Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.

Содержание

1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12

Работа содержит 1 файл

Работа на Зерде.docx

— 85.37 Кб (Скачать)

Более внимательные наблюдения за детской средой и анализ речи дошкольников и младших школьников в различных условиях общения  позволяют выделить наиболее распространенные типы личности детей, склонных к тем или иным проявлениям речевой агрессии.

1. Нападающий (боец)

Проявляет сильную, открытую, инициативную, направленную речевую  агрессию как средство самоутверждения, достижения лидирующей позиции. В словесной (и в физической) форме нападает на сверстников, обзывает их, угрожает (часто без последующего приведения угрозы в исполнение), насмехается (наиболее зло, жестоко, изобретательно), намеренно употребляет грубые слова и выражения (иногда - как имитацию возможного нападения). Одним словом, такой ребенок становится «грозой» всего детского коллектива, «подарком» для педагогов и «головной болью» для родителей.

Коммуникативная установка-девиз: «Лучшая защита - нападение».

Фразеологизмы, раскрывающие сущность речевого поведения: бить в  лоб; идти войной (на кого); поднимать  меч (на кого); рубить сплеча; лезть на рожон; лезть в бутылку; подносить пилюли.

2. Обвиняющий (обличитель)

Проявляет сильную, открытую, инициативную, переходную и непереходную («рассеянную» вокруг, без указания на конкретного адресата) речевую  агрессию как способ разрешения внутренних конфликтов и психологических проблем - в форме обвинений, упреков, порицаний, враждебных замечаний.

Девиз: «Все вокруг плохие - один я хороший!»

Фразеологизмы: ругать весь белый свет; брать в переплет (кого); обливать грязью (кого); бросать камень (в кого); вешать собак (на кого); колоть глаза (в значении «сильно попрекать»); разделывать под орех; склонять во всех падежах; снимать стружку (с  кого); тыкать носом (кого во что).

3. Демонстративный  (позер)

Проявляет открытую, защитную, направленную и непереходную (на неодушевленные предметы и вещи, принадлежащие собеседнику) речевую агрессию в форме грубых требований, насмешек обидных намеков-сравнений  как способ подчеркнуть собственные  достоинства, доказать свою исключительность, достичь признания со стороны окружающих.

Девиз: «Я на свете всех милее!.. »

         Фразеологические обороты: строить  из себя важную птицу; пуп земли.

         4. Провоцирующий (подстрекатель) 

Использует агрессию слова  как средство привлечения внимания, получения эмоционального отклика. Как правило, чрезвычайно ярко и  демонстративно выражает свои отрицательные  переживания (кричит, громко ругается, употребляет нецензурные слова, обзывает и дразнит других детей). Добившись внимания (даже негативного!), чаще всего быстро успокаивается  и прекращает вызывающие высказывания.

Агрессивные моменты в  речи спонтанны, импульсивны, сугубо ситуативны и не отличаются особой жестокостью, однако могут быть достаточно изощренными (в отличие от типа 1). Грубые высказывания (колкости, обидные намеки, язвительные насмешки) могут быстро сменяться ласковыми, а словесные выпады - готовностью сотрудничать.

Девиз:«Для достижения целей все средства хороши».

Фразеологизмы: выводить из себя (кого); подливать масла в  огонь; сталкивать лбами (кого с кем); нарываться на грубость; бросать перчатку; дразнить гусей; колоть глаза (в значении «вызывать раздражение, озлобление»).

5. Протестующий (аутсайдер) 

Проявляет открытую, прямую, но чаще защитную речевую агрессию как средство достижения самостоятельности, избежания гиперопеки - в форме грубых протестов, враждебных замечаний, отказов или игнорирования просьб.

Девиз: «Кто они все, чтобы учить меня?!»

Фразеологизмы: как с гуся вода; в штыки (воспринимать что-либо); все до лампочки; все по барабану; пропускать мимо ушей; ноль внимания.

Безусловно, речевое поведение  каждого конкретного ребенка  значительно сложнее по содержанию и разнообразнее по формам словесного воплощения. Поэтому предложенные классификации  скорее дают повод и предоставляют  материал для размышления над  теми или иными детскими словами и поступками.

2.2 Основы контроля агрессии в детской речи

         Сформулируем основные принципы  успешного преодоления агрессии  во взаимодействии взрослого  с ребенком и в общении между самими детьми.

1.     Принцип  «Начни с себя»

        Успешность  преодоления агрессии в детской  речи зависит, в первую очередь,  от самоконтроля взрослых над  собственным речевым поведением. Именно речь старших в значительно  большей степени, нежели речь  сверстников, выступает моделью  для наблюдения и эталоном  для подражания ребенка, языковая  личность которого изначально  формируется в рамках общения  с родителями, а позднее – активно  развивается в коммуникативном  взаимодействии с воспитателями и учителями.

2.     Принцип  «Малых шагов»

        Стоит  предостеречь родителей и педагогов  от излишнего энтузиазма, рвения  в отношении активного и прямого  воспитательного воздействия на  детей, проявляющих словесную агрессию.

        Пытаться  изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:

· постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);

· последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).

3.     Принцип  «Карусели»

        Нередко  попытки обучить детей успешно  разрешать конфликты, достойно  реагировать на словесное нападение  со стороны сверстника ограничиваются  эпизодическими и абстрактными  замечаниями родителей, «Днями  вежливости» в детском саду, классным  часом «для галочки» в школе  и «воспитательным моментом»  со смакованием «имен и фамилий»  на родительском собрании. Однако  зададимся хотя бы такими простыми вопросами.

· Всегда ли мы интересуемся у детей, понравились ли им не только содержание и оформление книги, фильма спектакля, но и словесное воплощение, язык персонажей?

·Часто ли обращаем детское внимание не только на то, кто какие подарки получил на празднике, но и на то как ребята благодарили за них (если вообще благодарили!)?

· Интересуемся, запомнили ли ребята не только ссору Миши с Катей на большой перемене, но и то, каким образом одноклассники помирились? и т.п.

        Иными  словами: распространяются ли  наши требования к речи ребенка  на все возможные ситуации  его общения (с другом в песочнице,  с воспитателем в саду, с бабушкой  в гостях, с врачом в поликлинике  и т.п.), или ограничиваются лишь  рамками семьи, школы, дошкольного учреждения?

        Ответы  на подобные вопросы очевидны, и здесь можно провести аналогию  с катанием на карусели: пока  карусель вращается – малыш  может последовательно разглядеть  все находящееся в поле его  зрения; как только карусельные  лошадки останавливаются – он  видит только один сегмент  круга. Чем чаще ребенок катается  на этих каруселях – тем  больше он имеет возможностей  тщательно разглядеть и запомнить  окружающие элементы пейзажа,  обстановки; чем реже мы сажаем  его на вертящуюся лошадку  – тем меньше деталей и подробностей он запоминает.

        Таким  образом, в случае неправильно  выбранной линии педагогического  воздействия – ситуативного «одергивания»,  эпизодических «придирок» и фрагментарных  воспитательных бесед в момент, «пока я все равно варю суп», – у ребенка не будет сформирована  система основных этических представлений  и мировоззренческих контроля  над собственным речевым поведением.

 


Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка