Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.
Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
Сначала
в процессе проведения и организации
игр возникали затруднения: дети
не делились на подгруппы и не объединялись,
когда это было необходимо; не могли
поделить обязанности между собой
без помощи воспитателя или психолога.
Дети с нарушением активности и внимания
данной старшей группы МАДОУ «Детский
сад №5» г. Томска часто ссорились между
собой, иногда дрались. В ходе же нашей
работы с детьми (беседы, проведение игр)
удалось создать доброжелательную обстановку
в группе. И позднее, если кто-то из
детей не справлялся со своим заданием,
то другие помогали или подсказывали,
как надо сделать правильно. Например,
«лидеры» стали поддерживать и помогать
«непринятым». Детям понравилось работать
в коллективе. После этого они сами собирались
подгруппами или объединялись в целую
группу по необходимости задания (игры),
сами распределяли обязанности. Причем
дети, которые раньше занимали положение
«серой массы», стали охотно общаться
с «принятыми»; а «непринятые» стали играть
не только друг с другом, но и с другими
детьми.
На
третьем этапе исследования коммуникативности
детей с нарушением активности и внимания
старшего дошкольного возраста мы повторно
использовали методику «Два дома» Т.Д.Марцинковской,
социометрию по методике Г.А. Урунтаева
для оценки динамики положения в группе,
методику Е. Юдиной для оценки динамики
уровня коммуникативности.
Работа проводилась по той же схеме, что и на первом этапе исследования и были получены следующие результаты:
Таблица 3.
Положение детей с нарушением внимания и активности в группе по социометрии Г.А.Урунтаева после проведения коррекционных игр.
Положение в группе | Количество детей |
Лидеры | 6 |
Принятые | 11 |
серая масса | 3 |
Непринятые | 1 |
По результатам исследования мы видим, что 11 детей из 21 (52,38%) детей с нарушением активности и внимания относятся к «принятым». Это те дети, которые получили по 3-5 выборов. Распределение по выбору показало, что среди данных детей «лидеров» - 6 (28,57%), «непринятый» ребенок –1 (4,76%). Остальная часть группы (3 ребенка; 14,29%) – «серая масса». Наблюдается большое количество взаимных выборов – 56.
Таблица 4.
Уровень коммуникативности детей с нарушением внимания и активности в группе по методике Е.Юдиной после проведения коррекционных игр.
Уровень коммуникативности | Количество детей |
Низкий | 2 |
Средний | 8 |
высокий | 11 |
В
данной группе 2 ребенка с низким
уровнем коммуникативности, что
составляет 4,52%. 8 детей (38,1%) имеет средний
показатель коммуникативности и 11 детей
(52,38%) – высокий.
Для анализа динамики уровня коммуникативности и положения в группе детей с нарушением активности и внимания мы использовали Statistica 6.0 (критерий Вилкоксона) и получили следующие результаты:
Рисунок 1.
Положение детей с нарушением активности и внимания до и после проведения коррекционных игр.
В данной группе после проведения коррекционных игр, направленных на развитие коммуникативности, стало 6 «лидеров» (до проведения занятий был 1 «лидер»), 2 ребенка из «непринятых» «перешли» в группу «серой массы», а из «серой массы» 10 из 11 детей стали по положению в группе «принятыми».
Рисунок 2.
Уровень
коммуникативности детей с
После
проведения коррекционных игр, направленных
на развитие коммуникативности, в данной
группе у 3 детей с нарушением активности
и внимания повысился уровень коммуникативности
с низкого до среднего, у 9 детей уровень
коммуникативности повысился со среднего
до высокого.
Это
говорит о том, что второй этап
нашего исследования оказал благоприятное
воздействие на детей; произошло включение
«непринятых» детей в число «серой массы»;
переход «серой массы» в «принятых»; а
также переход части «принятых» детей
в «лидеры». Взаимоотношения детей с нарушением
активности и внимания улучшились
и стали позитивнее. Повысился уровень
их коммуникативности.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена исследованию коммуникативности детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста. Длительное время работа с детьми с нарушением активности и внимания в этом направлении сводилась к лингвистическому развитию, формированию звуковой грамматической стороны языка, но на наш взгляд, следует развивать коммуникативность данных детей именно в игровой форме, способствующей установлению межличностных контактов. Таким образом, по проблеме развития коммуникативности (общения) детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста была проведена следующая работа: исследование, состоящее из трех этапов:
На первом этапе проводилось исследование коммуникативности (общения) детей с нарушением активности и внимания, где определяли положение в группе по методикам Т.Д. Марцинковской «Два дома» и социометрия; наблюдение по методике Е. Юдиной для выявления уровня коммуникативности. Были выделены три группы детей с разными уровнями коммуникативности и четыре группы по положению среди других детей. Была выявлена корреляционная связь между уровнем коммуникации и принятием в группе.
На втором – проводилась работа по развитию коммуникативности трех групп детей, формированию у них позитивных межличностных отношений в группе, с помощью занятий, бесед, совместных коррекционных игр.
На
третьем – проводилось
Данные
исследования динамики коммуникативности
и положения детей в группе
после коррекционного занятия показали,
что уровень коммуникативности
действительно может влиять на положение
детей с нарушением активности и внимания.
Общение
является очень важной стороной в
жизни человека в отношениях с
окружающими, следовательно, формировать
навыки общения необходимо начинать
уже в раннем возрасте. Мы выяснили,
что для доброжелательного и эффективного
общения у ребенка необходимо формировать
адекватную самооценку, расширять круг
его знакомств и способствовать установлению
контактов. Круг знакомств ребенка должен
быть очень разнообразным. В него должны
входить как взрослые (для примера эффективного
и правильного общения), так и сверстники
(для практического применения полученных
знаний и навыков общения). Для формирования
коммуникативных навыков имеют значимость
личностные качества ребенка, положительный
эмоциональный фон и развитие его самооценки.
Важно знать не только этапы формирование
социально значимых навыков, но и средства,
к которым мы относим игру, коллективные
формы занятий, детские объединения в
повседневной жизни и деятельности, специально
подобранную литературу для обсуждения
поступков людей и детей.
Статус
(положение) ребенка зависит от многих
причин: от роли взрослого, от его знаний
особенностей детей, их общения, умения
создавать благоприятный, эмоциональный
климат в семье и в группе сверстников.
В целом – зависит от детского учреждения
и от самого ребенка, его личностных качеств,
умения владеть вербальными и экспрессивно-мимическими
средствами. Таким образом, родителям,
воспитателям, психологам, занимающимся
с детьми с нарушением активности и внимания
старшего дошкольного возраста, можно
дать следующие рекомендации:
Для развития эффективного общения желательны следующие условия:
1
развивающая педагогическая
2 демократический стиль общения;
3
организация совместных
4 обогащение содержания речевых занятий;
5
вознаграждение ребенка за
6
избегайте утомления ребенка,
говорите с ним спокойно и
дружелюбно.
Список литературы:
Приложение
Игры на развитие коммуникативности
«Клубочек»
Цель: развивать чувство единства, дружбы, взаимопомощи.
Ход: дети сидят в кругу. У воспитателя клубок ниток, немного намотав себе на палец нитки, нужно передать этот клубок другому ребенку, говоря ему что-то хорошее, этот ребенок должен поблагодарить и, намотав нитки на палец, передать клубок другому ребенку, говоря ему что-нибудь хорошее и т.д. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к воспитателю. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
«Цветик - семицветик»
Цель: развивать умение делать выбор, сотрудничать со сверстниками.
Материал: лепестки цветов, красные и желтые фишки по количеству участников.
Ход: каждые два ребенка срывают один лепесток. Держась за руки, они совершают полет, обдумывая, согласую друг с другом общие желания. Бегут по кругу, кружатся, напевают.
Лети, лети лепесток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Если
заданное желание связано с
«Комплименты»
Цель: развивать умение делать комплименты, развивать сплоченность детей в группе.
Ход: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение повторяется по кругу.
Примечание: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.