Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

целью нашего исследования является рассмотрение особенностей навыков социальной коммуникации дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками и оценка динамики уровня коммуникативных навыков после психологической коррекции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте.
Составить комплекс упражнений (игр) на развитие коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами в старшем дошкольном возрасте;
3. Оценить динамику уровня коммуникативных навыков у детей с гиперкинетическими расстройствами после психологической коррекции.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы
Проблемы межличностного взаимодействия дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками
1.1 Понятие коммуникативности детей с гиперкинетическими расстройствами старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности общения дошкольника с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками гиперкинетическими расстройствами
1.3 Особенности организации общения старших дошкольников с гиперкинетическими расстройствами со сверстниками в разных видах деятельности
1.4 Поведенческие особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и типичные трудности, возникающие в общении со сверстниками
II Материалы и методы
III Результаты и обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
  • беседа,
  • наблюдение по методике Е. Юдиной,
  • методика «Два дома» Т.Д. Марцинковской,
  • социометрия по методике Г.А. Урунтаева,
  • Statistica 6.0 (коэффициент корреляции Спирмена, критерий Вилкоксона) 

    I. Методика «Два дома» Т.Д. Марцинковской: 

    Стимульный  материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 дома; один из них – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливается заранее, а его делает психолог на глазах у ребенка черным и красным карандашами в процессе беседы.

    Инструкция: посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, он теплый, светлый, в нем много игрушек и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик.

    Данная методика, применяющаяся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений детей в группах детских садов в целях их дальнейшей коррекции, позволяет выявить характер отношений детей со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы.

    II. Социометрия по методике Г.А. Урунтаева.

    Данная  методика позволяет определить положение  каждого ребенка в данной группе детского сада. Г.А. Урунтаев выделяет:

  • «лидеров»; 6-7 выборов одного ребенка другими членами группы в красный дом по методике «Два дома» Т.Д. Марцинковской ;
  • «принятых» в данную группу детей; 3-5 выборов
  • «серая масса», 1-2 выбора
  • «непринятые», 0 выборов

    III. Наблюдение по методике Е. Юдиной:

    Используется  для выявления возможного дискомфорта  у детей с нарушением активности и внимания  в процессе общения и включает наблюдение по десяти показателям (критериям):

    1. играет в одиночестве;

    2. сидит в стороне и наблюдает  за другими людьми;

    3. попытки установить контакт с  другими детьми, терпит неудачу;

    4. играет только с одними и  теми же детьми;

    5. не отходит от воспитателя, избегает других детей;

    6. вступает в контакт с другими  детьми;

    7. ссорится, обижает других детей;

    8. плачет;

    9. жалуется воспитателю;

    10. намеренно мешает другим детям.

            Каждому показателю ставится  соответствующая характеристика: О – обычно;      Ч – часто; И – иногда; Р – редко; Н – никогда.  Далее характеристики переводятся в балы, которые соответствуют трем уровням коммуникативности: низкий, средний и высокий.   
     
     
     
     
     

Глава 3. Результаты и обсуждение

    При исследовании коммуникативности детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста в старшей группе МАДОУ «Детский сад № 34» г. Томска наша работа состояла из трех этапов.

    Атмосфера (климат) в группе детского сада определяется:

  1. отношениями между воспитателем и детьми;
  2. отношениями между самими детьми.

    Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют  себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и  права других быть самими собой. Воспитатель  оказывает весьма существенное влияние на качества группового климата. Первый шаг, который должен сделать воспитатель или психолог, заинтересованный в создании благоприятной атмосфере в группе, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать групповую ситуацию.

    Для дифференциации детей с СДВГ по уровню коммуникативности и положению в группе воспитатель/психолог производит предварительное исследование, отвечая на вопросы:

    А. Об обстановке в группе:

        1. какова атмосфера в моей группе?

        2. почему я так думаю?

        3. какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

        4. какие аспекты атмосферы в  моей группе я оцениваю как  отрицательные?

    B. О взаимоотношениях между воспитателем и ребенком:

        1. с кем из детей у меня  хороший контакт? Чем это объясняется?

      2. с кем из детей у меня  не такие хорошие отношения? Чем это объясняется?

    C. Взаимоотношение между детьми:

      1. между какими детьми существуют  хорошие отношения? Чем это  вызвано?

        2. какие дети часто ссорятся  между собой? Почему это происходит? 

    Наблюдение  за особенностями общения детей с гиперкинетическими расстройствами  старшего дошкольного возраста в старшей группе МАДОУ «Детский сад №34» г. Томска, показали следующее: 

    Атмосфера в данной (исследуемой) группе достаточно благоприятная. Общее впечатление  положительное. Дети в группе приветливые, активные, большинство демонстрируют стойкий характер чрезмерной моторной и речевой активности. Воспитатель имеет большой педагогический опыт в работе с детьми. Дети импульсивно вступают в разные контакты.

    Во  время бесед и игр у нас  с детьми складывались хорошие, доброжелательные отношения. Мы предполагаем, что такие доброжелательные отношения складывались в связи с тем, что у детей был повышен интерес к новым людям, к интересным занятиям и играм, а также доброжелатоельное отношение к ним новых людей. Дети отвечали взаимностью.

    Отношения между самими детьми складывались  по-разному. В данной группе  наблюдались  небольшие объединения некоторых  детей, которые постоянно играли, общались  вместе, игнорируя всех остальных.

    Между собой дети часто ссорились. Конфликты возникали между одними и теми же детьми и разрешение данных ситуаций часто нуждалось в помощи взрослого.

    На  первом этапе нашей работы по исследованию коммуникативности в группе  детей с нарушением активности и внимания старшего дошкольного возраста мы выявляли характер их отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы, используя методику «Два дома» Т.Д. Марцинковской. Проведение теста. В процессе рисования мы рассказывали детям, что в одном – красном доме много игрушек, книжек, а в другом – черном игрушек практически нет. После инструкций мы записывали тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черном. После окончания беседы спрашивали у каждого ребенка из группы, не хочет ли он кого-нибудь поменять местами, не забыл ли кого-нибудь.

    Далее мы провели  социометрию по методике Г.А. Урунтаева, определив положение каждого ребенка в данной группе, в соответствии с выборами его в «красный дом» другими детьми:

    Л – «лидеры», 6-7 и > выборов (в красный дом)

П – «принятые», 3-5 выборов (в красный дом)

С – «серая масса», 1-2 выбора (в красный дом)

    Н – «непринятые», 0 выборов(в красный  дом).

Затем было проведено наблюдение по методике Е.Юдиной.  Оценивался уровень коммуникативности на основе наблюдения по определенным критериям.

Проанализировав данные, мы получили следующие результаты: 

Таблица 1.

Положение детей  с нарушением внимания и активности в группе по социометрии Г.А.Урунтаева

Положение в группе Количество  детей
Лидеры 1
Принятые 6
серая масса  11
Непринятые 3
 

    По  результатам исследования мы видим, что 6 детей из 21 (28,57%) детей с нарушением активности и внимания относятся  к  «принятым». Это те дети, которые  получили по 3-5 выборов. Распределение  по выбору показало, что среди данных детей «лидер» - 1 (4,76%), «непринятых» ребенка –3 (14,29%). Остальная часть группы (11 детей; 52,38%) – «серая масса». Наблюдается большое количество взаимных выборов – 38.  

Таблица 2.

Уровень коммуникативности  детей с нарушением внимания и  активности в группе по методике Е.Юдиной.

Уровень коммуникативности Количество  детей
Низкий 5
Средний 14
высокий 2
 

    В данной группе 5 детей с низким уровнем  коммуникативности, что составляет 23,8%. 14 детей (66,67%) имеет средний показатель коммуникативности и 2 ребенка (9,52%) – высокий. 

    В ходе наблюдения по методике Е.Юдиной было замечено, что дети, относящиеся  к «принятым» в данной группе, предпочитали групповые занятия и игры индивидуальным; им нравилась совместная, коллективная деятельность. Они не оставались в стороне, а принимали непосредственное активное участие во всех беседах, занятиях и играх, предлагаемых воспитателем и психологом. Эти дети постоянно контактировали друг с другом. Ссоры между ними происходили редко и все конфликты разрешались относительно «мирно», быстро и без участия воспитателя. А ребенок, который занимал в данной группе положение «лидера» постоянно предлагал детям играть всем вместе в активные игры («Давайте поиграем… в домик, больницу, догоняшки, прятки, съедобное-несъедобное с мячом!» и др.). «Принятые» дети охотно соглашались на подобные предложения.

    Группа  детей, относящаяся к «серой массе», также не избегала групповых бесед, занятий и игр. Но эти дети чаще ссорились между собой и для  решения конфликтов требовалась  помощь воспитателя/психолога. Они предпочитали более спокойные групповые занятия, например, рисование на одном общем ватмане.

    «Непринятые»  дети предпочитали играть в одиночестве (с машинкой, собирать  мозаику; играть в куклы). Они отказывались чаще всего  от групповых видов деятельности, оставаясь в стороне и наблюдая за другими детьми. Если они и играли, то только друг с другом.

    Таким образом, по данным наблюдения мы видим, что в этой старшей группе детского сада есть дети с нарушением внимания и активности, испытывающие дискомфорт в процессе общения. Это те дети, у которых по методике Е. Юдиной коммуникативность со знаком «-», то есть низкий уровень и по социометрии (методика Г.А. Урунтаева) положение в группе, соответствующее «непринятым».

    Используя для обработки Statistica 6.0 (коэффициент корреляции Спирмена), мы выявили наличие корреляции между уровнем развития коммуникативности и положением в группе детского сада (рэмп =0,00).

    В целом по данной группе можно выделить следующее:

1.  в  основном у детей средний уровень развития коммуникативности (общения);

2. большая  часть группы (52,38%) имеет положение  «принятого», что может быть  обусловлено однородность группы  по возрасту и диагнозу нарушение  внимания и активности. 

    Целью второго этапа исследования явилось проведение психологической коррекции в игровой форме с целью повышения уровня коммуникативных навыков; включение детей «серой массы» в число «принятых»; «непринятых» - в «серую массу».

    Для достижения данной цели были использованы следующие методы:

    - беседы;

    - занятия–игры;

    - игры и игровые упражнения, представленные  в книге Клюевой Н.В. и Касаткиной  Ю.В.[8] и Клюевой Н.В. и Филипповой Ю.В.[9]. [Список игр в Приложении]. 

    В ходе наблюдений за детьми во время  исследования было замечено, что в  предлагаемые игры они сначала либо не играли вообще, либо играли очень редко. Но позднее игры и беседы стали нравиться детям; они играли охотно и в ходе исследования были замечены некоторые изменения (принятие, поддержка) со стороны «принятых» детей по отношению к «серой массе» и «непринятым».

Информация о работе Влияние особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическими расстройствами