Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12
Мышление,
которое способствует
Для формирования и воплощения в общении модели саногенного мышления необходимо осознание основных фундаментальных моментов взаимодействия с другими людьми: рефлексия, эмпатия, толерантность. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Рефлексия
– размышление о своем
Она
предполагает самонаблюдение
Рефлексия
как общий подход к
· «агрессором» - причин собственного поведения («Ты дразнишь Лену потому, что…»);
· «жертвой» - причин поведения «агрессора» («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел?..»).
Используя рефлексию как общий
мировоззренческий принцип и
опираясь на идеи современной
педагогики ненасилия, процесс
преодоления склонности к
· оценка собственного состояния во времени или после нанесения психического «удара» (раздражительности, обиды и т.п.);
· сохранение спокойствия и доброжелательности отношения к противоположной стороне;
· поиск рационального зерна в предъявляемых обвиненениях, оценка их как справедливых или несправедливых;
· активный поиск ответного действия, снижающего агрессивный потенциал противоположной стороны.
Эмпатия – способность к сопереживанию. Сочувствию, состраданию; умение понять другого человека, осознать его проблемы и переживания. Необходимо как можно раньше развивать у ребенка способность к сопереживанию, умение гибко реагировать на самые различные, в том числе и явно негативные моменты речи других людей.
В ситуации, когда вербальная
агрессия уже имела место (
· у «агрессоров» - по отношению к обиженному («Неужели тебе не жалко…»);
· у обиженного – по отношению к обидчику («Ты простишь Петю, хотя тот поступил плохо?»);
· у свидетеля акта агрессии – к «жертве» («Кто может помочь Оле справиться с обидой?»).
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Толерантность предполагает
Толерантность не имеет ничего
общего с лояльностью к
В ряду наиболее общих методов,
Убеждение
Этот метод можно определить как разъяснение детям правил дисциплинарного поведения с той целью, чтобы на основании понимания и соответствующих чувств приучить их к соблюдению этих правил; разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
Выделим
ряд требований, относящихся как
к формальной, так и к содержательной
стороне убеждающего
Так, не следует:
· разъяснять очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека), лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»; «Мы же знаем с тобой, что это плохо»);
· морализовать отвлеченно, убеждать в абстрактном (например, в том, что «надо вести себя хорошо», «нужно быть умницей» и т.п.);
· убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться», всегда необходимо подходить мириться первому», «никогда не надо спорить» и т.п.)
· повышать тон, говорить раздраженно, пафосно («Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!» - ребенку); интонация речи должна быть спокойной, но уверенной;
· убеждать «между делом», походя; следует специально выбирать место и планировать время убеждения (лучше – наедине с ребенком и сразу же после проявления негативных моментов в речи).
Рассмотрим
конкретные способы и приемы
убеждения, позволяющие
Так,
описание достоинства ребенка
предполагает словесное
Аргумент
в форме сравнения подводит
ребенка к объективной оценке
собственного поведения без
Опора
на личный речевой пример –
словесная демонстрация
Прием
смены ролей – словесное
1. Внушение
Внушение можно определить как
убеждение, принимающее
Внушение может выражаться в различных формах:
· совет («В этой ситуации было бы лучше поступить так-то…»);
· выражение мнения, отношения к поступку («Я бы сделала не так, а так…»);
· указание на положительные результаты выполнения требования («Если не будешь обзываться, все станут с тобой дружить») и пр.
2. Коррекционно-профилактическая беседа
Коррекционно-профилактическая
беседа – разновидность устной диалогической
формы педагогического общения,
которая может рассматриваться
как развернутая форма
Коррекционная беседа может быть индивидуальной, если ребенок уже неоднократно проявлял агрессию в своей речи, и групповой, которая чаще имеет профилактическую направленность. При подготовке к индивидуальной беседе необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
· проводить индивидуальную беседу целесообразно только в том случае, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому, что ребенок вообще отличается склонностью к грубости;
· учитывать обстоятельства проявления словесной агрессии, ее разновидность (восстановить приблизительное содержание диалога, последовательно проследить этапы развития ситуации общения);
· знать индивидуальные личностные особенности ребенка (черты характера, способствующие / препятствующие проявлению агрессии слова, тип поведения в конфликтных ситуациях).
Заключение
1. Выделение и описание
основных видов вербальной
Виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, что объясняется многообразием, как самих агрессивных высказываний, так и речевых ситуаций, в которых они функционируют. Анализ научной литературы по данной проблематике и данных констатирующего эксперимента позволил выделить следующие виды вербальной агрессии, имеющие место в школьной речевой среде:
- по интенсивности (
- по степени осознанности и целенаправленности: целенаправленная (осознанная, преднамеренная, инициативная) / нецеленаправленная (инструментальная, реактивная, оборонная);
- по характеру (способу) выраженности: явная (открытая) / скрытая (неявная);
- по отношению к объекту: переходная / непереходная;
- по числу участников
речевой ситуации и ее
В настоящей работе дана общая характеристика основных видов речевой агрессии, определены степень распространенности и специфика для изучаемой речевой среды, выделен приблизительный состав речевых жанров, представляющих той или иной вид вербальной агрессии. Кроме того, мы попытались соотнести между собой виды речевой агрессии, выделенные на разных основаниях.
2. Основные формы проявления
вербальной агрессии в
3. Особый исследовательский
интерес в рамках изучения
вербальной агрессии в
4. Системный подход к исследованию речевых жанров, так или иначе связанных с явлением вербальной агрессии, предполагает комплексный анализ, наряду с вербальными, невербальных компонентов агрессивных высказываний. Это способствует лучшему пониманию потребностно-мотивационной стороны речевого поведения коммуникантов и позволяет более точно определить коммуникативные намерения говорящих, что, в свою очередь, помогает вырабатывать адекватные и максимально эффективные способы предотвращения и устранения вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях.
5. Комплексное исследование
явления вербальной агрессии
в школьной речевой среде
Список использованных источников
Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка