкивать лбами (кого с кем); нарываться на грубость; бросать перчатку; дразнить гусей; колоть глаза (в значении «вызывать раздражение, озлобление»).
5. Протестующий (аутсайдер)
Проявляет открытую, прямую, но чаще защитную речевую агрессию как средство достижения самостоятельности, избежания гиперопеки - в форме грубых протестов, враждебных замечаний, отказов или игнорирования просьб.
Девиз: «Кто они все, чтобы учить меня?!»
Фразеологизмы: как с гуся вода; в штыки (воспринимать что-либо); все до лампочки; все по барабану; пропускать мимо ушей; ноль внимания.
Безусловно, речевое поведение каждого конкретного ребенка значительно сложнее по содержанию и разнообразнее по формам словесного воплощения. Поэтому предложенные классификации скорее дают повод и предоставляют материал для размышления над теми или иными детскими словами и поступками.
2.2 Основы контроля агрессии в детской речи
Сформулируем основные
1. Принцип «Начни с себя»
Успешность
преодоления агрессии в
2. Принцип «Малых шагов»
Стоит
предостеречь родителей и
Пытаться изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:
· постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);
· последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).
3. Принцип «Карусели»
Нередко
попытки обучить детей успешно
разрешать конфликты, достойно
реагировать на словесное
· Всегда ли мы интересуемся у детей, понравились ли им не только содержание и оформление книги, фильма спектакля, но и словесное воплощение, язык персонажей?
·Часто ли обращаем детское внимание не только на то, кто какие подарки получил на празднике, но и на то как ребята благодарили за них (если вообще благодарили!)?
· Интересуемся, запомнили ли ребята не только ссору Миши с Катей на большой перемене, но и то, каким образом одноклассники помирились? и т.п.
Иными
словами: распространяются ли
наши требования к речи
Ответы
на подобные вопросы очевидны,
и здесь можно провести
Таким
образом, в случае неправильно
выбранной линии
Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка