Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.
2. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье.
4. Эмпирически исследовать влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА5
1.1 Кризисные ситуации в семье. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары5
1.2 Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА25
2.1 Описание методов эмпирического исследования25
2.2 Анализ результатов исследования33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ44
Интерпретацию рисунка условно разделим на три части: 1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.
При оценке эмоционального
отношения ребенка к членам семьи
следует обращать внимание на следующие
моменты графических
О восприятии других членов семьи и «Я–образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании такого математического метода как U-критерий Манна – Уитни. Настоящий статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном, затем был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.
Этот метод определяет,
достаточно ли мала зона перекрещивающихся
значений между двумя рядами. 1-м
рядом (выборкой, группой) мы называем
тот ряд значений, в котором
значения, по предварительной оценке,
выше, а 2-м рядом - тот, где они
предположительно ниже. Чем меньше
область перекрещивающихся
Процедура исследования состояла из следующих этапов: на первом этапе осуществлялся анализ доступной литературе по данной проблеме, затем - выдвижение гипотезы, для проверки которой был определен план научного исследования, включающий в себя выбор объекта, то есть группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент. В плане уточнялся предмет исследования и указывалось время и место проведения исследования. На следующем этапе осуществлялось проведение исследования по научному плану. Следующий этап включал в себя первичный анализ данных, полученных после фиксации результатов эксперимента, их интерпретацию, обобщение.
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы - экспериментальная и контрольная (по 23 человека в каждой группе) - детей из полных семей (контрольная группа) и семей, недавно переживших развод (менее одного года назад) (экспериментальная группа) в возрасте 9-11 лет, учащихся 3 – 5 -х классов. Всего в исследовании приняли участие 46 человек.
Базой исследования выступил Павлодарский филиал Предприятия ООО «Гелиос» г.Пятигорска.
Исследование проводилось с января по апрель 2010 года.
2.2 Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам:
1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод.
2. Анализировалась реактивная
и личностная тревожность
3. Исследовались особенности самоотношения участвующих в исследовании детей.
4. Изучались особенности восприятия детьми семьи и семейных отношений.
Изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения осуществлялось нами с помощью методики САН. Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 1 Приложения 2, а их процентное соотношение показано на рисунках 1 и 2.
Анализ полученных данных показывает, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это может свидетельствовать о том, что самочувствие в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах. Настроение у детей из неполных семей также понижено.
Рисунок 1. Результаты изучения самочувствия, активности, настроения детей из полных семей
Рисунок 2. Результаты изучения самочувствия, активности, настроения детей из семей, переживших развод.
У детей из полных семей результаты по фактору активности находятся у большинства в пределах нормы. Это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя комфортно. А результаты по факторам «самочувствия» и особенно «настроения» немного превышают норму, что может свидетельствовать о присутствии возбужденности в настроении и учебной деятельности.
Таким образом, сравнив результаты по методике САН, можно говорить о том, что у детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из семей, переживших развод. Это свидетельствует о том, что дети из полных семей эмоционально более адаптированы, нежели дети из семей, которые недавно пережили развод.
Далее нами анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из полных семей и семей, недавно переживших развод. Для изучения названных параметров использовалась методика Спилбергера.
Спилбергер под тревожностью понимал особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной (реактивной). Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.д.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Реактивная (ситуационная) тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола и т.д.
Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 2 Приложения 2 и показаны на рисунках 3 и 4.
Анализ полученных данных говорит, что детей из семей, недавно переживших развод, характеризует повышенный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Как мы знаем, личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности.
Рисунок 3. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из полных семей
Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Для детей из семей, переживших развод, свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги.
Рисунок 4. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из семей, переживших развод
Высокие и повышенные показатели реактивной тревожности характеризуют этих детей повышенным напряжением, беспокойством, нервозностью. Можно говорить о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из семей, где недавно произошел развод.
Результаты изучения особенностей самоотношения детей из полных семей и семей, переживших развод (таблицы 3 и 4 Приложения 2) показаны на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5. Результаты изучения особенностей самоотношения детей
(шкала 1 - внутренняя честность; шкала 2 – самоуверенность; шкала 3 – саморуководство; шкала 4 - зеркальное «Я»; шкала 5 – самоценность; шкала 6 – самопринятие; шкала 7 – самопривязанность; шкала 8 - внутренняя конфликтность; шкала 9 – самообвинение)
Сравнительный анализ полученных данных показывает, что детей из семей, переживших развод характеризует большая закрытость, более выраженная неудовлетворенность собой и своими возможностями, сниженной саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, сниженной самоценности. Этих детей характеризует недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и самообвинение, что говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Анализ полученных данных показывает (рис.6), что у детей из семей, переживших развод, снижены значения по шкалам самоуважения, аутосимпатии и повышены по шкале внутренней неустроенности. Они в целом ниже оценивают собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей говорит на наличии дезадаптации у этих детей.
Рисунок 6. Соотношение значений по шкалам второго порядка
Данные, полученные с помощью
объективных методов
Анализ методики «Кинетический
рисунок семьи» был направлен
на изучение личности ребенка, в особенности
его эмоциональной сферы. Анализ
полученных данных показывает, что
дети из семей, недавно переживших развод,
очень часто уменьшали состав
семьи, «забывая» нарисовать тех
членов семьи, которые им эмоционально
менее привлекательны, с которыми
сложились конфликтные
В основном на всех рисунках
у детей из полных семей было чувство
общности, так как дети не отдаляли
членов семьи друг от друга. По рисункам
видно, что между всеми нарисованными
членами семьи есть чувство сплоченности
и поддержки. Это очень важно
для построения хороших отношений
между всеми членами семьи. На
рисунках детей из полных семей семьи
изображены в полном составе. Это
говорит о том, что семьи этих
детей дружные, то есть ребенок выражает
положительные эмоциональные
Сравнивая рисунки детей из полных семей и семей, переживших развод, можно сделать следующие выводы:
- в распавшихся семьях
дети испытывают чувство
- в 22 % рисунков отсутствует
мать, тем самым ребенок из
распавшийся семьи выражает
- дети из семей, недавно переживших развод, в 20 % выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;
- нарушения внутрисемейных
контактов наблюдается у 25 % детей
из распавшихся семей,
Данные по различиям в двух группах представлены в таблице 5 Приложения 2.
По нашим наблюдениям, дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются об успеваемости и поведении детей. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из семей, недавно переживших развод, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но учителя подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей.
Использование U – критерия Манна – Уитни показало, что практически по всем изучаемым параметрам наблюдается значимость различий в уровне исследуемого признака. Так, наиболее достоверные различия обнаружены по параметрам «Настроение», «Реактивная тревожность», «Личностная тревожность», «Открытость», «Зеркальное «Я», «Самообвинение» (уровень значимости 0,01). Значимые различия по параметрам «Самочувствие», «Активность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность» (уровень значимости 0,05).
Не обнаружено различий по уровню измеряемого признака по шкалам «Самоуверенность», «Самоценность».
Таким образом, развод как кризисная ситуация в семье, оказывает значительное влияние на личность ребенка. Это влияние затрагивает многие стороны личности, в первую очередь, дестабилизирует эмоциональную сферу, нарушает представления ребенка о себе и о его семье, снижает уровень его самочувствия и активности.
Информация о работе Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка