Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогичес-ком процессе.
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей влияния педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе.
1.1 . Коммуникация: понятие, основные подходы в психологии...………………6
1.2 . Коммуникативное поведение педагога…………….……………………....…9
1.3 Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе……………..15
Глава 2. Младший школьник: личность и деятельность слушателя музыки…..18
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки……………….……18
2.2. Межличностные отношения школьников……………………………...…….32
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….………………………….34
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………..…………34
2.2 Методики исследования………………………………………………..………34
2.3 Результаты исследования………………………………………………..……..35
Заключение…………………………………………………..………………….......38
Литература………………………………………………………………………..…40
Приложения ..…...………………………………………...………………...……...42
Искусство - специфическая форма невербальной коммуникации; поэтому, учитывая специфику уроков музыки, можно сделать вывод, что здесь, безусловно, преобладает невербальное взаимодействие.
ГЛАВА II. Младший школьник: личность и
деятельность слушателя музыки.
2.1. Роль познавательных процессов в восприятии музыки.
Жизнь – движение. Важными видами деятельности человека является игра, учение и труд. В школе. где дети могут все это совместить, развивают и корректируют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и др.
При специально-организованном тренинге развиваются индивидуально-психологические свойства личности: способности, эмоции, воля.
Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.
Возможно, это происходит потому, что подсознание может обработать одновременно несколько потоков информации, в точках пересечения которых и возникает творческое решение.
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале классической музыки, изобразительного искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских опер-сказок. В работе с детьми необходимо развивать творческое воображение, при этом учить культуре воплощения образов.
Как указывал С.Л.Рубинштейн, «отлет от действительности детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает ее, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и поэтому легко нарушает жизненную реальность».
3. Фрейд доказывал,
что когда человек в
Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко его воспринимающий, может проживать тысячи других жизней, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, изображали с помощью звуков композиторы, с помощью изобразительных средств - великие художники.
Функции компенсации противостоит катарсическое свойство искусства. Древнегреческие философы подразумевали под понятием «катарсис» психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией и музыкой.
Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям».
Л.С. Выготский В своей работе «Психология искусства» говорит, что переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность - положительные эмоции.
Одной из особенностей художественного мышления является его образность, а образ всегда связан с целостным представлением объекта.
Так, Римский-Корсаков, увидев как-то ярко-красные маки, представил их себе как олицетворение зла, и это подтолкнуло его к работе над оперой «Кащей бессмертный».
ВНИМАНИЕ
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Взрослый может
организовать внимание ребенка
при помощи словесных указаний.
Ему напоминают о
И все-таки, хотя
дети в начальных классах
Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.
Внимание, означающее способность человека сосредоточиться на выполняемой им деятельности и умение отключиться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства зависят от особенностей нервной системы, недостатки внимания могут быть преодолены в процессе специального тренинга.
ОЩУЩЕНИЕ
С помощью ощущений, представляемых нашими анализаторами, мы можем видеть, слушать, различать, что происходит в окружающем нас мире. Различные анализаторы в процессе своей работы взаимодействуют, проникая друг в друга, синтезируясь, развивают цветной слух. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения.
ВОСПРИЯТИЕ
Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но - музыку в целом, обобщая в образе отдельные средства выражения.
Когда мы слушаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, это Шопен, а это - Бетховен, тем самым мы совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенным эпохам, стилевому направлению, композитору. Мы можем также определить жанр произведения - симфонический или камерный, характер художественного образа - лирический или героический, средства, с помощью которых раскрывается содержание данного образа.
На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять конкретное настроение, передаваемое им.
То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент.
Социально-психологические факторы восприятия
Музыкальные предпочтения школьников связаны с социальным статусом их семьи, который определяется уровнем образования родителей и родом их занятий. Дети из семей с высоким статусом чаще получают образование в школах с углубленным изучением какого-либо предмета и отношение их к объектам культуры наиболее зрелое и общественно ценное. Эти школьники любят заниматься общественной работой. Они в 1,5 раза чаще проявляют положительные эмоции при восприятии классической музыки.
В отношении тяжелого рока негативные оценки учащихся из семей с высоким социальным статусом проявляются в два раза чаще по сравнению с учащимися из семей с низким социальным статусом.
Восприятие музыки связано и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при слушании тяжелого рока испытывают 17% отличников, 26 - хорошистов и 66% неуспевающих. Никто из последних не испытывает от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20% отличников и 24% хорошистов. Можно предположить наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующейся при переживании жизненных трудностей или неудач.
Отличники и хорошисты дают в два раза больше положительных оценок русской народной песне, чем те, кто числится среди неуспевающих. В отношении к авторской самодеятельной песне наибольшее количество положительных откликов у ребят, активно участвующих в общественной жизни школы.
Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классическая музыка положительно оценивается в 1,5 раза чаще, чем среди юношей. Обратная картина наблюдается при оценке тяжелого рока.
Положительная оценка рок-музыки и существенное ее предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью. Школьники, входящие в одну и ту же неформальную группу, имеют одинаковые музыкальные интересы.
Учащиеся из школ с
углубленным изучением какого-
Отказ от низкопробного искусства может произойти не только при улучшении музыкального образования, но и при создании условий, которые приводят к высокой самооценке личности и формированию позитивной Я-концепции.
Изучая музыкальные предпочтения школьной молодежи можно составить представление об уровне ее социального развития. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. В этом звене как в зеркале может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентирами.
Восприятие «серьезной» и «легкой» музыки
Деление на музыку «духовную» и «бездуховную» возникло еще в средние века.
В Западной Европе и России к «легкой» относили музыку, исполняемую на народных гуляниях и карнавалах скоморохами и шпильманами. В противовес «низкой» музыке к «высокой'), «духовной» музыке относилась та, что звучала в соборах во время богослужений.
Жанры серьезной и легкой музыки развились из синкретизма фольклорного искусства в результате потребностей общественной практики. Различия в содержании и целях этих двух музыкальных жанров повлекли за собой различия в характеристиках особенностей их восприятия.
Легкая музыка может сопровождать немузыкальные виды деятельности, а серьезная - подразумевает наличие самостоятельной ценности в себе самой. Группа музыкантов-экспертов высокой квалификации увидела следующие различия между серьезной и легкой музыкой (табл. 1).
Эти различия не абсолютны, и всегда можно привести примеры музыкальных произведений, в которых закономерности работают в обратном направлении. В классической музыке прошлого и настоящего времени можно найти немало произведений, выполняющих задачи легкой музыки. Например, балетная музыка П.И. Чайковского, А.К Глазунова, Р.М. Глиэра, Д.Д. Шостаковича, обладающая свойствами обоих жанров.
В легкой музыке немало произведений, которые по своему содержанию и восприятию тяготеют к полюсу академической музыки. Сюда можно отнести джазовые сюиты Д. Эллингтона, рок-оперы Э. Уббера и Р. Уэйкмана, некоторые сочинения Л. Бернстайна и Дж. Гершвина.
Сравнение обстановки восприятия музыки на рок-концерте и дискотеке с тем, что мы наблюдаем в концертном зале, наглядно показывает существование этих качественных различий. На нынешних рок-концертах музыканты-исполнители и слушатели непосредственно участвуют в коллективном действе. Последние могут выражать свои чувства, размахивая при этом руками, отбивая такт ногами или руками, подпевая исполнителям. Но это совершенно недопустимо на симфоническом концерте.
Для постижения классической серьезной музыки требуются глубокая сосредоточенность, аналитическое размышление по поводу вызываемых переживаний. Поэтому не случайно так много общего в восприятии серьезной музыки с медитацией, под которой понимается «интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение в предмет, идею и т.д., достигаемое путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание».
Состояние особого просветления сознания, которым характеризуется настроение человека, вышедшего из медитации, наблюдается и у слушателей после хорошего концентра серьезной музыки. В состоянии медитации человек может осуществлять глубокую рефлексию - процесс самопознания своих внутренних психологических возможностей, мыслей, чувств, возникающих в процессе его жизни.
Таблица 4
Сравнительная характеристика жанров музыки.
Серьезная музыка |
Легкая музыка |
Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит мелодии и гармонии |
Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет ритм |
наибольшее значение имеют крупные формы |
Преобладают мелкие формы |
Художественный образ, как правило, динамичен. |
Художественный образ преимущественно статичен |
Восприятие носит сосредоточенн |
Восприятие часто бывает рассеянно-поверхностным |
Направленность переживания – интровертированная |
Направленность переживания экс |
Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии |
Разрядка музыкального переживания может осуществляться в активном движении |
Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня |
Музыкальное произведение как бы «снисходит» к потенциальным возможностям слушателей |
Музыка отделена от повседневной жизни, является самоцелью эстетических задч. |
Музыка неотделима от повседневной жизни, служит для решения для внеэстетических задач |
Музыка приобщает слушателей к идеалам всего человечества «везде и всегда» |
Музыка приобщает к жизни в непосредственном социальном окружении «здесь и сейчас» |
Выраженные средства оригинальности и самобытности |
Выраженные средства с тенденцией к унификации |
Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения |
Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения |
Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора |
Популярность музыки обеспечивает личность исполнителя |
Самосознание слушателя концентрируется в индивидуальном переживании. |
Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании |