Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.

Содержание

1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12

Работа содержит 1 файл

Работа на Зерде.docx

— 85.37 Кб (Скачать)

 

 

http://xreferat.ru/71/3430-2-rechevoe-razvitie-mladshih-shkol-nikov.html

 

Приложение 1

 

Тест «В два новых дома – поселим знакомых!

        С  целью установить характер отношений  ребенка со сверстниками, его  симпатии и антипатии к членам  группы, возможность проявления (в  том числе и в словесной  форме) агрессии с его стороны  можно предложить использовать  проективную методику «Два дома».

        Стимульный  материал: лист бумаги, на котором  нарисованы два небольших домика. Один из них – больше размером  – красного цвета; другой – поменьше – черного.

        Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть  домики и представить, что красный  домик принадлежит ему, и он  может приглашать к себе всех, кого хочет («Подумай, кого из  ребят своей группы ты пригласил  бы к себе, а кого поселил  бы в черный домик»). Сообщаем  также, что в красном домике  много разных игрушек, книжек, конфет, а в черном игрушек и конфет нет.

        После  инструкции записываем тех детей,  которых ребенок берет к себе  в красный дом, и тех, кого  он хочет поселить в черный  домик. После окончания беседы  можно спросить у ребенка, не  хочет ли он кого-то поменять  местами, уточнить, не забыл ли он кого-нибудь.

        Анализ  результатов. Интерпретация результатов  теста достаточно проста: симпатия  и антипатия ребенка прямо  связана с размещением сверстников  в красном и черном домиках.  Особое внимание следует обратить  на тех детей, которые основную  массу сверстников отправляют  в черный дом, оставаясь в  одиночестве или окружая себя  взрослыми. Это может говорить  о повышенной конфликтности ребенка.

        Проведение  данной методики позволяет установить, что чаще всего вербально-агрессивные  дети имеют низкий социальный  статус в группе сверстников,  о чем свидетельствовало размещение  их в черном домике другими детьми.

         Сами дети, проявляющие речевую  агрессию, предпочитают обычно брать с собой в красный дом мало детей, причем преимущественно сверстников, поддающихся влиянию, более слабых по сравнению с агрессивным ребенком, которому в этой ситуации, очевидно, легче занять лидирующие позиции.

Тест «К началу предложения  придумай продолжение…

         С целью выявления ведущих  коммуникативных установок и  возможных поведенческих (в том  числе и вербально-агрессивных)  реакций ребенка в проблемных  ситуациях можно использовать методику незаконченных фраз.

         Инструкция. Ребенку предлагают вопросы, на которые он должен ответить не задумываясь (например: «Я буду начинать предложение, а ты заканчивай, как хочешь»). Ответы фиксируются дословно.

         Возможные вопросы:

1.   Если ты кого-то обидел (-ла), то…

2.   Если ты заметил (-ла), что у мальчика (девочки) не получается нарисовать красивый рисунок, то…

3.   Ты стоял (-ла) и плакал (-ла), потому что…

4.   Тебя похвалили  за то, что…

5.   Тебя наказали  за то, что…

6.   Ты стоишь один (одна), потому что…

7.   Ты поссорился (-лась) с другом (подругой), потому что…

8.   Учительница сделала  тебе замечание, потому что…

9.   Ребята не дали  тебе (ты не даешь ребятам) игрушку, потому что…

10.  Ты обиделся (-лась) на ребят, потому что…

11.  У тебя много (мало) друзей, потому что…

12. Ты часто ссоришься со сверстниками из-за…

13.  Если на тебя кричат взрослые (ребята), то ты…

        Анализ результатов. Ответы позволяют установить как общие причины, так и конкретные мотивы проявления агрессии в речи ребенка (№3-12), спрогнозировать его речевое поведение в типичных конфликтных ситуациях общения (№1,2,13). При этом учитываются спонтанная реакция ребенка на каждый из заданных вопросов (затруднение, непонимание, раздражение, радость и т.п.) и характер каждого ответа (краткость / развернутость, степень содержательности, возможные признаки неискренности и т.п.).

        Кроме  того, использование данной методики  позволяет, во-первых, расширить  круг интересующих нас вопросов, связанных с детской речевой  агрессией, путем выхода на  конкретные ситуации её проявления, обращения к литературным сюжетам  и персонажам, ссылок на личный  опыт общения. Во-вторых, анализ  детских ответов дает возможность  более вдумчиво и деликатно  подготовиться к коррекционно-профилактической  беседе с ребенком (группой детей)  – путем перехода от отдельных  вопросов к совместному обсуждению  проблем общения, реальных случаев  («А теперь, ребята, давайте вместе  подумаем над…», «Что же мы можем с тобой сделать, если?..», «Неужели нельзя?..» и т.п.).

Тест «Любишь ты с людьми ругаться? – тест поможет разобраться

         Часто ли вы проявляете агрессию  в собственной речи, становитесь  участником обидного общения,  ссоры, словесной перебранки? Проверти  себя по следующему тесту. Даны 13 утверждений, с которыми вам  следует согласиться («да» / + ) или не согласиться («нет» / – ).

1.   Если я не одобряю  друзей, я даю им это почувствовать.

2.   Я часто бываю, не согласен с людьми.

3.   Я не могу удержаться  от спора, если люди не согласны со мной.

4.   Я требую, чтобы люди уважали мои права.

5.   Даже если я  злюсь, я не прибегаю к грубым высказываниям.

6.   Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

7.   Когда на меня  кричат, я начинаю кричать в ответ.

8.   Я употребляю  в своей речи бранные слова  и выражения, только когда сильно разозлен или обижен.

9.   Я не умею поставить  человека на место, даже если он этого заслуживает.

10.  Я часто просто  угрожаю людям, хотя и не  собираюсь приводить угрозы в исполнение.

11. В споре я часто повышаю голос.

12.  Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

13.  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

         Начислите по 1 баллу за ответы  «да» на вопросы 1,2,3,4,6,7,10,11 и  «нет» на вопросы 5,8,9,12,13. Результаты: 0-4 – слабая склонность к речевой  агрессии; 5-8 – средняя; 9-10 – повышенная; 11-13 – сильная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Частные приемы  контроля агрессии в детской речи

 

        Существуют  частные коммуникативно-педагогические  приемы – способы непосредственного  словесного реагирования, позволяющие  предотвращать и устранять агрессию  в конкретных ситуациях её возникновения.

        Итак, рассмотрим варианты вспомогательных  приемов контроля агрессии в  повседневно-бытовом и профессионально-педагогическом  общении с детьми младшего  школьного возраста.

Игнорирование

        Вероятно, самый известный и интуитивно  применяемый родителями и воспитателями  частый способ угашения детской речевой агрессии –игнорирование: не игнорировать на грубость, дерзость («Ты плохой – не купил мне машинку!»), не отвечать на словесный вызов, демонстрировать внешнюю незаинтересованность, делая вид, что «хамство» не замечено, - в тех случаях, когда подобное «контролируемое попустительство» не несет не несет непосредственной угрозы окружающим и самому ребенку.

Механизм действия этого  метода достаточно прост. Очень часто  общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «он мне –  слово, а я ему – ему десять». Так – слово за слово – и  вспыхивает ссора, словесная перебранка, каждый участник которой пытается «переговорить» противника, стремясь оставить за собой  «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое  воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его  «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).

Во-вторых, игнорирование  в ряде не очень острых ситуаций способствует постепенному «свертыванию»  агрессивного высказывания и позволяет  не усугубить остроту конфликта.

Нужно подчеркнуть, что с  одной стороны, игнорирование –  самый простой способ «уйти» от словесных  нападок, поскольку для этого  не требуется никакой специальной  коммуникативной подготовки, речевой  изобретательности. С другой стороны, для того, чтобы не замечать грубость, нужны сила воли, умение проявлять  терпение, выдержку, спокойствие –  качества, которые необходимо развивать  в себе упорно и целенаправленно.

Переключение  внимания

В ситуации, когда ребенок  не проявляет очень сильную или  явно преднамеренную речевую агрессию, но его негативные высказывания многократно  повторяются, приобретают навязчивый характер или же агрессия возникает  как внезапная вспышка гнева, возмущения, можно попытаться переключить его внимание – изменить враждебное настроение и / или отвлечь от нежелательных высказываний, действий.

Данный прием можно  использовать в двух направлениях: с целью переключения маленького «агрессора на противоположное поведение  или прекращения речевого нападения  и, и одновременно, переключение ребенка  «жертвы» на иное, более позитивное состояние, действие (прощение обидчика, обдумывания достойного, но неагрессивного ответа, забывание обиды и т.п.).

Основные способы переключения внимания:

·   задать неожиданный  вопрос (« А что ты думаешь о?..»; « Угадай, сколько времени мы уже потратили на ссору?» и т.п.);

·   внести интересное предложение (Давай лучше сходим в кино!»; «Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии» и т.п.);

·   в процессе педагогического  общения, учебного взаимодействия –  предложить интересное, необычное, увлекательное  задание (дидактическая или ролевая  игра, решение учебного кроссворда, просмотр учебного фильма и пр.);

·   чередование различных  видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

Проецирование положительных  личностных качеств

        Еще  один достаточно действенный  в общении с младшими школьниками  способ избежать агрессии –  метод проецирования положительных  личностных качеств и поведенческих  реакций.

        Частными  разновидностями этого метода  можно считать приемы подзадоривания и тактического сомнения.

      Так, подзадоривание (провоцирование, косвенное «подталкивание»  к желаемому поведению) предполагает  следующие способы речевого воздействия:

·   напоминание («Ты  уже взрослая, умная, рассудительная девочка (терпеливый и способный мальчик)!»);

·   выражение уверенности («Уверена, что именно ты легко справишься с этим заданием»);

·   сопоставление достоинств ребенка с его поведением («Ты  такой хороший, а … (указание на поступок)»);

·   вопрос, требующий  заведомо отрицательного ответа («Значит, тебе очень нравится обзываться?; «Ты, конечно, хочешь, чтобы с тобой  никто больше не дружил?»), иногда особенно эффективно – со ссылкой на личный пример («Ты хоть раз замечал, что  я говорю такие гадости»; «Разве мы с папой обзываем тебя?»).

«Тактическое сомнение», в свою очередь, направлено на то, чтобы  затронуть самолюбие ребенка, апеллировать к его лучшим чувствам и побуждениям, бросить вызов способностям, амбициям. Формами таких проецирующих высказываний могут быть:

·   выражение мнимого  недоверия, сомнения в возможностях, способностях – «взять на слабо» («Слабо первому подойти мириться?»);

·   выражение удивления («Неужели это говорит наш Миша?!»; «Ну, Маша никак не ожидала от тебя такого!»);

·   выражение притворного  разочарования («Мне стыдно за тебя!»; «А я то думала, ты  поступишь по-другому… видимо, ошиблась…») и т.п.

        В  качестве возможного способа  словесного проецирования позитивных  личностных качеств ребенка можно  использовать прием смены ролей  – моделирование ситуации, в которой  «агрессор» оказывается на месте  «жертвы», с целью добиться осознания  неправильности поведения через  сопереживание (эмпатию). Это позволит избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным.

        Формы реализации такого приема:

·   провокационный риторический вопрос («А тебе самому было бы приятно  услышать то, что ты сказал Саше?»; «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убрал кто угодно, только не ты?»);

·   словесное рисование («Представь, что ты оказался на месте Саши…»);

        Наконец,  в целях коррекции агрессивного  речевого поведения и закрепления  навыков доброжелательного, этикетного  общения в детском коллективе  можно попробовать использовать  долговременную проекцию через  игровые элементы речевого взаимодействия  – соревнование, инсценирование и т.п.

        Юмор, шутка

        Достаточно  эффективный способ противостоять  агрессии слова и избежать  её в собственной речи –  юмор, шутка. Психологами установлено,  что юмор и вызываемый им  смех не совместимы с открытой  агрессией, могут использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения.

Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка