Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.

Содержание

1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12

Работа содержит 1 файл

Работа на Зерде.docx

— 85.37 Кб (Скачать)

        Мышление, которое способствует уменьшению  внутреннего конфликта личности, устранению напряженности в общении,  в психологии называют саногенным.

        Для  формирования и воплощения в  общении модели саногенного мышления необходимо осознание основных фундаментальных моментов взаимодействия с другими людьми: рефлексия, эмпатия, толерантность. Рассмотрим эти понятия более подробно.

        Рефлексия  – размышление о своем внутреннем  состоянии, склонность анализировать  собственные переживания, способность  личности к самоконтролю поведения.

        Она  предполагает самонаблюдение человека  над своей речью, систематическую  работу по выявлению её недостатков,  причем не только в плане  грамотности, но и в аспекте этических и этикетных норм.

        Рефлексия  как общий подход к преодолению  и предупреждению склонности  к обидному общению в детском  коллективе позволяет реализовать  позитивную коммуникативную «стратегию на осознание»:

·       «агрессором» - причин собственного поведения («Ты дразнишь Лену потому, что…»);

·       «жертвой» - причин поведения «агрессора» («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел?..»).

         Используя рефлексию как общий  мировоззренческий принцип и  опираясь на идеи современной  педагогики ненасилия, процесс  преодоления склонности к агрессии  слова можно представить следующим  образом:

·   оценка собственного состояния во времени или после нанесения психического «удара» (раздражительности, обиды и т.п.);

·   сохранение спокойствия и доброжелательности отношения к противоположной стороне;

· поиск рационального  зерна в предъявляемых обвиненениях, оценка их как справедливых или несправедливых;

· активный поиск ответного  действия, снижающего агрессивный потенциал противоположной стороны.

      Эмпатия – способность к сопереживанию. Сочувствию, состраданию; умение понять другого человека, осознать его проблемы и переживания. Необходимо как можно раньше развивать у ребенка способность к сопереживанию, умение гибко реагировать на самые различные, в том числе и явно негативные моменты речи других людей.

         В ситуации, когда вербальная  агрессия уже имела место (ссора  между детьми, словесный вызов  со стороны сверстника и т.п.), это позволит реализовать стратегию проявления гуманных чувств:

·  у «агрессоров» - по отношению к обиженному («Неужели тебе не жалко…»);

· у обиженного – по отношению к обидчику («Ты простишь Петю, хотя тот поступил плохо?»);

· у свидетеля акта агрессии – к «жертве» («Кто может помочь Оле справиться с обидой?»).

         Толерантность – терпимость, снисходительность.  Толерантность предполагает корректность  оценок, умение прощать другого  человека за его резкость, несдержанность  в речи, признание права собеседника  на собственное мнение, что позволяет  избежать словесного давления  и сделать общение дружески  равноправным.

         Толерантность не имеет ничего  общего с лояльностью к агрессии  слова, попустительским отношением  к грубости речи. Речь идет  о понимании причин слабостей,  проступков, негативных моментов  в поведении ребенка, терпимости  к возможным недостаткам его  характера, но не к приемлемым  словесным формам воплощения этих недостатков.

         В ряду наиболее общих методов,  позволяющих предупреждать агрессию  в детской речи или «сглаживать»  уже возникшие проявления грубости, следует выделить убеждение, внушение  и коррекционно –профилактическую беседу. Рассмотрим подробнее каждый из них.

         Убеждение

          Этот метод можно определить как разъяснение детям правил дисциплинарного поведения с той целью, чтобы на основании понимания и соответствующих чувств приучить их к соблюдению этих правил; разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.

        Выделим  ряд требований, относящихся как  к формальной, так и к содержательной  стороне убеждающего высказывания, нарушение которых, во-первых, делает убеждение неэффективным, во-вторых, может вызвать у ребенка непонимание, раздражение, враждебность.

        Так, не следует:

·   разъяснять очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого  человека), лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»; «Мы же знаем с тобой, что это плохо»);

·   морализовать отвлеченно, убеждать в абстрактном (например, в том, что «надо вести себя хорошо», «нужно быть умницей» и т.п.);

·   убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться», всегда необходимо подходить мириться первому», «никогда не надо спорить» и т.п.)

·   повышать тон, говорить раздраженно, пафосно («Михаил, я до глубины души возмущена твоим  ужасным поведением!» - ребенку); интонация  речи должна быть спокойной, но уверенной;

·   убеждать «между делом», походя; следует специально выбирать место и планировать время  убеждения (лучше – наедине с  ребенком и сразу же после проявления негативных моментов в речи).

        Рассмотрим  конкретные способы и приемы  убеждения, позволяющие устранить  или предотвратить агрессию как  непосредственно в самой в  детской речи, так и в общении с детьми.

        Так,  описание достоинства ребенка  предполагает словесное представление  его положительных сторон, личностных  качеств, творческих достижений  с целью снять эмоциональное  напряжение, настроить на позитивное  общение, снизить возможность протеста, несогласия.

        Аргумент  в форме сравнения подводит  ребенка к объективной оценке  собственного поведения без прямого  воспитательного воздействия и  переключает его внимание на позитивную деятельность.

       Опора  на личный речевой пример –  словесная демонстрация желаемых  форм речевого поведения, конкретных  высказываний: «А вот мы с папой  никогда не произносим таких  слов»; «Ты же помнишь, что  сказала мама, когда ты поссорился  с Мишей из-за машинки и как  вы сразу же помирились»; «В  таких ситуациях я никогда  не кричу, а (описание желаемых действий)…» и т.п.

        Прием  смены ролей – словесное моделирование  ситуации, в которой «агрессор»  оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания  неправильности речевого поведения  через эмпатию.

1.     Внушение

         Внушение можно определить как  убеждение, принимающее характер  косвенного воздействия. Во многих  ситуациях педагогического и  семейного общения внушение выступает  более действенным способом предупреждения  или устранения речевой агрессии, чем убеждение, поскольку такое  воздействие является более мягким, скрытым, опосредованным и, следовательно, менее обидным для адресата.

         Внушение может выражаться в различных формах:

·     совет («В этой ситуации было бы лучше поступить так-то…»);

·     выражение  мнения, отношения к поступку («Я бы сделала не так, а так…»);

·     указание на положительные результаты выполнения требования («Если не будешь обзываться, все станут с тобой дружить») и пр.

2.     Коррекционно-профилактическая беседа

Коррекционно-профилактическая беседа – разновидность устной диалогической  формы педагогического общения, которая может рассматриваться  как развернутая форма убеждения, комплексное речевое воздействие  с целью изменения нежелательного поведения ребенка.

Коррекционная беседа может  быть индивидуальной, если ребенок  уже неоднократно проявлял агрессию в своей речи, и групповой, которая  чаще имеет профилактическую направленность. При подготовке к индивидуальной беседе необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

·   проводить индивидуальную беседу целесообразно только в том  случае, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны  ребенка, а не потому, что ребенок  вообще отличается склонностью к грубости;

·   учитывать обстоятельства проявления словесной агрессии, ее разновидность (восстановить приблизительное  содержание диалога, последовательно  проследить этапы развития ситуации общения);

·   знать индивидуальные личностные особенности ребенка (черты  характера, способствующие / препятствующие проявлению агрессии слова, тип поведения  в конфликтных ситуациях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Выделение и описание  основных видов вербальной агрессии  и конкретных форм ее проявления  в школьной речевой среде - одно из наиболее перспективных  направлений изучения данного  феномена, разработка которого позволяет  систематизировать полученный речевой  материал и наметить основные  пути коррекционно-профилактической  работы.

Виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, что объясняется многообразием, как самих агрессивных высказываний, так и речевых ситуаций, в которых они функционируют. Анализ научной литературы по данной проблематике и данных констатирующего эксперимента позволил выделить следующие виды вербальной агрессии, имеющие место в школьной речевой среде:

- по интенсивности (выраженности) проявления): слабая / сильная;

- по степени осознанности  и целенаправленности: целенаправленная (осознанная, преднамеренная, инициативная) / нецеленаправленная (инструментальная, реактивная, оборонная);

- по характеру (способу)  выраженности: явная (открытая) / скрытая  (неявная);

- по отношению к объекту:  переходная / непереходная;

- по числу участников  речевой ситуации и ее особенностям: массовая / социально замкнутая (групповая, межличностная).

В настоящей работе дана общая характеристика основных видов  речевой агрессии, определены степень  распространенности и специфика  для изучаемой речевой среды, выделен приблизительный состав речевых жанров, представляющих той  или иной вид вербальной агрессии. Кроме того, мы попытались соотнести  между собой виды речевой агрессии, выделенные на разных основаниях.

2. Основные формы проявления  вербальной агрессии в школьной  речевой среде представляется  целесообразным классифицировать  и описывать с позиции теории  речевых жанров, а конкретно - в рамках речеведческого подхода к проблеме речевых жанров. Использование этого подхода к анализу практического речевого материала, полученного в результате констатирующего эксперимента, позволило выделить следующие формы вербальной агрессии в школьной речевой среде: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, враждебное замечание, порицание (упрек, обвинение), насмешка (колкость), ссора.

3. Особый исследовательский  интерес в рамках изучения  вербальной агрессии в школьной  речевой среде представляет проблема  речевой агрессии учителя, поскольку  именно она имеет фундаментальные  и наиболее опасные в коммуникативном  отношении последствия: нарушает  гармонию речевого общения в  школьном коллективе, служит деструктивной  речевой моделью для подражания учащихся, негативно сказывается на ходе учебно-воспитательного процесса.

4. Системный подход к исследованию речевых жанров, так или иначе связанных с явлением вербальной агрессии, предполагает комплексный анализ, наряду с вербальными, невербальных компонентов агрессивных высказываний. Это способствует лучшему пониманию потребностно-мотивационной стороны речевого поведения коммуникантов и позволяет более точно определить коммуникативные намерения говорящих, что, в свою очередь, помогает вырабатывать адекватные и максимально эффективные способы предотвращения и устранения вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях.

5. Комплексное исследование  явления вербальной агрессии  в школьной речевой среде предполагает  также изучение проблемы восприятия  агрессивных высказываний в собственный  адрес участниками речевой ситуации - школьниками и учителями. Проведенные  в этом направлении исследования  подтверждают необходимость создания  комплекса методов и средств  гармонизации речевого общения  в школьном коллективе, а анализ  конкретных проявлений ответной  речевой агрессии школьников  позволяет наметить основные  направления коррекционно-профилактической  работы.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Щербинина Ю.В. "Если ребенок грубиян: Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии ".(М.: Ювента, 2006)
  2. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц– М., 2002.– 512 с.
  3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб., 2000.– 720 с.
  4. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология.– 2001.– № 1.– С. 60–72.
  5. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.
  6. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003.– 336 с.
  7. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.– СПб., 1996.– 38 с.
  8. Ремезова, И. С. Проблема агрессии в человеческой природе / И. С. Ремезова // Вестн. высш. школы.– 1999.– № 3.– С. 14–19.
  9. Шалагинова К. С.  Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 139с.
  10. Холличер, В. Человек и агрессия / В. Холличер.– М., 1995.– 129 с.
  11. Чалдини, Р. Агрессия / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг.– СПб., 2002.– 343 с.

Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка