Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.
2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.
4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5
1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25
2.1 Описание методов эмпирического исследования25
2.2 Анализ результатов исследования33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
□ вынужденное раздельное проживание супругов («дистантная» семья);
□ бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;
□ добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки);
□ рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
□ употребление алкоголя и наркотиков;
□ супружеские дисгармонии
(измены, сексуальная
Для нашей работы важно определение И. Ганичевой, где развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары [25, с.96].
В настоящее время развод
как явление оценивается
В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию - воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.
По мнению Д.Зидера, факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, являются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, изменение места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая индивидуализация жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими полами [29, с.185].
Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толерантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. По мнению С.К.Нартовой-Бочавер, наиболее существенное значение приобретает наличие в семье детей [13, с.83]. Авторы считают, что ребенок достаточно часто выступает как последний аргумент в принятии решения супругов о разводе в пользу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удерживающим супругов от развода, по мнению авторов, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценное воспитание и образование.
В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):
♦ материальные, бытовые проблемы – 55 %;
♦ пьянство одного из супругов – 39 %;
♦ ослабление ценности семьи – 27 %;
♦ супружеская неверность – 19 %;
♦ психологическая
♦ однообразие и скука семейной жизни – 12 %;
♦ новая любовь – 11 %;
♦ отсутствие детей – 7 %;
♦ другое – 2 [1, с. 126].
Анализ литературы показывает, что развод включает два периода - собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы - неполной семьи.
В периоде развода К.Аронс выделяет три фазы [6, с.276]:
1. Обдумывание и принятие решения о разводе.
На протяжении этой стадии происходит нарастание деструктивности и дисгармоничности семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, дурное настроение, чувство разочарования, неудовлетворенности, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия. Снижение уровня субъективной удовлетворенности браком, чувство утраты любви приводят к возникновению холодности, враждебности и дистантности в отношениях супругов, что является индикатором начала процесса эмоционального развода.
2. Планирование ликвидации семейной системы.
Эта фаза начинается с момента
окончательного принятия решения о
разводе одним или обоими супругами.
Свойственные ей негативно-тревожный
эмоциональный фон
3. Сепарация.
Это завершающая фаза. Она
сопровождается прекращением ведения
супругами совместного
В постразводный период, когда происходит перестройка семейной системы и ее стабилизация, К.Аронс выделяет также три фазы [6, с.278]:
1) послеразводную (до одного года);
2) фазу перестройки (2 года);
3) фазу стабилизации (2 года).
Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.
Еще одно следствие развода, пишет К.Аронс, состоит в переживании бывшими супругами чувства личностного краха [6, с.281]. В большинстве случаев развод происходит по инициативе одной из сторон. Отвергнутый партнер особенно тяжело переживает решение о разводе. Постразводный синдром, включающий переживание депрессии, безысходности, утраты смысла жизни, страха и отчаяния, низкой самоценности, более характерен для женщин. Мужской вариант постразводного синдрома отличается чувством одиночества, подавленности, растерянности, нарушениями сна, аппетита, обращением к алкоголю, снижением интереса к профессиональной деятельности, сексуальными расстройствами.
Завершающей фазой послеразводного периода, по мнению автора, является фаза стабилизации. На этом этапе проблемы перестройки семьи успешно преодолены, между бывшими супругами устанавливаются ровные партнерские отношения, становится возможным их эффективное сотрудничество в воспитании детей. Психологическим критерием стабилизации семьи после развода является готовность бывших супругов принять прошлое, признать счастливые моменты своего брака и выразить благодарность партнеру за все хорошее, что им довелось пережить вместе.
Наиболее распространенными
стратегиями поведения в
1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.
2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уважения партнера.
3. Принимающая, обусловленная
адекватной оценкой реальности
и принятием ее такой, какая
она есть, что дает возможность
сохранить с бывшим партнером
отношения, не обесценивая
Таким образом, развод – это сложная кризисная ситуация в семье. Она затрагивает и меняет многие семейные характеристики, влияя на психологическое состояние как взрослых (бывших супругов), так и детей.
В данном параграфе мы рассмотрели такие понятия, как: ситуация, кризис, проблемная ситуация, семья, семейный кризис, развод, семейный развод. Данные понятия помогут нам в дальнейшем ознакомлении с данной работой.
Также мы ознакомились с подходом Р.Хилла к возникновению семейных кризисов, рассмотрели ряд причин приводящих к разводу, и разводу в целом как результату кризисного развития отношений супружеской пары.
Далее мы рассмотрим особенности
и последствия переживания
1.2 Особенности
и последствия переживания
кризисных ситуаций в семье
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном доме или перенаселенной городской квартире.
Многие жизненные ситуации, такие как бедность, развод родителей, переезд в другой город, серьезные болезни или тяжелые травмы, а также рост в условиях, опасных для жизни, являются постоянными источниками стрессов для детей и других членов их семей. Кризисные ситуации в семье действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья.
У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных [14, с.184]:
1. Потребность в любви,
доброжелательности и теплоте
чувств, называемая также потребностью
в эмоциональном контакте. Ребенок
должен чувствовать интерес
2. Необходимость в
3. Потребность в уважении.
Ребенок плохо себя чувствует,
если к нему относятся
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Среди основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок, В.А.Юницкий называет следующие [29, с.51]:
♦ Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, – те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов.
При всем разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невыполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту, события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.) противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи с разводом, показаны исследователями на материале социологических исследований восприятия разведенными после разводной ситуации.
♦ К ситуационным нарушениям
относятся трудности
Рассмотрим особенности переживания ребенком трудностей первого рода в контексте ненормативных семейных кризисов.
Переживание горя ребенком происходит не так, как у взрослого. Как указывает К.Лийк, ребенок, переживающий горе, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм - полная потеря речи на нервной почве [29, с.54] (этот сюжет довольно часто встречается в кино и в литературе, можно вспомнить фильм «Патриот» или книгу «Два капитана»). Автор указывает, что сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему «скучно», но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир.
Н.Аккерман указывает, что часто дети в состоянии горя часами выполняют однообразные действия - расставляют рядами игрушки, раскладывают по коробкам карандаши или пуговицы [1, с.112]. Они охотно соглашаются на самую рутинную работу, например, чистят картошку. Еще одно излюбленное их занятие - натягивать повсюду веревки и нитки, обматывая ножки мебели, связывая между собой разные предметы. Таким образом, пишет автор, они пытаются как бы «связать» оборванные нити своей жизни, помочь внутреннему процессу наведения порядка и преодоления хаоса.
Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка