Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

 

Рефлексивные знания, как указывает известный польский психолог К. Обуховский - «плод раздумий самого человека, результат самостоятельного осмысления им действительности и фундамент сознательной активности личности, оригинальной интерпретации и творческого изменения мира). Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остается один на один со своей совестью.

Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать в бессознательных пластах его психики.

Восприятие  музыкального ритма 

Могущество музыкального ритма столь велико, что позволило в свое время Н.А. Римскому-Корсакову патетически воскликнуть: «И все-таки, главное в музыке - ритм и только он один!»

Ритм пронизывает всю  жизнь человека от первых до последних его дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Есть все основания  предполагать, что в процесс е  восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса - совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально- ритмической пульсации.

Лица со слабой нервной  системой будут гораздо тоньше и  глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, предпочтут музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго. Обладатели слабого типа - будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке.

Грей Уолтер пишет, что  «наблюдая исчезновение и развитие ритмов мозга у детей, можно в известной мере прослеживать процесс формирования характера и устанавливать необходимость и форму внешнего вмешательства в этот процесс». Может, многим математикам музыка помогает решать сложные научные проблемы? И предлагая человеку, склонному к отвлеченному мышлению, музыку средних и умеренных темпов, не сможем ли мы его сделать более эмоциональным непосредственным?

ПАМЯТЬ

Гигантской музыкальной  памятью обладали В. Моцарт, Ф. Лист, Н.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов. Они без труда могли запоминать почти всю музыкальную литературу.

С точки зрения Н.А. Римского-Корсакого, «музыкальная память, играя важную роль в области всякого умственного  труда, сложнее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».

Но согласно другой точке  зрения, музыкальная память «поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий».

МЫШЛЕНИЕ 

Особенность здоровой психики  ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете, какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар?

 Ребенок стремится  к знаниям, а само усвоение  знаний происходит через многочисленное  “зачем?” “как?” “почему?”.  Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию  и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

 Конечно, младший  школьник может мыслить логически,  но следует помнить, что этот  вопрос сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

 Мышление ребенка  в начале обучения в школе  отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств, предметов, как длина, объем, вес и другие.

 Отсутствие систематичности  знаний, недостаточное развитие  понятий приводит к тому, что  в мышлении ребенка господствует  логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость оттого, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Система соотношения  музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.

Система музыкального мышления складывается в социальной сфере, в процессе общения людей друг с другом, и поэтому каждая нация имеет свою музыкальную культуру, отличающуюся особенностями в музыкальном мышлении. Поэтому у разных народов мы можем наблюдать разные его закономерности.

В зависимости от конкретного  вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать наглядно-образное начало (при восприятии музыки), наглядно-действенное (при исполнении), либо абстрактно-логическое (при сочинении музыки). Когда все эти виды мышления соединены воедино, можно говорить о высшем про явлении музыкального таланта.

Развитию музыкального мышления способствует создание в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых возникает противоречие между знаниями и новыми требованиями, что необходимо для решения поставленной проблемы.

ВООБРАЖЕНИЕ

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении  уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

 В условиях учебной  деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

 Сочиняя всевозможные  истории, рифмуя “стихи”, придумывая  сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные  им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.  В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

Ребенок, испытывал трудности  в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может  уйти в воображаемый мир.

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей  сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

 Воображение в жизни  ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.

 Неустанная работа  воображения - важнейший путь  познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.

Музыкальное воображение  действует в области музыкально-слуховых представлений, в процесс е работы внутреннего слуха. Для музыканта характерно «омузыкаленное» восприятие мира: чем больше он получит впечатлений от окружающей среды, тем большее количество образов возникнет в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» пути, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что окружает нас. Толчком для развития воображения могут служить детская игра и предлагаемые обстоятельства, которые в системе К.С. Станиславского разработаны для активизации воображения.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

 Класс - минимальная  ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно. Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положительным знаком отношения, не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции.  Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения (на основе, конечно, некоторых общих принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей- тех, с кем у него не прерывается тесная связь через музыку, собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как бы “подсоединяет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т.ч. и музыканты.

2.2. Межличностные отношения школьников.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с  различным социальным статусом, показывает, что изолированных детей не любят сами педагоги (Коломинский Я. Л., 1969). Это значит, что учителя вольно или невольно сами могут способствовать изоляции ребенка в классе. Систематические отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребенка, становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника.

Негативное влияние  на положение ученика в системе  межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.

Вместе с тем именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Линия поведения учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования.

Наше исследование имело целью изучение закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

Объект исследования: процесс взаимодействия в системе «учитель – ученик» на уроках музыки.

Предмет исследования: особенности влияния педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников.

Информация о работе Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки