Влияние семьи на развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на
развитие личности……………………………………………...6
Семья как социальный институт формирования личности…………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье……………………………………………………………………………… 12
2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей…………..……..................................................................23
2.1.Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей………………………………………………………………….….23
2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями…………………………………………………………………………29
2.3.Рекомендации для родителей по организации воспитательного процесса в семье……………………………………………………………………..…………32
Заключение……………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………38
Приложение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.87 Кб (Скачать)

 

                                                     КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Влияние семьи на развитие личности дошкольника»

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

Содержание :

Введение…………………………………………………………3

1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на

развитие личности……………………………………………...6

    1. Семья как социальный институт формирования личности…………………………………………………………………………6

1.2   Особенности взаимоотношений  детей и родителей в семье………………………………………………………………………………  12

2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей…………..……..................................................................23

2.1.Исследование и анализ стилей  семейного воспитания и их влияния на развитие детей………………………………………………………………….….23

2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями…………………………………………………………………………29

2.3.Рекомендации для родителей по организации      воспитательного процесса в семье……………………………………………………………………..…………32

Заключение……………………………………………………..37

Список использованных источников…………………………38

Приложение…………………………………………………….40

 

 

                                                2 

                                         Введение

        Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение  значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину  сформировался как личность. Семьи  бывают  совершенно  разными.  В  зависимости  от  состава  семьи,  от отношений в семье к  членам  семьи  и  вообще  к окружающим  людям, человек смотрит на  мир  положительно  или  отрицательно,  формирует  свои  взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также  на  то, как человек в дальнейшем будет строить  свою  карьеру,  по  какому  пути  он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но  может  не  дать  ничего.  Есть ведь и неполные семьи, и семьи  с  родителями  или  детьми-инвалидами.  Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях  кардинально  отличаются  от воспитания  в  обычной  полной  семье.  Также  отличается  и  воспитание   в многодетных семьях; в  семьях,  где  часты  конфликты  между  родителями;  в семьях с различными  стилями  воспитания,  т.е.  сколько  семей,  столько  и вариантов  воспитания  личности.  Кроме  того,  человек  может  и  не  стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений,  если он подчиняется всему, чего от него хотят.  И  в  данном  случае  тоже  много зависит от семьи, именно поэтому данная тема является актуальной.

       Семья   может  выступать  в  качестве  как  положительного,   так   и

отрицательного фактора  воспитания.  Положительное  воздействие  на  личность ребенка состоит в том, что никто, кроме  самых  близких  для  него  в  семье людей — матери , отца, бабушки, дедушки,  брата,  сестры  — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о  нем и

                                                                 3

вместе  с тем  никакой  другой  социальный  институт  не  может  потенциально  нанести столько вреда в воспитании.

       В связи  с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о   том,

как  сделать  так,  чтобы  максимизировать  положительные  и  минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо чётко определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

       Именно  в семье индивид получает первый  жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных  ситуациях.  Очень  важно,  чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными  примерами,  чтобы он видел, что у взрослых теория  не  расходится  с  практикой;  в  противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

       Проблема влияния семьи на  становление личности была и  остается одной из важнейших  проблем социальной психологии.

Цель исследования - выявить особенности влияния семьи на развитие личности  ребёнка дошкольного возраста.

Объект исследования  -   личность ребёнка дошкольного возраста.

Предмет исследования  -    личностные особенности ребёнка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования  -  семья может оказывать большое влияние на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.

        Для проверки гипотезы  были определены  методы исследования:

-  теоретические (изучение  и анализ литературы по проблеме);

- эмпирическ ие (наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в

нем усилена актуальность проблемы влияния семьи на развитие личности

ребёнка дошкольного возраста.

                                                                       4

 Практическая  значимость: материалы, основные положения и выводы исследования  могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.

Структура работы : работа состоит из введения, 2-х глав ,заключения и  списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                                  5

        1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на развитие личности.

1.1.Семья как  социальный институт формирования  личности.

 Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло , А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.

Внутренняя установка  человека в системе внутрисемейных отношений - это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться. [2, 230 с.]

В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к  ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений.

Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым  минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком  и личностью. И,  вместе с тем, никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может  сделать семья. Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка. Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием

                                                    6

детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры  на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для  формирования личности ребенка. Дети , разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

Рассматривая проблемы современной  семьи, психологи дают социально-психологическую  оценку семьи. Семья представляет собой  малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими  только ей. Это нормативная заданость - зависимость от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и расторжения брака , представления о возрасте вступления в брак и т.д.; гетерогенность состава семьи по полу и возрасту ; закрытость - вхождение в семью новых членов регламентировано; естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка; полуфункциональность ; длительность истории семьи, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как в социальной системе различают несколько  видов отношений (Н. Соловьев): [6, 51 с.]

 Социально-биологические отношения в семье охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства, эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности.

 Хозяйственно -экономические отношения охватывают ведение домашнего

                                                                 7

хозяйства, соблюдение семейного  бюджета, распределение обязанностей и пр.Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми.

Нравственные отношения включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового воспитания.

 Психологические отношения охватывают сферу различных психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата.

 Эстетические отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения, наряду с нравственными и психологическими, образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус человека.

Социальная сущность семьи  проявляется в её функциях: репродуктивной, хозяйственно-потребительской и  воспитательной. Репродуктивная функция -это воспроизводство населения. С детства должно формироваться чувство уважения к семье, к родителям, к братьям, сестрам, к общению в семье. Репродуктивная функция зависит прежде всего от стабильности семьи. Хозяйственно-потребительская функция включает ведение домашнего хозяйства, расчет домашнего бюджета, управление семьей, проблему труда, социализацию ребенка. Как отмечалось выше, исследователи все чаще

                                                      8

подчеркивают эмоционально-терапевтическую функцию семьи, значение феры психотерапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.). Одной из важнейших является воспитательная функция. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. На личность ребенка оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни, ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная система межличностных отношений в семье в первую очередь от супружеских взаимоотношений.

Существует четыре признака семьи[6, 89 с.] :

-    брачные или  крово- родственные связи между её членами;

-  совместное проживание  в одном помещении; общий семейный  бюджет;

-  эмоциональная привязанность  супругов, родителей, детей друг  к другу;

А.В. Мудрик выделяет шесть  функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное  развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция  играет определяющую роль, которая  не может быть компенсирована другими  институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах  ее влияние остается ведущим, но перестает  быть единственным.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно  относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность  у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям  обоего пола. Отсутствие в семье  отца или его формальное наличие  делает эффективность половой социализации проблематичной.

                                                         9

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка.

Американский исследователь  Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет  важное; значение в овладении человеком 
социальными нормами. 

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических  отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень  притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Информация о работе Влияние семьи на развитие личности дошкольника