Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

1. Автократический (самовластный) стиль предполагает осуществление преподавателем единоличного управления коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет ученикам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

2. Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками.

3. Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся. Он стремится понять, убедить их, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных».

4. Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими.

5. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися либо идет на поводу «их желаний».

6. Непоследовательный, алогичный стиль предполагает использование преподавателем в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого из названных стилей руководства.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессионалы установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающее увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника.

3. Общение-дистанция, которое постоянно прослеживается во взаимоотношениях во всех сферах: в обучении (со ссылкой на авторитет и профессионализм), в воспитании (со ссылкой на жизненный опыт и возраст).

4. Общение-устранение, являющееся негативной формой общения, антигуманной, вскрывающей педагогическую несостоятельность.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

М. Тален предлагает собственную  типологию профессиональных позиций  учителей, основанием которой является выбор роли педагога с учетом собственных потребностей, а не потребностей учащихся. (таб. 1)

Таблица 1

Типология профессиональных позиций

 

Модель 1

Учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно

«Сократ» 

 их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм,

 

несистематичность в учебном процессе из-за

 

постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных

 

позиций, учатся их отстаивать.

Модель 2

Учитель считает главным достижение согласия и установление

«Руководитель

сотрудничества между учащимися. Он отводит себе роль

групповой

посредника, для которого поиск  демократического согласия

дискуссии» 

важнее результата дискуссии.

Модель 3

Учитель выступает как образец  для подражания.

«Мастер» 

 

Модель 4

Учитель избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен

«Генерал»

жестко добивается послушания.

Модель 5

Учитель сопряжен с атмосферой эффективной деятельности

«Менеджер»

класса, поощрением их инициативы и  самостоятельности.

Модель 6

Учитель играет роль вдохновителя групповых  усилий, для 

« Тренер»

которого главное - конечный результат. Учащиеся подобны

 

игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен 

 

как индивидуальность, но все вместе они могут многое.

Модель 7

Учитель - воплощенный образ «ходячей энциклопедии».

«Гид»

Лаконичен, точен, сдержан. Технически безупречен и имен-

 

но поэтому нередко откровенно скучен.


 

 

 

 

Модели поведения  преподавателя 

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько  моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом (таб. 2):

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Модели поведения  преподавателя

 

Модель диктаторская

Характеризуется отстраненностью  преподавателя.

«Монблан»

Педагогические функции сведены к информационному

 

общению при отсутствии личностного взаимодействии.

   

Модель 

Слабая обратная связь в виду барьеров общения:

неконтактная 

отсутствие желания к сотрудничеству; информационный

«Китайская стена»

, а не диалоговый характер  занятия; не-

 

произвольное подчеркивание преподавателем сво-

 

его статуса.

Модель 

Основана на избирательных отношениях с обучаемыми.

дифференцированного

 

внимания 

 

«Локатор»

 

Модель 

Преподаватель в общении как  бы замкнут на себя:

гипорефлексная 

его речь большей частью представляет собой монолог.

«Тетерев»

 

Модель 

Преподаватель озабочен не столько содержательной

гиперрефлексная

 

стороной взаимодействия, сколько  тем, как 

«Гамлеrrр 

он воспринимается окружающими. Межличностные

 

отношения возводятся им в абсолют.

Модель негибкого 

Взаимоотношения строятся по жесткой программе,

реагирования 

но преподаватель не обладает чувством пони-

 

мания меняющейся ситуации общения.

Модель 

Учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется

авторитарная 

на преподавателе. Он - главное и единственное

«Я сам»

действующее лицо.

Модель активного 

Преподаватель постоянно находится  в диалоге с 

взаимодействия 

обучаемыми, держит их в мажорном настроении,

«Союз» 

поощряет инициативу, легко схватывает изменения

 

в психологическом климате группы и гибко 

 

реагирует на них.


 

Кроме того, учитель должен обладать:

1. Высокой языковой культурой, богатым словарным запасом. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая,  низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий).

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в  общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительными качествами голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки- это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

 Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации  человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53% («говорим голосом, беседуем всем телом» ) Публиций [19, ст. 69]

Большинство исследователей разделяют мнение ,что словесный  канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение  ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно  и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Обратимся к работам  Е.А Петровой [16, с. 45], А.А. Леонтьева, где рассмотрены наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.

1. Общетелесное самораспоряжение: манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

               - повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

               - у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

               - психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;

               - умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.

4. Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно ,что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.

5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.

 

 

1.3. Специфика  общения в музыкально-педагогическом  процессе.

Отметим еще раз, что  педагогическое общение - целостная  система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Специалисты, работа которых  связана с воздействием на людей, должны учитывать, что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и так называемый “терапевтический эффект воздействия”. Вступая в контакт с окружающими людьми необходимо учитывать очень и очень много элементов, которые воздействуют на партнеров: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу, наконец, владение деловым протоколом.

«Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека»  писал Д.Д Шостакович./9, ст3/

Музыка передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно развивать и совершенствовать, если музыкант решил специализироваться в педагогической деятельности. Демократические приемы и способы руководства наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат для ее развития.

 Искусство как специфическая  форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.

 Музыка невербальна,  язык дирижера невербален, живописное  полотно, скульптура, графика, архитектура  - все это невербальные “тексты”.

На уроках музыки мимика и жесты (руки!) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа песни происходит самое первое, наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение, образ в музыке.

 При разучивании и исполнении основная нагрузка при передаче информации «падает» на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.

 Немаловажную роль в ощущении и восприятии музыки играет слушание музыки. Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения. Развивать музыкальное восприятие – значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемое композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации.

Во время беседы или монолога учителя доля невербального воздействия занимает, как обычно, 2/3.

При взаимодействии с  детьми большую роль играет визуальный контакт. Обращаясь взглядом по - очереди к каждому ученику, педагог обращается  лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.).

Тактильный контакт имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело.

Информация о работе Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки