Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Кафедра  психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Влияние особенностей педагогических

коммуникаций на личностные и

межличностные особенности младших

школьников на уроках музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.

    1. . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
    2. . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
    3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15

Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя  музыки…..18

2.1. Роль познавательных процессов  в восприятии музыки……………….……18

2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32

Глава 2. Экспериментальная  часть…………………….………………………….34

2.1 Цель, гипотеза и  задачи исследования……………………………..…………34

2.2 Методики исследования………………………………………………..………34

2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35

Заключение…………………………………………………..………………….......38

Литература………………………………………………………………………..…40

Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Музыка –  одно из сильнейших

орудий воспитания каждого

человека»

                       Д.Д.Шостакович

 

ВВЕДЕНИЕ

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка  младшего школьного возраста является педагог  (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М.Юсупов в книге “Психология взаимопонимания” /20, ст. 78/:  “В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними”.

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.

Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Учебная деятельность в  младшем школьном возрасте – ведущая. Ведущей деятельностью в детской психологии понимается главная деятельность ребенка на том или ином этапе его развития - именно в русле и в рамках этой деятельности у младшего школьника складываются основные психологические процессы, характерные для данного возраста.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим  характером учебной деятельности и  являются во многом определяющим для  последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Педагогическое общение  состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат.

В музыкально-педагогическом процессе доля так называемой “невербалики” значительно увеличивается. В таких учебных предметах, как математика, физика, литература и другие, в учебном взаимодействии преобладает вербальное общение. На уроках музыки, учитывая их специфику (пение, слушание музыки, исполнение на музыкальном инструменте, дирижирование), несомненно, преобладает невербальное взаимодействие.

 Искусство как специфическая  форма невербальной коммуникации  является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.

Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

Объект исследования: процесс взаимодействия в системе «учитель – ученик» на уроках музыки.

Предмет исследования: особенности влияния педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников.

Гипотеза: Особенности видов педагогических коммуникаций будут взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников; они способны влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе. 

 Задачи:

1) изучить литературу по теме исследования;

2) изучить особенности  вербальной и невербальной коммуникации учителя музыки;

3) изучить особенности  индивидуальности младшего школьника;

4) рассмотреть влияние  особенностей педагогических коммуникаций  на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки;

Для решения поставленных задач был использован метод анкетирования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Коммуникации в педагогическом процессе.

    1. . Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии

Общение - категория, которая  является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии./10, ст.37/

В общении выделяют три  взаимосвязанных стороны (рис.1)

Рисунок 1

Структура общения


 

 

 

 

 

  • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения;
  • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника;
  • перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Средствами коммуникативного процесса, как считают многие исследователи (В.А. Лабунская, А. Пиз, Е.А. Петрова и др.), являются различные знаковые системы (вербальные и невербальные):

1. Язык, т.е. система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, определяется В.А. Лабунской [11, с 46], как совокупность средств языка, организующих речь, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика (от греч. «подражающий») – внешнее выражение психологических состояний, в первую очередь, эмоциональных, проявляющееся в совокупности кардинальных движений лицевых мышц [25, с 109]

4. Жесты – движения, имеющие сигнальные значения [16, с 49]. А. Пиз [18, с 5] считает жесты, как средства общения, могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Большая часть человеческого  общества происходит при помощи жестов, поз и   соблюдения расстояния между людьми. На долю слов остается совсем немного. 

В процедуре общения  выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности  собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как  себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов, общения-оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

 Многие современные психологи выделяют следующие виды общения:

1.”Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы “не задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен-то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение,  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности ,характера,  возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть его в беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, т. к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

1.2. Коммуникативное поведение педагога.

Появление любого человека, отважившегося выступить перед  аудиторией, вызывает у нее, прежде всего интерес к тому, как он выглядит, что и как делает, словом, как себя ведет.

Это вполне понятно, поскольку никакой  другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут - для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат, какая поведенческая картина сопутствует им.

Педагогическое общение – представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Процесс общения преподавателя  и учащихся может складываться в  двух крайних вариантах:

  • взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;
  • разлад, отчуждение, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащимися.

Информация о работе Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников на уроках музыки