Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12
Однако
необходимо заметить, что, во-первых,
педагогическая шутка – особый
и весьма сложный прием,
С
особой осмотрительностью
«Как
же противно ты просишь –
просто собака гавкает!» (
Поэтому необходимо выделить специальные требования к примиряющей шутке:
· шутка не должна нарушать общую тональность общения, диссонировать с настроением, психологическим состоянием ребенка, группы детей;
· содержанием шутки должно быть юмористическое переосмысление какого-то явления, события, но не характеристика отдельного ребенка;
· содержание шутки и её направленность (речевое воздействие) не должны вызывать отрицательных эмоций и чувств у адресата – обиды, раздражения, недоумения, ощущения двусмысленности и т.п.;
· шутка не должна выступать приемом ухода от диалога с ребенком, демонстрировать нежелание вникнуть в его проблему, вопрос, понять его переживания;
· лучше, если шутка
будет адресована группе детей, а
не отдельному ребенку, поскольку конкретный
адресат может негативно
· шутка должна быть действительно смешной, в противном случае она вызовет у детей лишь разочарование, непонимание или даже раздражение.
Доведение до абсурда
Комическое
переосмысливание негативных
Данный
прием предполагает намеренное
усиление отрицательной
Однако, особое внимание нужно обратить на то, что, как и при использовании шутки, агрессивные проявления опасно предельно утрировать: «Спорим, долго ты не продержишься так орать?» - «Спорим, продержусь!» Результат: срывает голос, привлекает нежелательное внимание и вызывает гнев окружающих.
Частичное согласие
В
случаях так называемого
Необходимо
внимательно выслушать и
Преимущество
частичного согласия
Кроме
того, при помощи подобной
Привлечение «союзников»
В
аналогичных же ситуациях при
общении с младшими детьми
можно попробовать
· родителей, родственников, знакомых, людей из его близкого окружения («Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»);
· киногероев или литературных персонажей («Крокодил Гена не лазил по лестницам, когда был маленьким крокодильчиком!»);
· сверстников («По-моему, ребята не одобряют тебя… Правда же?»);
· просто оказавшихся рядом людей – безмолвная «группа поддержки» («Не кричи, пожалуйста – на тебя уже тетя смотрит!»).
Поиск позитивных альтернатив
Каждый, кто работает с маленькими
детьми, прекрасно знает, какие
затруднения могут вызвать
Поиск альтернатив
Он предполагает также другой
путь преодоления разногласий
– переосмысление самого
Быстро генерировать идеи для
поиска «иных» решений
Апелляция к жалости
Апелляция к жалости –
Используя этот прием, можно
добиться от ребенка
Варианты соответствующих
Ритуализация негативного высказывания
Достаточно оригинальным
Ритуализация предполагает, что в момент возможного проявления речевой агрессии, в «преддверии» ссоры (вспышки грубости, выражения недовольства, реакции возражения, несогласия, отказа и т.п.) следует попытаться перевести нежелательный разговор в какое-то символическое (формальное, игровое, переключающее) действие, выступающее своеобразным коммуникативным предупреждением, «сигналом опасности», условно принятым и одинаково понимаемым всеми участниками общения. Однажды использованный ритуал в дальнейшем при многократном повторении делается все более эффективным способом «снятия» эмоционального напряжения, «разрядки» конфликтной ситуации.
Возможными ритуальными
С помощью ритуализации
· «Кому нравится дразниться – с тем не буду я водиться!»;
· «Кто не хочет дружно жить – с тем не стану я дружить!»;
· «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т.п.
«Мусорная корзина»
Иная линия речевого поведения
в ситуации сильно выраженной
или неуправляемой речевой
В этом случае попытаться пресечь
поток агрессивных
Стандартными словесными
Самонаказание
Достаточно необычным и потому
часто эффективным приемом
Можно передоверить ребенку
Приложение 2
Типы речевого
поведения маленьких «
Завершая описание основных
проявлений агрессии в речи дошкольников
и младших школьников, не претендуя
на строгую научность и
1. Арлекин - обзывается, дразнится, насмехается, задирается первым, часто угрожает («- Ты чего хнычешь, дуралей?... - Он схватил палку и отколотил Пьеро ... »).
2. Пьеро - обижается, упрекает, почти не нападая, чаще защищается, заявляет претензию на «особенность» и исключительность, нередко «упивается» ролью жертвы («Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия ... »).
Возможно смещение речевой агрессии в область фантазий («Я дрался, как лев!»).
3. Буратино - прибегает к ситуативной речевой агрессии: терпит воспитательное влияние «плаксы и приставалы» Мальвины, однако легко «срывается», будучи запертым в темном чулане («Очень мне нужно раскаиваться! Не дождетесь ... »). Редко нападает первым, но любит «поворчать» («Вот дура девчонка ... Нашлась воспитательница, подумаешь ... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое ... »). Часто наивен, склонен безоглядно увлекаться, подвержен негативным влияниям (« ... Верю! Верю!... Идемте скорее в Страну Дураков! .. »). Иногда неоправданно самоуверен, склонен к словесной рисовке, позерству («Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас-Барабас - тьфу!»).
Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка