Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.
Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
Осознание своего «я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности и в норме уже становится устойчивым у ребенка дошкольного возраста.
Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только отрицательные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек (Марцинковская Т.Д., 1997).
Общение в группе сверстников существенно влияет на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения.
Взаимодействие ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общение со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общение, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения (Юдина Е.,1999).
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения у детей с нарушением активности и внимания обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать партнера.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами протекает в основном в соответствии с психолого–педагогическими особенностями их возраста (Белоусова Е.Д., 1997).
Шестой–седьмой
года жизни характеризуется
Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую для ребенка радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит - строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Этому способствует:
Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Необходимо учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:
Как
показывают исследования Белоусовой Е.Д.,
культура поведения ребенка с нарушением
активности и внимания во многом зависит
от культуры поведения находящихся рядом
родителей, воспитателей. В лице взрослого
ребенок находит не образ другого человека,
а, как отмечал Д.Б. Эльконин, образ себя
через другого.
1.3. Особенности организации общения старших дошкольников с нарушением активности и внимания со сверстниками в разных видах деятельности
Известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга.
Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно-ролевых), а также их интересы связаны с играми подвижного характера. При проведении игры важно, чтобы дети с нарушением активности и внимания без лишних споров могли распределить роли между собой, а затем играли, соблюдая все правила игры (Харланд С.,1994).
Чем чаще дети с нарушением активности и внимания участвуют в совместной деятельности, тем адекватнее и прочнее становятся их взаимоотношения.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики и психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству развития коммуникативных навыков. Совместная игровая деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок с нарушением активности и внимания учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми как коллективное. Следовательно, воспитатель или психолог, проводящий занятие, должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели.
Задача воспитателя (психолога) состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывать желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределить задания между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и прочее. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить на другой задаче.
Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, например, какие элементы узора они включат в композицию и где их разместят (рисование, аппликация, лепка).
Сформированные
на занятиях способы сотрудничества
оказываются достаточно устойчивыми,
накопленный опыт согласования действий
дети переносят в другие виды совместной
деятельности (в труд, в игру), а
также в повседневное общение.
1.4. Поведенческие особенности детей с нарушением активности и внимания и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
Дети с одним и тем же диагнозом (нарушение активности и внимания) в зависимости от условий окружающей среды развиты по-разному. Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка как агрессивность, упрямство, неуравновешенность в себе, страхи и т.п. Кроме того, не всегда понятно, почему у ребенка нет друзей, он не ходит гулять.
В группе детского сада могут быть разные дети с нарушением активности и внимания: беспокойные, агрессивные, конфликтные и другие, и общаться им всем между собой бывает трудно.
У беспокойного ребенка с нарушением активности и внимания обострено эмоциональное реагирование на все происходящее вокруг, он пытается управлять своими эмоциями, но это у него не так хорошо получается. Взрослый должен помогать таким детям, уделяя им больше внимания, показывая своим поведением пример. Беспокойным детям очень трудно общаться в группе со сверстниками, так как они боятся «неправильно» показать свои эмоции. Беспокойные дети с нарушением активности и внимания по своему положению в группе чаще всего бывают «серой массой» или «принятыми».
Нарушение самооценки у ребенка ведет к некоторым проблемам в общении. Самооценка ребенка начинает формироваться в самом раннем возрасте. Она складывается с оценки родителей. Очень часто родители говорят своим детям: «Ты - самый умный, самый хороший, самый лучший» - и, исходя из этого, у ребенка формируется завышенная самооценка. При завышенной самооценке дети всегда стремятся быть лучше других. Такие дети чаще всего бывают агрессивными по отношению к другим детям, которые тоже хотят быть лидерами. В группе такие дети чаще бывают «серой массой». Если же родители повторяют ребенку, что он все делает не правильно, мешает всем и т.п., у ребенка формируется заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой не принимают участия в играх, так как боятся быть хуже других. Таким детям присущи мнительность и иногда - пассивность. Но если же родители относятся к детям хорошо, не указывают им только на их достоинства или недостатки, а лишь изредка в индивидуальных случаях подчеркивают это, то и самооценка у ребенка формируется адекватная. Дети с такой самооценкой обладают активностью, находчивостью, бодростью. Такие дети хорошо принимают участие в любых играх и не обижаются по пустякам. В группе они бывают «лидерами». Чтобы сформировать адекватную самооценку ребенка не нужно оберегать его от повседневных дел, решать за него проблемы, перехваливать его.
Агрессивное поведение у ребенка с нарушением активности и внимания впервые наблюдается тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Большое значение для выявления агрессивности в дошкольном возрасте имеет не популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В группе детского сада такие дети, чаще всего, относятся в итоге к «серой массе» или «непринятым».
Конфликтный ребенок с нарушением активности и внимания. Существует много факторов, способствующих развитию конфликтности. Возможно, конфликтность является средством эгоистичности ребенка, когда дома он является центром всеобщего внимания и ребенок ждет такого же отношения со стороны других детей. Возможно и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен» и вымещает накопившееся чувства в ссоре. Как родителям, так и воспитателям не следует постоянно вмешиваться в ссоры детей, так как с раннего возраста нужно учить детей самим решать свои конфликты. В группе детского сада конфликтный ребенок с нарушением активности и внимания чаще всего бывает «непринятым» по своему положению.
Также
трудностями в общении могут
служить и речевые нарушения.
Дети с нарушением активности и внимания
старшего дошкольного возраста очень
эмоционально ко всему относятся и поэтому
они, заметив свои дефект речи (если такой
присутствует), стараются меньше использовать
вербальные средства общения и все чаще
обращаются к невербальным средствам.
В таких ситуациях ребенок может стать
еще более агрессивным и беспокойным.
Воспитателям и родителям не стоит обращать
особое внимание на речевой дефект во
время общения, также нельзя связывать
неудачи ребенка с его речевым дефектом.
Необходимо поощрять общение ребенка
с другими детьми. По Б.Ф.Скиннеру, такое
благоприятное поощрение для ребенка
увеличивает вероятность развития оперантного
поведения, необходимого для оптимизации
ребенка в данной среде.
Глава 2. Материал и методы
Выборка исследования: 21 ребенок с гиперкинетическими расстройствами шести-семи лет старшей группы МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.
Данный диагноз был взят из личных карт, которые вел психолог, работающий в МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска.
При исследовании коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста в группе детского сада были использованы: