Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
Выяснить причины употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»
Дать полезные советы и рекомендации.
1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………………………….5
2 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ……………………………..12
Насмешка. Издевка, язвительное замечание – так можно определить насмешку. Насмешка предполагает не только преднамеренность и целенаправленность речевого воздействия, но и искусность воплощения, особую словесную изощренность. Этим она и отличается от оскорбления. Насмешка может быть открытой, злой, язвительной (сарказм) или скрытой, более изощренной (ирония). Чаще всего объектом детских насмешек выступают все непонятное, не укладывающиеся в рамки стереотипных представлений. Мотивация такой насмешки образно сформулирована в сказке «Гадкий утенок» Андерсена: «Он не такой как мы, поэтому надо клюнуть его»; физические недостатки, отрицательные черты характера (жадность, высокомерие);
Грубое требование, воплощение намеренья ребенка избавиться от адресата («Пошел вон отсюда!»), или повлиять как-то на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах («Быстро освободил моё место»)
Этот тип агрессивных высказываний отличается от вежливой просьбы следующими признаками:
- особо неприемлемая, обидная для адресата форма побуждения;
- повышенный, грубый, резкий тон высказывания;
- отсутствие у говорящего
необходимой степени власти
-несоответствующий содержанию требования возраст говорящего (младше адресата или ровесник).
В грубых детских требованиях преобладают глаголы со значениями «иди» («уходи», «вали», «катись», «уматывай) и «молчать» (замолчи», «заткнись»).
Агрессивный протест, возражение, отказ. Грубым требованиям противостоят агрессивные протесты, возражения и отказы (« Сами убирайте эти дуратские игрушки», «Ни за что не буду, есть твою гадкую кашу!»)
От вежливых отказов и
Угроза (запугивание, устрашение) – еще одна типичная форма проявления агрессии в речи дошкольников и младших школьников.
Вот «классические» модели детских диалогов, в которых присутствует угроза как ответ на оскорбление, грубое требование, враждебное замечание:
– Дурак! – За дурака получишь!
– Пошел вон отсюда! – Сейчас как врежу – сам пойдешь вон!
Для детских угроз характерно
наличие, помимо самого
Специфической особенностью
Упрек, обвинение. Многие дети нередко склонны к упрекам, обвинениям: «Ты меня не любишь!»; «Это вы во всем виноваты!» «Они все плохие!» и т.п.
Жалоба. Особое место среди проявлений агрессии в детской речи занимают агрессивные жалобы («ябедничество»), предполагающие «переадресацию наказания» полномочному или влиятельному лицу (более старшему, сильному).
Агрессивное содержание подобных высказываний можно разделить на следующие составляющие:
- сообщение неизвестной
- выражение отрицательной
- побуждение к воздействию на
обидчика – замечание, выговор,
Подобная разновидность жалоб, будучи широко распространенной, в речи младших школьников, объясняется обостренным чувством справедливости у детей данного возраста и, одновременно, недостатком жизненного опыта, вследствие чего возникают психологическая незащищенность, потребность в поиске более опытной личности для разрешения проблем общения.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ
Исследование проводилась в СШ №3 с ДМЦ, г. Текели, с учащимися 5 класса, в возрастном составе 9-10 лет, в количестве 20 учащихся.
Цель диагностического исследования: выявление речевой агрессии школьников.
Задачи диагностического исследования:
1) изучить типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия;
2) определить коммуникативные установки поведенческих реакций ребенка в проблемных ситуациях
3) определить пути преодоления речевой агрессии.
Для решения определённых целей и задач были использованы следующие методы диагностического исследования:
Тест «Проявление агрессии в собственной речи»
Часто ли вы проявляете
1. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
2. Я часто бываю, не согласен с людьми.
3. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
4. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
5. Даже если я злюсь, я не прибегаю к грубым высказываниям.
6. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
7. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
8. Я употребляю в своей речи бранные слова и выражения, только когда сильно разозлен или обижен.
9. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
11. В споре я часто повышаю голос.
12. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
13. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Начислите по 1 баллу за ответы
«да» на вопросы 1,2,3,4,6,7,
Проективная методика «В два новых дома – поселим знакомых!»
Цель: установить характер отношений ребенка со сверстниками, его симпатии и антипатии к членам группы, возможность проявления (в том числе и в словесной форме) агрессии с его стороны можно предложить использовать проективную методику «Два дома».
Инструкция.
Ребенку предлагается
После
инструкции записываем тех
Анализ
результатов. Интерпретация
Проведение
данной методики позволяет
Сами дети, проявляющие речевую агрессию, предпочитают обычно брать с собой в красный дом мало детей, причем преимущественно сверстников, поддающихся влиянию, более слабых по сравнению с агрессивным ребенком, которому в этой ситуации, очевидно, легче занять лидирующие позиции.
Тест «К началу предложения придумай продолжение…
С целью выявления ведущих
коммуникативных установок и
возможных поведенческих (в
Инструкция. Ребенку предлагают вопросы, на которые он должен ответить не задумываясь (например: «Я буду начинать предложение, а ты заканчивай, как хочешь»). Ответы фиксируются дословно.
Возможные вопросы:
1. Если ты кого-то обидел (-ла), то…
2. Если ты заметил (-ла), что у мальчика (девочки) не получается нарисовать красивый рисунок, то…
3. Ты стоял (-ла) и плакал (-ла), потому что…
4. Тебя похвалили за то, что…
5. Тебя наказали за то, что…
6. Ты стоишь один (одна), потому что…
7. Ты поссорился (-лась) с другом (подругой), потому что…
8. Учительница сделала тебе замечание, потому что…
9. Ребята не дали тебе (ты не даешь ребятам) игрушку, потому что…
10. Ты обиделся (-лась) на ребят, потому что…
11. У тебя много (мало) друзей, потому что…
12. Ты часто ссоришься со сверстниками из-за…
13. Если на тебя кричат взрослые (ребята), то ты…
Анализ результатов. Ответы позволяют установить как общие причины, так и конкретные мотивы проявления агрессии в речи ребенка (№3-12), спрогнозировать его речевое поведение в типичных конфликтных ситуациях общения (№1,2,13). При этом учитываются спонтанная реакция ребенка на каждый из заданных вопросов (затруднение, непонимание, раздражение, радость и т.п.) и характер каждого ответа (краткость / развернутость, степень содержательности, возможные признаки неискренности и т.п.).
Кроме
того, использование данной методики
позволяет, во-первых, расширить
круг интересующих нас
Тест «Любишь ты с людьми ругаться? – тест поможет разобраться
Возможно ли устранение словесной агрессии из общения с детьми? Каким образом можно эффективно контролировать – своевременно предупреждать и оперативно устранять речевую агрессию ребенка, а также избегать агрессивных высказываний в собственной речи?
Очевидно, полностью устранить агрессию слова как из жизни современного общества в целом, так и из повседневного общения не представляется возможным. Причины вполне очевидны:
1. Наличие врожденных предпосылок агрессии и, как следствие, неизбежность тех или иных её проявлений в речи.
2. Многообразие видов и форм проявления агрессии слова.
3. Лояльность современного общества к данному явлению.
4. Негативные условия
существования человека в
5. Индивидуальные
психические и психологические
особенности отдельной
Однако, несмотря на это сложно опровергнуть и утверждение о том, что контролировать проявление агрессии в детской речи и сдерживать грубость в собственном поведении – вполне посильная задача для каждого цивилизованного человека.
В
настоящее время в педагогике,
психологии, риторике все чаще
говорят о таких понятиях, как
«санация общения», «оздоровление
общения», «способы общения, безвредные
для психического здоровья
Информация о работе Влияние речевой агрессии на формирование характера ребенка