Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.

2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.

4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5

1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5

1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25

2.1 Описание методов эмпирического исследования25

2.2 Анализ результатов исследования33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44

Работа содержит 1 файл

Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.docx

— 130.08 Кб (Скачать)

Выходя постепенно из стадии шока, ребенок может столкнуться  с новыми аспектами горя. Один из них, пишет М.И.Буянов, - гнев [10, с.64]. Взрослые тоже испытывают гнев после потери, злясь на врачей, которые не сделали всего необходимого, на самих себя, что не предусмотрели, не спасли, на судьбу, на самого ушедшего - почему не был осторожен, почему не лечился, почему не подумал о нас. Ребенку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики - ребенок еще не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей [10, с.65].

Самому ребенку его  злость кажется немотивированной, безадресной. А.Д.Андреева говорит о том, что  ребенок может ни с того ни с  сего, на фоне ровного настроения, вдруг  пнуть ногой игрушку, стул, или  ударить кулаком по чему придется [3, с.92]. Кроме вспышек ярости, могут  возникать дисфории - продолжительные  периоды дискомфорта, раздражения  непонятно на что и на все сразу. Ребенку может разонравиться  привычная еда, начинает раздражать одежда, мешают громкие звуки, сильные  запахи.

По мнению Й.Лангмейер и З.Матейчик, еще одна мучительная составляющая процесса переживания горя - ощущение вины [28, с.112]. В этом отношении дети гораздо уязвимее взрослых из-за особенностей его мышления. Для ребенка все, что происходит вокруг него, происходит из-за него. «Если мамы больше нет со мной - это из-за того, что я плохой. У хороших детей мамы не умирают».

Следует отметить, что дети обладают невероятным запасом жизненных  сил и способностью к адаптации, поэтому их горе не длится непрерывно, как у взрослых. Периоды горевания обычно сменяются просветами, когда ребенок, как ни в чем ни бывало, веселится, играет, смотрит любимые мультики. Дети словно делают перерывы в работе горя, справляясь с ним «по кусочкам».

Теперь о последствиях развода как ненормативного семейного  кризиса.

Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий  и повторения. Что же говорить о  переживаниях, чувствах ребенка, когда  он узнает о том, что родители решили развестись. Как пишет Ф.Дальто, развод для ребенка нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей [17, с.94]. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии. Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят подростки, они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются развестись. Автор пишет, что когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома.

Ж.Лофас указывает, что травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка [15, с.116]. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. Н.И.Олифирович указывает, что на остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и  степень вовлеченности ребенка  в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей  остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений  бывших супругов после развода [1, с.226].

Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие [6, с.256]:

1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность.

2. Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения и теперь ему приходится жить то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большой степенью вероятности подвергаются потрясению.

3. Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребенку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителем и ребенком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома.

Е.О.Смирнова пишет, что типичной поведенческой реакцией детей младшего школьного возраста и подростков на развод является непослушание, негативизм, бунт, протест, антисоциальное поведение [24, с.164].

Исследование особенностей реагирования детей дошкольного  возраста на развод показало, что дошкольники  из разведенных семей испытывали существенные трудности на протяжении года после развода, но на втором году их показатели эмоционального статуса  и личностного развития оказались  благополучнее, чем у детей из дисгармоничных семей [29, с.92]. Первые два  года после развода у дошкольников наблюдалась неблагоприятная симптоматика нарушений эмоционально-личностного  развития, затем происходила оптимизация, и через 3 года при благоприятных  условиях воспитания не наблюдалось  никаких признаков перенесенной психологической травмы.

Влияние распада семьи  на детей дошкольного возраста изучалось  в частности Т.П.Гавриловой. Она  выявила, что при нарушении контактов  с родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку  для ребенка распад семьи - это  ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к  отцу и матери [13].

По мнению О.Дробот, развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями [19, с.21].

Как указывают Й.Лангмейер и З.Матейчек, дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна [28, с.122]. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Как пишет Р.В.Овчарова, дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [13, с.128].

Результаты работы Д. Баумринд изучавшей особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей [цит. по 1, с.134], позволили выделить следующие факторы, влияющие на характер переживания детьми развода: пол родителя, пол и возраст ребенка, особенности поведения родителей в постразводный период.

Ученые указывают, что  пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние  на эффективность преодоления ситуации развода. Значительно большее число  поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети оставались в семье с родителем противоположного пола. Например, мальчики испытывали больше трудностей, чем девочки, если после  развода оставались с матерью [6, с.29]. Отношения мать - сын после развода складываются наиболее сложно, возможно из-за проекции на сына негативных качеств отца - виновника распада семьи, или чувства вины, которое неосознанно принимает на себя сын, идентифицируя себя с отцом, или чувства солидарности с отцом и негативной установки в отношении матери как виновницы разрушения семьи. Аналогично девочки тяжелее переживали развод, чем мальчики, если оставались жить с отцом. Однако в семьях с подростками, независимо от их пола, всегда резко возрастало количество проблем, если дети оставались жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположение, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведение детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.

Влияние пола и возраста ребенка на характер переживания  развода и адаптацию к его  следствиям находит выражение в  следующих тенденциях. Дети всех возрастов  реагируют резким всплеском поведенческих  проблем на развод родителей. Однако характер, выраженность, степень дезадаптивности реакции имеют возрастную специфику. Е.О.Смирнова пишет, что в младенческом возрасте такое влияние неблагоприятно и сказывается опосредованно через ухудшение социальной ситуации развития, качества материнской заботы, эмоционального состояния матери [53, с.149]. У младших школьников, указывает автор, менее заметна негативная симптоматика - успеваемость, дисциплина, но эти последствия более стабильны. Максимально неблагоприятно указанное влияние в подростковом возрасте, хотя у подростка уже есть ресурсы для самостоятельного переосмысления ситуации. Очень тяжело, пишет автор, когда дети сами взрослые, - развод родителей воспринимается ими как утрата стабильности мира. И повторные браки родителей тоже, даже после вдовства.

Итак, самыми уязвимыми в  ситуации развода оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки того же возраста адаптируются значительно быстрее.

Исчезновение особого  интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны  родителя, с которым он остался, пишет  Ж.Лофас, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы [15, с.89]. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает.

Долговременные последствия  развода для психического развития ребенка зависят от поведения  матери и отца. Ученые указывают, что  на эффективности переживания детьми развода оказывают влияние эмоциональная  стабильность родителя, с которым  ребенок остался жить; возможность  сохранения полноценного общения с  родителем, покинувшим семью; характер отношений между бывшими супругами - родителями ребенка. Как правило, после развода дети оказываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чувство личностной несостоятельности. После развода матери часто меняются на глазах у детей - становятся возбужденными, напряженными, амбивалентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонными к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и пр. Нехватка времени приводит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспитательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивности, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок переживает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчемности.

А.Фромм указывает, что позитивное развитие ребенка в неполной семье определяется рядом факторов [24, с.138]:

• Хорошее функционирование родителя. Альтруистическое самопожертвование матери - пренебрежение ею своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, - как правило, не порождает ответной готовности у ребенка и не делает его счастливым, поскольку подобная позиция находит выражение в искажении воспитания по типу потворствования и провоцирует искажение личностного развития ребенка, приводит к росту конфликтов и конфронтации в подростковом возрасте, в период автономизации ребенка. 3.Матейчек писал о том, что для того, чтобы ребенок был счастлив, родитель тоже должен быть счастлив [28].

• Родители в неполной семье  должны сохранять позитивные отношения  и возможность сотрудничества в  области воспитания ребенка. Категорически  должны быть исключены любые попытки  искажения образа экс-супруга, нельзя уходить от разговоров об отце и избегать упоминаний о нем.

• Необходимо расширять  круг общения ребенка: нужно создать условия для опробования и реализации его интересов - в клубах, кружках, секциях.

• Нельзя превращать ребенка  в предмет торговли, в средство манипулирования супругом. Часто  родители пытаются купить любовь ребенка (подарки, блага и т.д.).

Таким образом, кризисные  ситуации в семье не проходят бесследно  для ребенка. Дети имеют свои особенности  переживания кризисных ситуаций и последствия этих ситуаций часто  для детей трагичны.

 

Вывод по 1 главе.

В этой главе мы ознакомились с такими понятиями, как: ситуация, кризис, проблемная ситуация, семья, семейный кризис, развод, семейный развод.

В первом параграфе мы рассмотрели подход Р.Хилла к возникновению семейных кризисов, рассмотрели ряд причин приводящих к разводу, и разводу в целом как результату кризисного развития отношений супружеской пары.

Во втором параграфе нашей  работы мы изучили особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей по работе Д. Баумринд, а также рассмотрели ряд факторов для позитивного развода детей в неполной семье по исследованиям А. Фромма.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА

 КАК КРИЗИСНОЙ  СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

 

2.1 Описание методов эмпирического исследования

 

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического  анализа как:

Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка