Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42
1. Автократический (самовластный) стиль предполагает осуществление преподавателем единоличного управления коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет ученикам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.
2. Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками.
3. Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся. Он стремится понять, убедить их, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных».
4. Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими.
5. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися либо идет на поводу «их желаний».
6. Непоследовательный, алогичный стиль предполагает использование преподавателем в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого из названных стилей руководства.
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессионалы установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.
2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающее увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника.
3. Общение-дистанция, которое постоянно прослеживается во взаимоотношениях во всех сферах: в обучении (со ссылкой на авторитет и профессионализм), в воспитании (со ссылкой на жизненный опыт и возраст).
4. Общение-устранение, являющееся негативной формой общения, антигуманной, вскрывающей педагогическую несостоятельность.
5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
М. Тален предлагает собственную типологию профессиональных позиций учителей, основанием которой является выбор роли педагога с учетом собственных потребностей, а не потребностей учащихся. (таб. 1)
Таблица 1
Типология профессиональных позиций
Модель 1 |
Учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно |
«Сократ» |
их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, |
несистематичность в учебном процессе из-за | |
постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных | |
позиций, учатся их отстаивать. | |
Модель 2 |
Учитель считает главным достижение согласия и установление |
«Руководитель |
сотрудничества между |
групповой |
посредника, для которого поиск демократического согласия |
дискуссии» |
важнее результата дискуссии. |
Модель 3 |
Учитель выступает как образец для подражания. |
«Мастер» |
|
Модель 4 |
Учитель избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен |
«Генерал» |
жестко добивается послушания. |
Модель 5 |
Учитель сопряжен с атмосферой эффективной деятельности |
«Менеджер» |
класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. |
Модель 6 |
Учитель играет роль вдохновителя групповых усилий, для |
« Тренер» |
которого главное - конечный результат. Учащиеся подобны |
игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен | |
как индивидуальность, но все вместе они могут многое. | |
Модель 7 |
Учитель - воплощенный образ «ходячей энциклопедии». |
«Гид» |
Лаконичен, точен, сдержан. Технически безупречен и имен- |
но поэтому нередко откровенно скучен. |
Модели поведения преподавателя
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько
моделей поведения преподавател
Таблица 2
Модели поведения преподавателя
Модель диктаторская |
Характеризуется отстраненностью преподавателя. |
«Монблан» |
Педагогические функции сведены к информационному |
общению при отсутствии личностного взаимодействии. | |
Модель |
Слабая обратная связь в виду барьеров общения: |
неконтактная |
отсутствие желания к сотруднич |
«Китайская стена» |
, а не диалоговый характер занятия; не- |
произвольное подчеркивание | |
его статуса. | |
Модель |
Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. |
дифференцированного |
|
внимания |
|
«Локатор» |
|
Модель |
Преподаватель в общении как бы замкнут на себя: |
гипорефлексная |
его речь большей частью представляет собой монолог. |
«Тетерев» |
|
Модель |
Преподаватель озабочен не столько содержательной |
гиперрефлексная
|
стороной взаимодействия, сколько тем, как |
«Гамлеrrр |
он воспринимается окружающими. Межличностные |
отношения возводятся им в абсолют. | |
Модель негибкого |
Взаимоотношения строятся по жесткой программе, |
реагирования |
но преподаватель не обладает чувством пони- |
мания меняющейся ситуации общения. | |
Модель |
Учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется |
авторитарная |
на преподавателе. Он - главное и единственное |
«Я сам» |
действующее лицо. |
Модель активного |
Преподаватель постоянно находится в диалоге с |
взаимодействия |
обучаемыми, держит их в мажорном настроении, |
«Союз» |
поощряет инициативу, легко схватывает изменения |
в психологическом климате группы и гибко | |
реагирует на них. |
Кроме того, учитель должен обладать:
1. Высокой языковой культурой, богатым словарным запасом. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий).
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительными качествами голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки- это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.
Исследования показывают,
что в ежедневном акте
Большинство исследователей разделяют мнение ,что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.
Обратимся к работам Е.А Петровой [16, с. 45], А.А. Леонтьева, где рассмотрены наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.
1. Общетелесное самораспоряжение: манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.
- повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
- у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
- психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
- умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.
2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.
4. Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно ,что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.
5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.
1.3. Специфика
общения в музыкально-
Отметим еще раз, что
педагогическое общение - целостная
система социально-
Специалисты, работа которых связана с воздействием на людей, должны учитывать, что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и так называемый “терапевтический эффект воздействия”. Вступая в контакт с окружающими людьми необходимо учитывать очень и очень много элементов, которые воздействуют на партнеров: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу, наконец, владение деловым протоколом.
«Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека» писал Д.Д Шостакович./9, ст3/
Музыка передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно развивать и совершенствовать, если музыкант решил специализироваться в педагогической деятельности. Демократические приемы и способы руководства наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат для ее развития.
Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.
Музыка невербальна, язык дирижера невербален, живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные “тексты”.
На уроках музыки мимика и жесты (руки!) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа песни происходит самое первое, наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение, образ в музыке.
При разучивании и исполнении основная нагрузка при передаче информации «падает» на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.
Немаловажную роль в ощущении и восприятии музыки играет слушание музыки. Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения. Развивать музыкальное восприятие – значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемое композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации.
Во время беседы или монолога учителя доля невербального воздействия занимает, как обычно, 2/3.
При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт. Обращаясь взглядом по - очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.).
Тактильный контакт имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело.