Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
Родительское отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», инфантилизирующее ребенка, принижающего его личную и социальную состоятельность, так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет защитную функцию, оторванную от реального поведения.
Высокая самооценка у исследуемых детей в сочетании с ожидаемыми оценками со стороны родителей и низкими родительскими оценками, по нашему предположению компенсирует неблагополучный оценочный опыт и защищает ребенка от неуспеха.
Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный защитный механизм.
Неразрешимый характер внутреннего противоречия между требованиями родителей и невозможностью им соответствовать представляет источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства, способствует компенсаторной гипертрофии собственного «Я», самокритичность у ребенка не развивается. Неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцирования самооценки и самосознания, самооценка выполняет неадекватную, защитную, компенсаторную роль, ограничивая расширение опыта ребенка, тормозя развитие личностных качеств.
Выводы по второй главе
Заключение
Изучая теоретический материал по теме: «Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста», мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт - главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.
Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.
Для исследования особенностей
влияния детско-родительских отношений
на формирование самооценки дошкольников,
в данной дипломной работе были подобраны
и проведены следующие
Для исследования родительского
отношения к детям, мы воспользовались
«Опросником родительского
Анализ результатов
Однако, эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно обратное влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали высокую самооценку.
Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.
Анализируя полученные нами
результаты, выявленные в ходе практического
исследования, следует отметить, что
гипотеза, выдвинутая в начале исследования
в основе своей подтвердилась, благоприятное
отношение родителей к детям,
характеризующееся
Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
По нашему предположению
на данном возрастном этапе формирования
самооценки, детско-родительские отношения
оказывают влияние на ту или иную
функцию самооценки. В том случае,
когда родительские отношения носят
партнерский характер, проявляется
любовь и уважение к личности ребенка,
предоставляется
В случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.
Чем больше отрицательных
родительских оценок получает ребенок,
тем сильнее он выстраивает свою
«оборону» в виде высокого уровня
самооценивания. На данный феномен
можно было бы «закрыть глаза», ведь
дети оценили себя высоко, однако подобная
закономерность таит в себе целый
ряд неблагоприятных
Для психологов и педагогов открываются новые пространства в области коррекции, как самооценки детей старшего дошкольного возраста, так и родительских отношений.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике.
Список использованной литературы
1. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В.В. - М., 2006. - 387 с.
2. Алфеева Е.В. Креативность
и личностные особенности
3. Белобрыкина О.А.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. - 387 с.
5. Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. - М., 2004. - 297 с.
6. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. - 396 с.
7. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. - 396 с.
8. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. - 374 с.
9. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С.34-56.
10. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. - 376 с.
11. Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2004. - 406 с.
12. Диагностика и коррекция
психического развития
13. Искольдский Н.В. Исследования
привязанности ребёнка к
14. Коломинский Я. Л., Панько
Е.А. Учителю о психологии
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. - 499 с.
16. Коробейников И.А.
17. Леонтьев А. Н.
18. Леонтьев А. Н. К
теории развития психики
19. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. - 399 с.
20. Липкина А.И. Самооценка
// Большая Советская
21. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. - 388 с.
22. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. - 407 с.
23. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. - 395 с.
24. Орлов А.Б. Методы
современной возрастной и
25. Особенности психического
развития детей 6-7-летнего
26. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. - 386 с.
27. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. - 485 с.
28. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. - 374 с.
29. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.
30. Развитие общения у
дошкольников и младших
31. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. - 438 с.
32. Репина Т.А., Стеркина Р.В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. - 396 с.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006.
34. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. - 278 с.
35. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. - 254 с.
36. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. - 199 с.
37. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2006. - 296 с.
38. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 2006. - 297 с.
39. Смирнова Е.О. Влияние
формы общения со взрослым
на эффективность обучения
40. Смирнова Е.О., Рошка
Г.Н. Роль общения со взрослым
в развитии предметно-
41. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. - 348 с.
42. Субботский E.B. Генезис
личностного поведения у
43. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. - 190 с.
44. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М., 2006. - 195 с.
45. Хрипкова А.Г. Разговор на трудную тему. - М.: Педагогика, 1970 - 64 с.
46. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. - 390 с.
47. Эльконин Д.Б. Развитие
личности ребенка-дошкольника /
48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис
В.В. Психология и
49. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. - 376 с.
50. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - 36-49.