Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.
2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.
4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5
1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25
2.1 Описание методов эмпирического исследования25
2.2 Анализ результатов исследования33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
Вывод по 2 главе.
В этой главе мы ознакомились с процедурой исследования, а также рядом методик (Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности), Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым, Методика «Кинетический рисунок семьи»), которые помогли нам для нашего исследования. А также для получения более верных данных нами был использован критерий U –Манна – Уитни.
Далее мы подтвердили гипотезу исследования, из которой подтверждается, что: развод как кризисная ситуация в семье, оказывает значительное влияние на личность ребенка. Это влияние затрагивает многие стороны личности, в первую очередь, дестабилизирует эмоциональную сферу, нарушает представления ребенка о себе и о его семье, снижает уровень его самочувствия и активности.
Заключение
Семья – древнейший институт человеческого общества. Она прошла сложный путь развития от родоплеменных форм общежития к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Сегодня под семьей понимается ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Нарушение гомеостатических процессов в семейной системе, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения, называют семейным кризисом.
Существует два типа кризисов: нормативные и ненормативные. Для нашей работы важно было рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары является ведущий ненормативным семейным кризисом. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.
В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются материальные, бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи, супружеская неверность и другие.
Развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания и определенные типы реагирования супругов на развод. Развод влияет не только на супругов, но в еще большей степени – на детей. Ребенок при этом часто переживает чувство печали, потерянности, депрессии.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что развод оказывает значительное влияние на личность ребенка. Так, изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения показало, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это говорит о том, что самочувствие этих детей в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах.
Детей из семей, переживших
развод, характеризует большая
Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и самообвинение, что говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Дети из семей, переживших
развод, в целом ниже оценивают
собственное «Я» по отношению
к социально-нормативным
Таким образом, полученные в исследовании данные позволяют нам сформулировать следующие выводы:
1. Кризисные ситуации
в семье являются ситуациями
наиболее острого
2. Ведущий ненормативным
семейным кризисом является
3. Оказывая большое негативное
воздействие на взрослых
4. Влияние развода, как
кризисной ситуации в семье,
затрагивает многие стороны
5. Развод приводит к
снижению уровня адаптации
6. Наиболее чувствительными
к воздействию семейного
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла свое подтверждение.
Список литературы
Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка