Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.
Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
I. Методика «Два дома» Т.Д. Марцинковской:
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 дома; один из них – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливается заранее, а его делает психолог на глазах у ребенка черным и красным карандашами в процессе беседы.
Инструкция: посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, он теплый, светлый, в нем много игрушек и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик.
Данная методика, применяющаяся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений детей в группах детских садов в целях их дальнейшей коррекции, позволяет выявить характер отношений детей со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы.
II. Социометрия по методике Г.А. Урунтаева.
Данная методика позволяет определить положение каждого ребенка в данной группе детского сада. Г.А. Урунтаев выделяет:
III. Наблюдение по методике Е. Юдиной:
Используется для выявления возможного дискомфорта у детей с нарушением активности и внимания в процессе общения и включает наблюдение по десяти показателям (критериям):
1. играет в одиночестве;
2. сидит в стороне и наблюдает за другими людьми;
3. попытки установить контакт с другими детьми, терпит неудачу;
4. играет только с одними и теми же детьми;
5. не отходит от воспитателя, избегает других детей;
6. вступает в контакт с другими детьми;
7. ссорится, обижает других детей;
8. плачет;
9. жалуется воспитателю;
10. намеренно мешает другим детям.
Каждому показателю ставится
соответствующая
Глава 3. Результаты и обсуждение
При исследовании коммуникативности детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста в старшей группе МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска наша работа состояла из трех этапов.
Атмосфера (климат) в группе детского сада определяется:
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и права других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качества группового климата. Первый шаг, который должен сделать воспитатель или психолог, заинтересованный в создании благоприятной атмосфере в группе, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать групповую ситуацию.
Для дифференциации детей с СДВГ по уровню коммуникативности и положению в группе воспитатель/психолог производит предварительное исследование, отвечая на вопросы:
А. Об обстановке в группе:
1.
какова атмосфера в моей
2. почему я так думаю?
3. какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
B. О взаимоотношениях между воспитателем и ребенком:
1.
с кем из детей у меня
хороший контакт? Чем это
2. с кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Чем это объясняется?
C. Взаимоотношение между детьми:
1.
между какими детьми
2.
какие дети часто ссорятся
между собой? Почему это
Наблюдение за особенностями общения детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста в старшей группе МАДОУ «Детский сад №34» г. Томска, показали следующее:
Атмосфера в данной (исследуемой) группе достаточно благоприятная. Общее впечатление положительное. Дети в группе приветливые, активные, большинство демонстрируют стойкий характер чрезмерной моторной и речевой активности. Воспитатель имеет большой педагогический опыт в работе с детьми. Дети импульсивно вступают в разные контакты.
Во время бесед и игр у нас с детьми складывались хорошие, доброжелательные отношения. Мы предполагаем, что такие доброжелательные отношения складывались в связи с тем, что у детей был повышен интерес к новым людям, к интересным занятиям и играм, а также доброжелатоельное отношение к ним новых людей. Дети отвечали взаимностью.
Отношения
между самими детьми складывались
по-разному. В данной группе наблюдались
небольшие объединения
Между собой дети часто ссорились. Конфликты возникали между одними и теми же детьми и разрешение данных ситуаций часто нуждалось в помощи взрослого.
На первом этапе нашей работы по исследованию коммуникативности в группе детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста мы выявляли характер их отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы, используя методику «Два дома» Т.Д. Марцинковской. Проведение теста. В процессе рисования мы рассказывали детям, что в одном – красном доме много игрушек, книжек, а в другом – черном игрушек практически нет. После инструкций мы записывали тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черном. После окончания беседы спрашивали у каждого ребенка из группы, не хочет ли он кого-нибудь поменять местами, не забыл ли кого-нибудь.
Далее мы провели социометрию по методике Г.А. Урунтаева, определив положение каждого ребенка в данной группе, в соответствии с выборами его в «красный дом» другими детьми:
Л – «лидеры», 6-7 и > выборов (в красный дом)
П – «принятые», 3-5 выборов (в красный дом)
С – «серая масса», 1-2 выбора (в красный дом)
Н – «непринятые», 0 выборов(в красный дом).
Затем было проведено наблюдение по методике Е.Юдиной. Оценивался уровень коммуникативности на основе наблюдения по определенным критериям.
Проанализировав
данные, мы получили следующие результаты:
Таблица 1.
Положение детей с нарушением внимания и активности в группе по социометрии Г.А.Урунтаева
Положение в группе | Количество детей |
Лидеры | 1 |
Принятые | 6 |
серая масса | 11 |
Непринятые | 3 |
По
результатам исследования мы видим,
что 6 детей из 21 (28,57%) детей с нарушением
активности и внимания относятся
к «принятым». Это те дети, которые
получили по 3-5 выборов. Распределение
по выбору показало, что среди данных
детей «лидер» - 1 (4,76%), «непринятых» ребенка
–3 (14,29%). Остальная часть группы (11 детей;
52,38%) – «серая масса». Наблюдается большое
количество взаимных выборов – 38.
Таблица 2.
Уровень коммуникативности детей с нарушением внимания и активности в группе по методике Е.Юдиной.
Уровень коммуникативности | Количество детей |
Низкий | 5 |
Средний | 14 |
высокий | 2 |
В
данной группе 5 детей с низким уровнем
коммуникативности, что составляет
23,8%. 14 детей (66,67%) имеет средний показатель
коммуникативности и 2 ребенка (9,52%) – высокий.
В ходе наблюдения по методике Е.Юдиной было замечено, что дети, относящиеся к «принятым» в данной группе, предпочитали групповые занятия и игры индивидуальным; им нравилась совместная, коллективная деятельность. Они не оставались в стороне, а принимали непосредственное активное участие во всех беседах, занятиях и играх, предлагаемых воспитателем и психологом. Эти дети постоянно контактировали друг с другом. Ссоры между ними происходили редко и все конфликты разрешались относительно «мирно», быстро и без участия воспитателя. А ребенок, который занимал в данной группе положение «лидера» постоянно предлагал детям играть всем вместе в активные игры («Давайте поиграем… в домик, больницу, догоняшки, прятки, съедобное-несъедобное с мячом!» и др.). «Принятые» дети охотно соглашались на подобные предложения.
Группа детей, относящаяся к «серой массе», также не избегала групповых бесед, занятий и игр. Но эти дети чаще ссорились между собой и для решения конфликтов требовалась помощь воспитателя/психолога. Они предпочитали более спокойные групповые занятия, например, рисование на одном общем ватмане.
«Непринятые» дети предпочитали играть в одиночестве (с машинкой, собирать мозаику; играть в куклы). Они отказывались чаще всего от групповых видов деятельности, оставаясь в стороне и наблюдая за другими детьми. Если они и играли, то только друг с другом.
Таким образом, по данным наблюдения мы видим, что в этой старшей группе детского сада есть дети с нарушением внимания и активности, испытывающие дискомфорт в процессе общения. Это те дети, у которых по методике Е. Юдиной коммуникативность со знаком «-», то есть низкий уровень и по социометрии (методика Г.А. Урунтаева) положение в группе, соответствующее «непринятым».
Используя для обработки Statistica 6.0 (коэффициент корреляции Спирмена), мы выявили наличие корреляции между уровнем развития коммуникативности и положением в группе детского сада (рэмп =0,00).
В целом по данной группе можно выделить следующее:
1. в
основном у детей средний
2. большая
часть группы (52,38%) имеет положение
«принятого», что может быть
обусловлено однородность
Целью второго этапа исследования явилось проведение психологической коррекции в игровой форме с целью повышения уровня коммуникативных навыков; включение детей «серой массы» в число «принятых»; «непринятых» - в «серую массу».
Для достижения данной цели были использованы следующие методы:
- беседы;
- занятия–игры;
-
игры и игровые упражнения, представленные
в книге Клюевой Н.В. и
В ходе наблюдений за детьми во время исследования было замечено, что в предлагаемые игры они сначала либо не играли вообще, либо играли очень редко. Но позднее игры и беседы стали нравиться детям; они играли охотно и в ходе исследования были замечены некоторые изменения (принятие, поддержка) со стороны «принятых» детей по отношению к «серой массе» и «непринятым».