Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.

2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.

4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5

1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5

1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25

2.1 Описание методов эмпирического исследования25

2.2 Анализ результатов исследования33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44

Работа содержит 1 файл

Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.docx

— 130.08 Кб (Скачать)

 

 

Вывод по 2 главе.

В этой главе мы ознакомились с процедурой исследования, а также рядом методик (Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН),  Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности), Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым, Методика «Кинетический рисунок семьи»), которые помогли нам для нашего исследования. А также для получения более верных данных нами был использован критерий U –Манна – Уитни.

Далее мы подтвердили гипотезу исследования, из которой подтверждается, что: развод как кризисная ситуация в семье, оказывает значительное влияние на личность ребенка. Это влияние затрагивает многие стороны личности, в первую очередь, дестабилизирует эмоциональную сферу, нарушает представления ребенка о себе и о его семье, снижает уровень его самочувствия и активности.

 

Заключение

 

Семья – древнейший институт человеческого общества. Она прошла сложный путь развития от родоплеменных  форм общежития к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Сегодня под семьей понимается ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Нарушение гомеостатических процессов в семейной системе, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения, называют семейным кризисом.

Существует два типа кризисов: нормативные и ненормативные. Для  нашей работы важно было рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары является ведущий ненормативным семейным кризисом. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.

В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными  причинами разводов являются материальные, бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи, супружеская неверность и другие.

Развод не является одномоментным  событием и имеет свою динамику проживания и определенные типы реагирования супругов на развод. Развод влияет не только на супругов, но в еще большей степени  – на детей. Ребенок при этом часто  переживает чувство печали, потерянности, депрессии.

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что развод оказывает значительное влияние  на личность ребенка. Так, изучение оперативной  оценки самочувствия, активности, настроения показало, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору  самочувствия чуть ниже нормы, это говорит  о том, что самочувствие этих детей  в целом удовлетворительно, но при  этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного  ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах.

Детей из семей, переживших развод, характеризует большая закрытость, более выраженная неудовлетворенность  собой и своими возможностями, сниженной  саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, сниженной самоценности. Этих детей характеризует недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно  переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать  о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и  самообвинение, что говорит о  готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные  недостатки.

Дети из семей, переживших развод, в целом ниже оценивают  собственное «Я» по отношению  к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей указывает на наличии дезадаптации у этих детей. В распавшихся семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье, у них наблюдается амбивалентное отношение к матери, и нарушение внутрисемейных контактов в целом.

Таким образом, полученные в  исследовании данные позволяют нам  сформулировать следующие выводы:

1. Кризисные ситуации  в семье являются ситуациями  наиболее острого эмоционального  и интеллектуального стресса.

2. Ведущий ненормативным  семейным кризисом является ситуация  развода.

3. Оказывая большое негативное  воздействие на взрослых членов  семьи, развод пагубно влияет  на развитие личности ребенка.

4. Влияние развода, как  кризисной ситуации в семье,  затрагивает многие стороны личности  ребенка, в первую очередь,  дестабилизируя эмоциональную сферу,  нарушая представления ребенка  о себе и о его семье, снижая  уровень его самочувствия и  активности.

5. Развод приводит к  снижению уровня адаптации ребенка,  уровня его саморегуляции, нарушению внутрисемейных отношений.

6. Наиболее чувствительными  к воздействию семейного неблагополучия  оказываются стержневые образования  личности ребенка – его представления  о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

 

  1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 356 с.
  2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вест. Моск. Ун-та. Психология. Сер. 14. – 1997. - № 2. – С. 60–72.
  3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе: Психол. консультация // Вопр. психол. – 1999. - №2. – С. 87-96.
  4. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.
  5. Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я так ненавижу // Комс. правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15.
  6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672с.
  7. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1994. – 80 с.
  8. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 83-88.
  9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1995.-№ 2.-С. 186-187.
  10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Петрополис, 2001. – 272 с.
  11. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, родители которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон] / Ольга Дробот // Семья и школа – 2000. - №5/6. – С. 20-23.
  12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. – 241 с.
  13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1996. – 216 с.
  14. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1998. – 129 с.
  15. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авицениум, 1994. – 156 с.
  16. Лофас Ж. Повторный брак: дети и родители. - СПб.: Речь, 2001. – 174 с.
  17. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? – М.: МЦНМО, 1995. – 148 с.
  18. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
  19. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А.Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.
  20. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.Н.Н. Посысоева.- М.: Академия, 2004. – 232 с.
  21. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г.Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
  22. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 424с.
  23. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.
  24. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2000. – 283 с.
  25. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М.: Педагогика, 1996. – 238 с.
  26. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологическом консультировании. – М.: Знание, 1991. – 278 с.
  27. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 179 с.
  28. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
  29. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 356 с.

 


Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка