Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

    Сначала в процессе проведения и организации  игр возникали затруднения: дети не делились на подгруппы и не объединялись, когда это было необходимо; не могли  поделить обязанности между собой  без помощи воспитателя или психолога. Дети с нарушением активности и внимания данной старшей группы МАДОУ «Детский сад №5» г. Томска часто ссорились между собой, иногда дрались. В ходе же нашей работы с детьми (беседы, проведение игр) удалось создать доброжелательную обстановку в группе. И позднее,  если кто-то из детей не справлялся со своим заданием, то другие помогали или подсказывали, как надо сделать правильно. Например, «лидеры» стали поддерживать и помогать «непринятым». Детям понравилось работать в коллективе. После этого они сами собирались подгруппами или объединялись в целую группу по необходимости задания (игры), сами распределяли обязанности. Причем дети, которые раньше занимали положение «серой массы», стали охотно общаться с «принятыми»; а «непринятые» стали играть не только друг с другом, но и с другими детьми. 

    На  третьем этапе исследования коммуникативности детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста мы повторно использовали методику «Два дома» Т.Д.Марцинковской, социометрию по методике Г.А. Урунтаева для оценки динамики положения в группе, методику Е. Юдиной для оценки динамики уровня коммуникативности. 
 
 

    Работа  проводилась по той же схеме, что  и на первом этапе исследования и  были получены следующие результаты:

Таблица 3.

Положение детей  с нарушением внимания и активности в группе по социометрии Г.А.Урунтаева после проведения коррекционных игр.

Положение в группе Количество  детей
Лидеры 6
Принятые 11
серая масса  3
Непринятые 1
 

    По  результатам исследования мы видим, что 11 детей из 21 (52,38%) детей с нарушением активности и внимания относятся к  «принятым». Это те дети, которые получили по 3-5 выборов. Распределение по выбору показало, что среди данных детей  «лидеров» - 6 (28,57%), «непринятый» ребенок –1 (4,76%). Остальная часть группы (3 ребенка; 14,29%) – «серая масса». Наблюдается большое количество взаимных выборов – 56.

Таблица 4.

Уровень коммуникативности  детей с нарушением внимания и  активности в группе по методике Е.Юдиной после проведения коррекционных  игр.

Уровень коммуникативности Количество детей
Низкий 2
Средний 8
высокий 11
 

    В данной группе 2 ребенка с низким уровнем коммуникативности, что  составляет 4,52%. 8 детей (38,1%) имеет средний  показатель коммуникативности и 11 детей (52,38%) – высокий. 
 

    Для анализа динамики уровня коммуникативности и положения в группе детей с нарушением активности и внимания мы использовали  Statistica 6.0 (критерий Вилкоксона) и получили следующие результаты:

    Рисунок 1.

    Положение детей с нарушением активности и  внимания до и после проведения коррекционных игр.

        

    В данной группе после проведения коррекционных  игр, направленных на развитие коммуникативности, стало 6 «лидеров» (до проведения занятий  был 1 «лидер»), 2 ребенка из «непринятых» «перешли» в группу «серой массы», а из «серой массы» 10 из 11 детей стали по положению в группе «принятыми».

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.

    Уровень коммуникативности детей с нарушением активности и внимания до и после  проведения коррекционных игр.

    

    После проведения коррекционных игр, направленных на развитие коммуникативности, в данной группе у 3 детей с нарушением активности и внимания повысился уровень коммуникативности с низкого до среднего, у 9 детей уровень коммуникативности повысился со среднего до высокого.  

    Это говорит о том, что второй этап нашего исследования оказал благоприятное воздействие на детей; произошло включение «непринятых» детей в число «серой массы»;  переход «серой массы» в «принятых»; а также переход части «принятых» детей в «лидеры». Взаимоотношения детей с нарушением активности и внимания  улучшились и стали позитивнее. Повысился уровень их коммуникативности. 
 
 
 
 

    Заключение

    Данная курсовая работа посвящена исследованию коммуникативности детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного  возраста. Длительное время работа с детьми с нарушением активности и внимания в этом направлении сводилась к лингвистическому развитию, формированию звуковой грамматической стороны языка, но на наш взгляд, следует развивать коммуникативность данных детей именно в игровой форме, способствующей установлению межличностных контактов. Таким образом, по проблеме развития коммуникативности (общения) детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста была проведена следующая работа: исследование, состоящее из трех этапов:

    На  первом этапе проводилось исследование коммуникативности (общения) детей с нарушением активности и внимания, где определяли положение в группе по методикам Т.Д. Марцинковской «Два дома» и социометрия; наблюдение по методике Е. Юдиной для выявления уровня коммуникативности. Были выделены три группы детей с разными уровнями коммуникативности и четыре группы по положению среди других детей. Была выявлена корреляционная связь между уровнем коммуникации и принятием в группе.

    На  втором – проводилась работа по развитию коммуникативности трех групп детей, формированию у них позитивных межличностных отношений в группе, с помощью занятий, бесед, совместных коррекционных игр.

    На  третьем – проводилось повторное  исследование коммуникативности и  положения в группе детей с  нарушением активности и внимания, с целью проанализировать динамику развития коммуникативности,  позитивных взаимоотношений детей.

    Данные  исследования динамики коммуникативности  и положения детей в группе после коррекционного занятия показали, что уровень коммуникативности  действительно может влиять на положение детей с нарушением активности и внимания.  

    Общение является очень важной стороной в  жизни человека в отношениях с  окружающими, следовательно, формировать  навыки общения необходимо начинать уже в раннем возрасте. Мы выяснили, что для доброжелательного и эффективного общения у ребенка необходимо формировать адекватную самооценку, расширять круг его знакомств и способствовать установлению контактов. Круг знакомств ребенка должен быть очень разнообразным. В него должны входить как взрослые (для примера эффективного и правильного общения), так и сверстники (для практического применения полученных знаний и навыков общения). Для формирования коммуникативных навыков имеют значимость личностные качества ребенка, положительный эмоциональный фон и развитие его самооценки. Важно знать не только этапы формирование социально значимых навыков, но и средства, к которым мы относим игру, коллективные формы занятий, детские объединения в повседневной жизни и деятельности, специально подобранную литературу для обсуждения поступков людей и детей. 

    Статус (положение) ребенка зависит от многих причин: от роли взрослого, от его знаний особенностей детей, их общения, умения создавать благоприятный, эмоциональный  климат в семье и в группе сверстников. В целом – зависит от детского учреждения и от самого ребенка, его личностных качеств, умения владеть вербальными и экспрессивно-мимическими средствами. Таким образом, родителям, воспитателям, психологам, занимающимся с детьми с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста, можно дать следующие рекомендации:    

    Для развития эффективного общения желательны следующие условия:

    1 развивающая педагогическая среда;

    2 демократический стиль общения;

    3 организация совместных мероприятий  в разновозрастных группах;

    4 обогащение содержания речевых  занятий;

    5 вознаграждение ребенка за поведение,  требующее концентрации его внимания;

    6 избегайте утомления ребенка,  говорите с ним спокойно и  дружелюбно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу // Дошкольное воспитание, 1999.-№ 11.- с.68-69.
  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/   /гиперактивности  -М: ВЛАДОКС, 2005
  3. Брэдвей Л., Анбес Хил Б. Ребенок от трех до семи лет. – М.: Юнвес, 1997
  4. Бычкова С.С. Формирование умение общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2002
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи. – М.: Просвещение, 1996
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996
  8. Клименко О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002.- №4.-с.7-13
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996
  10. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети пяти-семи лет. – Ярославль: Академия развития, 2001
  11. Крайг Г. Психология. СПб., 2000
  12. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
  13. Лисина М.И. Формы общения ребенка со сверстниками. – М.: 1987
  14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка. – М.: Липка-пресс, 1997
  15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 1997
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001
  17. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Репиной Г.А. – М.: Просвещение, 1978
  18. Пиаже Ж. Психология. – М.: Просвещение, 1986
  19. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., Лисина М.И. – М.: Педагогика, 1974
  20. Смирнова О.С. Детская психология. – М.: 2001
  21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
  22. Твайман Ф.Д.  О воспитании чувствительных детей. –М.:София
  23. Ты меня понимаешь? Тесты для детей шести-семи лет / Под ред. Гулиной М.А. – СПб.: Акцидент, 1994
  24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: просвещение, 1995
  25. Харланд С.  Как помочь нестандартным детям. –Спб.: ВЕСЬ, 2004
  26. Чутко Л.С., Пальчик А.Б, Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: СПбМАПО, 2006
  27. Шаграева О.А. Детская психология. – М.: ВЛАДОКС, 2001
  28. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка с СГДВ и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 1999.- №9.-с.10-29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 

    Игры  на развитие коммуникативности 

    «Клубочек» 

    Цель: развивать чувство единства, дружбы, взаимопомощи.

    Ход: дети сидят в кругу. У воспитателя клубок ниток, немного намотав себе на палец нитки, нужно передать этот клубок другому ребенку, говоря ему что-то хорошее, этот ребенок должен поблагодарить и, намотав нитки на палец, передать клубок другому ребенку, говоря ему что-нибудь хорошее и т.д. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к воспитателю. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

    «Цветик - семицветик»

    Цель: развивать умение делать выбор, сотрудничать со сверстниками.

    Материал: лепестки цветов, красные и желтые фишки по количеству участников.

    Ход: каждые два ребенка срывают один лепесток. Держась за руки, они совершают  полет, обдумывая, согласую друг с другом общие желания. Бегут по кругу, кружатся, напевают.

    Лети, лети лепесток,

    Через север, через юг.

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь  коснешься ты земли,

    Быть, по-моему, вели.

    Если  заданное желание связано с удовлетворением  его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, а если социальную – красную. По фишкам можно определить мотивацию – потребностную сферу. В конце можно обсудить, какие желания понравились. Почему?

    «Комплименты»

    Цель: развивать умение делать комплименты, развивать сплоченность детей в группе.

    Ход: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать  ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой  и говорит: «Спасибо, мне очень  приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение повторяется по кругу.

    Примечание: некоторые дети не могут сказать  комплимент, им необходимо помочь. Можно  вместо похвалы сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.

Информация о работе Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами