Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.

Содержание

1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12

Работа содержит 1 файл

Работа на Зерде.docx

— 85.37 Кб (Скачать)

        Насмешка. Издевка, язвительное замечание – так можно определить насмешку. Насмешка предполагает не только преднамеренность и целенаправленность речевого воздействия, но и искусность воплощения, особую словесную изощренность. Этим она и отличается  от оскорбления. Насмешка может быть открытой, злой, язвительной (сарказм) или скрытой, более изощренной (ирония). Чаще всего объектом детских насмешек выступают все непонятное, не укладывающиеся в рамки стереотипных представлений. Мотивация такой насмешки образно сформулирована в сказке «Гадкий утенок» Андерсена: «Он не такой как мы, поэтому надо клюнуть его»; физические недостатки, отрицательные черты характера (жадность, высокомерие);

Грубое требование, воплощение намеренья ребенка избавиться от адресата («Пошел вон отсюда!»), или повлиять как-то на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах («Быстро освободил моё место»)

        Этот тип агрессивных высказываний отличается от вежливой просьбы следующими признаками:

- особо неприемлемая, обидная для адресата форма побуждения;

- повышенный, грубый, резкий тон высказывания;

- отсутствие у говорящего  необходимой степени власти над  адресатом (социальный статус, позиция  в коллективе, межличностные взаимоотношения).

-несоответствующий содержанию  требования возраст говорящего  (младше адресата или ровесник).

         В грубых детских требованиях преобладают глаголы со значениями «иди» («уходи», «вали», «катись», «уматывай) и «молчать» (замолчи», «заткнись»).

         Агрессивный протест, возражение, отказ. Грубым требованиям противостоят агрессивные протесты, возражения и отказы (« Сами убирайте эти дуратские игрушки», «Ни за что не буду, есть  твою гадкую кашу!»)

         От вежливых отказов и выражений  несогласия эти типы высказывания  отличаются следующими признаками: отсутствие необходимых формул вежливости («извините», «пожалуйста»); агрессивная интонация: повышенный, грубый, резкий, враждебный тон; отсутствие объяснения причины отказа.

Угроза (запугивание, устрашение) – еще одна типичная форма проявления агрессии в речи дошкольников и младших школьников.

Вот «классические» модели детских диалогов, в которых присутствует угроза как ответ на оскорбление, грубое требование, враждебное замечание:

– Дурак! – За дурака получишь!

– Пошел вон отсюда! –  Сейчас как врежу – сам пойдешь вон!

         Для детских угроз характерно  наличие, помимо самого угрожающего,  обещание каких-либо действий  со стороны третьих лиц: «Если  не уступишь место, тебя побьют  мои друзья»; «…тебя накажет учитель» и т.п.

         Специфической особенностью именно  детских угроз является также  то, что дети часто угрожают  не по каким-то видимым причинам, а «просто так», испытывая неприязнь  к самой личности адресата.

Упрек, обвинение. Многие дети нередко склонны к упрекам, обвинениям: «Ты меня не любишь!»; «Это вы во всем виноваты!» «Они все плохие!» и т.п.

Жалоба. Особое место среди проявлений агрессии в детской речи занимают агрессивные жалобы («ябедничество»), предполагающие «переадресацию наказания» полномочному или влиятельному лицу (более старшему, сильному).

        Агрессивное содержание подобных высказываний можно разделить на следующие составляющие:

          - сообщение неизвестной адресату  информации о действиях, словах, поступках обидчика (« А Петька  меня обозвал!»);

         - выражение отрицательной оценки  излагаемой информации - демонстрация  неудовольствия по поводу действий (слов, поступков) обидчика («Я на  него обиделась!»; «Сколько можно терпеть!»);

         - побуждение к воздействию на  обидчика – замечание, выговор,  наказание («А скажите ему…»;  «Пусть он больше не обзывается!»).

         Подобная разновидность жалоб, будучи широко распространенной, в речи младших школьников, объясняется обостренным чувством справедливости у детей данного возраста и, одновременно, недостатком жизненного опыта, вследствие чего возникают психологическая незащищенность, потребность в поиске более опытной личности для разрешения проблем общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ

 

    1. Диагностика речевой агрессии

 

Исследование проводилась  в СШ №3 с ДМЦ, г. Текели, с учащимися 5 класса, в возрастном составе 9-10 лет, в количестве 20 учащихся.

Цель диагностического исследования:  выявление речевой агрессии школьников.

Задачи диагностического исследования:

1)  изучить   типичные   ситуации, в которых возникает речевая агрессия;

2) определить коммуникативные  установки поведенческих реакций ребенка в проблемных ситуациях

3) определить пути преодоления речевой агрессии.

Для решения определённых целей и  задач  были  использованы  следующие методы диагностического исследования:

  • наблюдение,
  • беседа,
  • работа со словарем,
  • проективная методика «В два новых дома – поселим знакомых!»
  • методика «Незаконченных фраз»,
  • тест «Проявление агрессии в собственной речи»,
  • анализ,
  • эксперимент.

 

Тест «Проявление агрессии в собственной речи»

 

         Часто ли вы проявляете агрессию  в собственной речи, становитесь  участником обидного общения,  ссоры, словесной перебранки? Проверти  себя по следующему тесту. Даны 13 утверждений, с которыми вам  следует согласиться («да» / + ) или не согласиться («нет» / – ).

1.   Если я не одобряю  друзей, я даю им это почувствовать.

2.   Я часто бываю, не согласен с людьми.

3.   Я не могу удержаться  от спора, если люди не согласны со мной.

4.   Я требую, чтобы люди уважали мои права.

5.   Даже если я  злюсь, я не прибегаю к грубым высказываниям.

6.   Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

7.   Когда на меня  кричат, я начинаю кричать в ответ.

8.   Я употребляю  в своей речи бранные слова  и выражения, только когда сильно разозлен или обижен.

9.   Я не умею поставить  человека на место, даже если он этого заслуживает.

10.  Я часто просто  угрожаю людям, хотя и не  собираюсь приводить угрозы в исполнение.

11. В споре я часто повышаю голос.

12.  Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

13.  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

         Начислите по 1 баллу за ответы  «да» на вопросы 1,2,3,4,6,7,10,11 и  «нет» на вопросы 5,8,9,12,13. Результаты: 0-4 – слабая склонность к речевой  агрессии; 5-8 – средняя; 9-10 – повышенная; 11-13 – сильная.

 

Проективная методика «В два новых дома – поселим знакомых!»

 

        Цель: установить характер отношений ребенка со сверстниками, его симпатии и антипатии к членам группы, возможность проявления (в том числе и в словесной форме) агрессии с его стороны можно предложить использовать проективную методику «Два дома».

        Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть  домики и представить, что красный  домик принадлежит ему, и он  может приглашать к себе всех, кого хочет («Подумай, кого из  ребят своей группы ты пригласил  бы к себе, а кого поселил  бы в черный домик»). Сообщаем  также, что в красном домике  много разных игрушек, книжек, конфет, а в черном игрушек и конфет нет.

        После  инструкции записываем тех детей,  которых ребенок берет к себе  в красный дом, и тех, кого  он хочет поселить в черный  домик. После окончания беседы  можно спросить у ребенка, не  хочет ли он кого-то поменять  местами, уточнить, не забыл ли он кого-нибудь.

        Анализ  результатов. Интерпретация результатов  теста достаточно проста: симпатия  и антипатия ребенка прямо  связана с размещением сверстников  в красном и черном домиках.  Особое внимание следует обратить  на тех детей, которые основную  массу сверстников отправляют  в черный дом, оставаясь в  одиночестве или окружая себя  взрослыми. Это может говорить  о повышенной конфликтности ребенка.

        Проведение  данной методики позволяет установить, что чаще всего вербально-агрессивные  дети имеют низкий социальный  статус в группе сверстников,  о чем свидетельствовало размещение  их в черном домике другими детьми.

         Сами дети, проявляющие речевую  агрессию, предпочитают обычно брать с собой в красный дом мало детей, причем преимущественно сверстников, поддающихся влиянию, более слабых по сравнению с агрессивным ребенком, которому в этой ситуации, очевидно, легче занять лидирующие позиции.

Тест «К началу предложения  придумай продолжение…

         С целью выявления ведущих  коммуникативных установок и  возможных поведенческих (в том  числе и вербально-агрессивных)  реакций ребенка в проблемных  ситуациях можно использовать методику незаконченных фраз.

         Инструкция. Ребенку предлагают вопросы, на которые он должен ответить не задумываясь (например: «Я буду начинать предложение, а ты заканчивай, как хочешь»). Ответы фиксируются дословно.

         Возможные вопросы:

1.   Если ты кого-то обидел (-ла), то…

2.   Если ты заметил (-ла), что у мальчика (девочки) не получается нарисовать красивый рисунок, то…

3.   Ты стоял (-ла) и плакал (-ла), потому что…

4.   Тебя похвалили  за то, что…

5.   Тебя наказали  за то, что…

6.   Ты стоишь один (одна), потому что…

7.   Ты поссорился (-лась) с другом (подругой), потому что…

8.   Учительница сделала  тебе замечание, потому что…

9.   Ребята не дали  тебе (ты не даешь ребятам) игрушку, потому что…

10.  Ты обиделся (-лась) на ребят, потому что…

11.  У тебя много (мало) друзей, потому что…

12. Ты часто ссоришься со сверстниками из-за…

13.  Если на тебя кричат взрослые (ребята), то ты…

        Анализ результатов. Ответы позволяют установить как общие причины, так и конкретные мотивы проявления агрессии в речи ребенка (№3-12), спрогнозировать его речевое поведение в типичных конфликтных ситуациях общения (№1,2,13). При этом учитываются спонтанная реакция ребенка на каждый из заданных вопросов (затруднение, непонимание, раздражение, радость и т.п.) и характер каждого ответа (краткость / развернутость, степень содержательности, возможные признаки неискренности и т.п.).

        Кроме  того, использование данной методики  позволяет, во-первых, расширить  круг интересующих нас вопросов, связанных с детской речевой  агрессией, путем выхода на  конкретные ситуации её проявления, обращения к литературным сюжетам  и персонажам, ссылок на личный  опыт общения. Во-вторых, анализ  детских ответов дает возможность  более вдумчиво и деликатно  подготовиться к коррекционно-профилактической  беседе с ребенком (группой детей)  – путем перехода от отдельных  вопросов к совместному обсуждению  проблем общения, реальных случаев  («А теперь, ребята, давайте вместе  подумаем над…», «Что же мы можем с тобой сделать, если?..», «Неужели нельзя?..» и т.п.).

Тест «Любишь ты с людьми ругаться? – тест поможет разобраться

 

 

 

    1. Сложности преодоления речевой агрессии

 

        Возможно ли устранение словесной агрессии из общения с детьми? Каким образом можно эффективно контролировать – своевременно предупреждать и оперативно устранять речевую агрессию ребенка, а также избегать агрессивных высказываний в собственной речи?

        Очевидно, полностью устранить агрессию слова как из жизни современного общества в целом, так и из повседневного общения не представляется возможным. Причины вполне очевидны:

1.   Наличие врожденных  предпосылок агрессии и, как  следствие, неизбежность тех или иных её проявлений в речи.

2.   Многообразие видов  и форм проявления агрессии слова.

3.   Лояльность современного  общества к данному явлению.

4.   Негативные условия  существования человека в современном  мире (экономическая нестабильность, высокий темп жизни), определяющие  повышенный уровень конфликтности.

5.   Индивидуальные  психические и психологические  особенности отдельной личности, конкретного человека (потребность  в эмоциональной разрядке, выплеске  отрицательных эмоций, снятии стресса и т.п.).

        Однако, несмотря на это сложно опровергнуть и утверждение о том, что контролировать проявление агрессии в детской речи и сдерживать грубость в собственном поведении – вполне посильная задача для каждого цивилизованного человека.

 

 

    1. Основные пути предупреждения и ограничения агрессии в детской речи

 

        В  настоящее время в педагогике, психологии, риторике все чаще  говорят о таких понятиях, как  «санация общения», «оздоровление  общения», «способы общения, безвредные  для психического здоровья людей  и способствующие повышению уровня их жизнедеятельности».

Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка