Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12
Государственное учреждение
«Средняя школа № 3 с ДМЦ»
Тема работы: «Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка
Направление: психология
Выполнила: Раздобудько Алина, ученица 5 класса
СШ №3 с ДМЦ, Алматинской области, г. Текели
Руководитель: Приймак Ирина Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: СШ №3 с ДМЦ
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2.2
………………………………………………………………………………
Введение
Актуальность работы. Почему разговорная речь богата на обидные слова? Как поступить, если тебя называют идиотом, лохом или дураком? Такие обращения становятся нормой. Они не только оскорбляют, но и вызывают вспышки агрессии. Мы задумались: почему люди говорят друг другу обидные слова и можно ли исправить ситуацию?
Мы попытались изучить этимологию обидных слов и обогатить нашу речь красивыми, звучными словами и выражениями. Таких слов часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его, пробудить благородные чувства.
Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – учащиеся начальных классов и взрослые.
Предмет исследования – этимология грубых, обидных слов.
Гипотеза исследования – наше исследование привлечет внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарем, анкетирование, анализ, классификация и эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни; могут быть использованы на уроках русского языка, на классных часах и для дальнейшей научной работы. Работа послужит средством освоения толерантного поведения в межнациональном общении, будет формировать терпимое отношение друг к другу.
1.1Что такое речевая агрессия?
« Эй ты! Ща как тресну тебе по башке! Ну-ка, быстро отдал мою машинку! – Ха-ха-ха! Так тебе и надо, нытик несчастный! Попробуй, отними, я тебе знаешь, как дам! – Ну ладно же, Мишка! Я тебе потом отомщу! Я всех подговорю – с тобой никто играть не будет! – Ой, как страшно, ха-ха-ха!..»
«А-а-а!!! А чего он ко мне лезет?! Ну, ты урод, отойди быстро! – Сама дура! Ещё раз обзовешься – получишь! Поняла?! – Да пошел ты на фиг!..»
«Татья - я - на Сергее-е-евна! Ну, Татья - я - на Сергее-е-евна!!! А Сашка мне не дает карандаши-и-и! У-у-у. гад! Вот пожалуюсь папе, он приедет и изобьет тебя!..»
Это список классических словесных «агрессивностей» легко может продолжить любой взрослый, работающий с детьми: от школьного психолога, учителя и воспитателя детского сада – до педиатра районной поликлиники и продавца игрушек в « Детском мире».
Как показывают наблюдения за
поведением детей, многие из
них уже в дошкольном возрасте
демонстрируют потенциальную
И если трехлетка отчаянно лупит совком товарища по песочнице, то старшие дошкольники начинают активно пробовать силы уже в словесных баталиях: оскорбляют более слабых сверстников, запугивают робких, высмеивают «не таких, как все», ябедничают на «вредных» и, конечно, яростно восстают против бесконечных требований, придирок, запретов взрослых.
Проявление грубости в
речи, отрицательное речевое
Речевую агрессию детей – ситуативные, эпизодические, избирательные «вспышки» злости, грубости, дерзости в конкретных условиях общения («дразнилки», «обзывательства», «нытье») – следует отличать от агрессивности – общей склонности ребенка к проявлению враждебности, негативных чувств, стремления к насильственным действиям по отношению к окружающим в целом.
Детская агрессивность возникает преимущественно, как «ответ» на психологическое напряжение. Нередко – в результате педагогической запущенности или неправильного воспитания, часто от недостатка любви, внимания со стороны взрослых, отсутствия интереса и понимания со стороны сверстников; в ряде случаев – вследствие внутреннего неудовлетворения потребностей, возникновения длительных препятствий (недостатка жизненного опыта, отсутствие необходимых практических умений, многочисленные запреты, непосильные требования); иногда – по причине определенных психопатологий, задержки и искажения раннего развития т.п.
Поэтому необходимо отличать действительно агрессивного малыша от ребенка, проявляющего агрессию в своей речи нечасто и ситуативно.
1.2. Психология агрессии в детской речи
Для объективной оценки характера и механизмов выражения детьми отрицательных эмоций и воплощения негативных намерений чрезвычайно важен учет психологических особенностей их поведения.
Общей предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать, возрастные психологические кризисы личностного развития (3 года, 6-7 лет, подростковый возраст), которые характеризуются повышенной возбудимостью, конфликтностью, неустойчивостью настроения, изменениями в отношении к миру, людям, своему «я». Все эти внутриличноаные преобразования находят естественное отражение в речи. Не случайно детские психологи рассматривают «переломные» моменты развития личности как критические периоды, обостряющие проблемы построения правильных взаимоотношений с окружающими.
Кроме того, словесную
агрессию детей (особенно
Подобная «злость от
бессилия» проявляется в самых
разнообразных типах
Вообще любое непонимание взрослым действий, намерений, желаний маленького ребенка и соответствующие высказывания «не в кассу» (недоуменные уточняющие вопросы, язвительные комментарии, неуместно восторженные оценки) становятся серьезной помехой на пути к установлению гармонии в отношениях с малышом.
В связи с этим, оценивая речевое поведение ребенка в каждом конкретном случае, важно учитывать не только общие психологические особенности его возраста, но и понимать частные психологические мотивы возникновения словесной агрессии в данной ситуации.
Основными из таких мотивов можно считать, прежде всего, те, которые связаны с потребностями ребенка в самоутверждении, самореализации, самозащите. Первая потребность связана с типичным детским протестом против гиперопеки и ограничения свободы: «Отстань, я все равно буду играть с Сережкой!». Отстаиванием самостоятельности и независимости: «Нет, я все-таки пойду на этот фильм, и ничегошеньки вы мне за это не сделаете!».
Проявлению агрессии в детской речи не в последнюю очередь «помогают» и активное познание мира, стремление к признанию другими людьми. «Я сам!» - категорично заявляет трехлетка, решительно отвергающий помощь в кормлении, одевании, освоении навыков пользования различными предметами – от вилки и зубной щетки до карандаша и самоката.
Достижение потребности в самореализации объясняет возможную экспансию (вторжение) ребенка в чужое личностное (в том числе – коммуникативное, речевое) пространство: «Ха-ха! Хлюпик, гляди, как надо подтягиваться на турнике!». Эта же потребность объясняет нередкое стремление маленького человечка к достижению своих целей через ущемление интересов других, причинение вреда: «Заткнись, дай мне сказать!».
Психологическая потребность в самозащите может проявляться в стремлении ребенка оградить себя от словесных нападок со стороны других детей с помощью «возврата грубости» по принципам «Лучшая защита – нападение» (различные провокации, вроде «Эй ты!.. »), «Тронешь - получишь!».
В силу личностной незрелости, недостаточной сформированности механизмов самооценки, представлений об уместности речи, границах «дозволенного» и «недозволенного» в общении, агрессия нередко возникает в речи детей как следствие неумения цивилизованно, корректно, необидно выразить свои отрицательные эмоции, чувства, переживания. Поэтому, общаясь с ребенком, важно понять, когда еще нельзя и когда уже можно от него «требовать» знания правил речевого поведения, основ взаимодействия с другими людьми.
1.3. Как проявляется агрессия в детской речи?
Речь детей младшего возраста отмечена самыми разными типами агрессивных высказываний:
Оскорбления, которые можно определить как слова выражения, содержащие обидную характеристику адресата, прочно удерживают первую строчку «агрессивных чатов» и достаточно точно определяются детьми как «плохие слова», «обзывательства», «ругань» и т.п. Прибегая к оскорблениям, младшие и средние дошкольники чаще всего просто воспроизводят высказывания старших, копируя агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер.
Детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений – возраста, роста, статуса в группе сверстников и прочее («малявка», «коротышка», «козявка», «червяк», «салага»). Отдельно следует упомянуть «обзывательства», направленные на осуждение действий, поступков, противоречащих кодексу поведения в детской среде: «рева-корова», «ябеда-корябеда», «жадина-говядина» и т.п. Такие оскорбления часто выполняют функцию «справедливого возмездия» и переходят в рифмованные насмешки – путем добавления, приращения слов, обязательно сходных по звучанию, но часто лишенных смысла и никак не связанных между собой, например: «Плакса - вакса-гуталин – на носу горячий блин». Так же, в детской речи нужно различать защитное и намеренное оскорбления. Первое чаще всего является ответом ребенка на предшествующее проявление грубости в его адрес. Такого рода обидные выражения, как правило, отражают не реальное отношение к обидчику, а содержат в осуждение конкретного действия, поступка, высказывания.
Враждебные замечания. К оскорблениям тесно примыкают часто используемые детьми враждебные замечания – отрицательные суждения о собеседнике, выражения негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом. Содержание такого замечания сводится, главным образом, к словесному обозначению агрессивной позиции: «Ненавижу тебя!»; «Как вы меня достали!». Враждебные замечания, как правило. Воплощаются в форме целых предложений, а не в отдельных словах или словосочетаниях, как оскорбления («Ты мне до пупка достанешь!» (враждебное замечание), «дурак», «коротышка» (аналогичные по смыслу оскорбления)).
Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка