Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42
Гипотеза: Особенности видов педагогических коммуникаций взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников; они способны влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.
В соответствии
с целью и гипотезами
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2. Разработать методику исследования;
3. Проанализировать полученные результаты;
4. Сделать выводы.
3.2. Методики исследования.
В качестве испытуемых выступили:
20 учеников 2-го класса СШ № 15 г. Егорьевска, Московской области;
Для решения поставленных задач был использован метод анкетирования (см. приложение №1)
Анкетирование применялось для определения социальных характеристик испытуемых и получения дополнительной информации об окружении учащихся. Использовались открытые вопросы без предлагаемых вариантов ответов.
3.3. Результаты исследования.
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать с взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога.
Первый вопрос был именно таким: Что такое музыка? Ответы учащихся были разнообразными: это природа; это птицы; это море; это искусство; ритм; мелодия; песня; звук.
То есть каждый из них понимает музыку по-своему и воспринимает ее тоже по-своему: кто видит музыку в красоте природы, кто поднимает свое настроение в стиле ритмической музыки дома и на улице, кто наслаждается красотой классики на уроках музыки и в театрах, а кто просто очень любит петь один или всем классом.
На вопрос: Любите ли вы музыку? ни один из учащихся не дал отрицательного ответа.
Как часто слушаете вы музыку? – звучал третий вопрос. И школьники вновь подтверждают, что музыка играет важную роль в их жизни, большинство из них (85 %) сообщают, что без музыки не проводят ни дня.
Какие виды музыки вы знаете? И где о них узнали? Учащиеся дали правильные ответы, что бывает музыка популярная, классическая, марш, бывает музыка строгая, возвышенная (в церквях, например), нежная и вдумчивая (дома, на уроках музыки, в театрах), живая и задорная (на улицах и площадях города). Чаще всего (94 % учащихся) ребята утверждают, что о тайнах музыкального искусства узнали на уроках музыки.
Следующий вопрос звучал так: Согласны ли вы с утверждением, будто музыка существует ради развлечения? Многие утверждают, что с музыкой возникают чувства (переживания, ощущения). А от этого зависит настроение (хорошее или плохое). В зависимости от настроения можно говорить о взаимоотношениях с другими. Музыка в кино, в балете, в рекламе, в видеоклипах своего рода тоже развлечение.
На вопрос: Где вы предпочитаете слушать музыку? большинство учеников (58 %) отмечают культурно-развлекательные мероприятия, 12 % утверждают, что лучше слушать музыку дома в тишине, так она воспринимается «всей душой», остальные 30 % учащихся предпочитают слушать музыку на уроках, когда учитель может что-то подробное рассказывать о смысле в музыке – «тогда это очень интересно».
Как вы думаете, чем отличается легкая музыка от серьезной? «Легкая музыка быстрая, а серьезная медленная», «Серьезная – грустная музыка, а легкая – веселая», «Серьезная – очень красивая музыка, под нее успокаиваешься и отдыхаешь», «Серьезная музыка – это искусство, ее надо ценить» - такие варианты ответов предлагали большинство школьников.
Приходилось ли вам слушать серьезную музыку, где? Из ответов учащихся стало понятно, что только школа и уроки музыки прививают интерес к серьезной музыке и в основном только в школе учащимся предоставляется возможность ее слушать.
Какое впечатление произвела на вас такая музыка? Многие учащиеся утверждают, что такая музыка вызывает у них настоящую эмоциональную бурю – после этой музыки «хочется плакать или смеяться», «иногда чувствуешь полное успокоение, а иногда – как будто в тебе находится настоящий бурлящий вулкан». «Одна музыка вызывает слезы, другая – улыбку» – продолжают юные школьники.
На вопрос: Если музыка вам нравится, делитесь ли вы своими впечатлениями с приятелем или подпеваете, отстукивая ритм ногой? - большинство девочек и мальчиков утверждают, что человек общается с помощью речи, но может быть и общение с помощью музыки – это передача своего настроения своему товарищу, это выражение себя через музыку, умение себя показать.
Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?
98 % учащихся дали утвердительный ответ – «серьезная музыка невозможна без воображения», «всегда, когда слушаешь музыку, встает какая-нибудь прекрасная картина»
Нравится ли вам читать стихи вслух? Имеют ли они связь с музыкой? Многие ученики ответили, что поэзия и музыка, очень близкие родственники. Стихи, которые стали песнями приятно не только читать, но и петь.
Приходилось ли вам сочинять песенки? «Песни сочинять очень сложно», - утверждают второклассники, - «но некоторым 21% учащимся удавалось сочинять небольшие куплеты в виде частушек».
Можете ли вы согласиться с утверждением, что музыка не занимает главную роль в жизни человека, без нее можно прожить? «Без музыки прожить нельзя» - это самое главное утверждение среди учеников. «Музыка способна управлять чувствами, настроением и действиями человека, человек без этого не существует».
Заключение.
Музыкальное воспитание – это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека. Аудиально-интонационный канал восприятия позволяет еще задолго до появления вербального общения получать ту первичную информацию об окружающем мире, усвоение которой дает возможность получить новый опыт мироощущения, способствующий лучшему пониманию себя и других.
Эмоциональная сфера
ребенка – фундамент его
Чуткость основана на чувствительности нервных клеток мозга, его внутренних «струн», способных, если использовать сравнение с музыкальным инструментом, легко откликаться на соответствующий им тон извне.
Здоровому ребенку присуща высокая степень врожденной чувствительности ко всем проявлениям окружающей жизни и воздействиям людей, находящихся рядом. В частности ребенок от природы чрезвычайно восприимчив ко всем характеристикам звука: высоте и ритмической организации, динамике, тембру. Однако в современной (излишне дистанцированной от ребенка или невротичной) семье врожденная чувствительность ребенка часто детренируется либо чрезмерным ограничением доступа многообразных звуков («дома ходят все на цыпочках»), либо разрушается сверхсильными раздражителями (излишними источниками шума, криками, диссонирующей и резко контрастной звуковой атмосферой). Эмоциональная сфера, становится похожей на испорченный аппарат, который накапливает в основном лишь деструктивный опыт эмоциональных состояний, негативных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития.
Очевидно, что музыкальная деятельность несет в себе не только богатейшие возможности развития способностей восприятия звуковой палитры мира, но и может выполнять функции психотренинга таких психических свойств, как эмоциональная устойчивость, организованность, управляемость и лабильность, гибкость, отзывчивость. Однако в построении таких индивидуализированных программ музыкального развития требуется знание механизмов личностного развития и особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка.
Потребность в объективации
музыкально-нормативных
Очевидно, что в основе педагогической работы лежат не столько музыкально-исполнительские задачи, сколько задачи развития эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, где музыка становится средством, а не целью. Именно это и называют общим развитием. Но в этом случае необходимо понимать соотношение, взаимообусловленность предметно-музыкальной деятельности и психических свойств ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.
2. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. «Союз», 2004.
4. Гладунцова М.А., Замятина И.А., Школяр В.А.,
Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1класс (программа и методика). - Москва, 1996.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 7
6.Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак:
Рассказы о невербальной коммуникации. - М.:Молодая гвардия, 1991
7. Захарова А.В., Слободчиков В.И., «Мир детства», Младший школьник.-
Москва «Педагогика» 1988.
8. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В.,
Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие.
“Радуница”, 1994.
9. Кондратюк Н.Н., Музыка в школе. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера»,2005.
10.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии //Вопросы психологии. 1990 №8
11. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.
12. Петровский А.В. Введение в психологию. - Москва: “Академия”, 1995.
13. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
14. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.:Эксмо-Пресс,2000.
15.Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6.
16.Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. 1994 № 6.
17. Сидоров П. И., Парняков А.В. Клиническая психология.- М.: ГЭОТАР- Мед., 2002.
18.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2004.
19.Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал. 1994 № 6.
20. Юсупов Ф.М. Психология взаимопонимания.- К : Татарское книжное издательство, 1999.
21. Экзюпери А. «Школьная библиотека», 1982.
Приложение №1
Анкета
Ф.И.учащегося ______________________________
Класс _____________________