Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
Таблица 9
Сводные результаты определения уровня самооценки по тесту «Рисую себя»
Уровень самооценки |
Количество детей |
% |
высокая |
3 |
15 |
средняя |
10 |
50 |
низкая |
7 |
35 |
Таким образом, при обработке теста «Рисую себя» получены результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.
Полученные результаты можно изобразить графически.
Рис. 5 - Результаты уровня самооценки тесту «Рисую себя»
Данные
по всем методикам подверглись
Первоначально рассмотрим взаимосвязь типа родительского отношения отцов и матерей.
Взаимосвязь родительского отношения отцов и матерей
Таблица 10
Параметры родительского Отношения |
Принятие – отвержение мамы |
Кооперация Мамы |
Симбиоз Мамы |
Авторитарная гиперсоциализация Мамы |
Маленький Неудачник Мамы |
Принятие – отвержение Папы |
|||||
Кооперация папы |
|||||
Симбиоз папы |
|||||
Авторитарная гиперсоциал. папы |
- 0,38х |
||||
Маленький неудачник папы |
- уровни авторитарной
гиперсоциализации родителей (
Такое родительское отношение может быть у противоборствующих родителей, которые противодействуют друг другу, препятствуют достижению индивидуальных целей каждого, общая цель в воспитании ребенка отсутствует.
Взаимосвязь родительского отношения матерей
Таблица 11
Параметры родительского Отношения |
Принятие – отвержение мамы |
Кооперация Мамы |
Симбиоз Мамы |
Авторитарная гиперсоциализация Мамы |
Маленький Неудачник Мамы |
Принятие – отвержение мамы |
|||||
Кооперация мамы |
|||||
Симбиоз мамы |
0,44х |
||||
Авторитарная гиперсоциал. мамы |
|
||||
Маленький неудачник мамы |
- чем авторитарнее тип отношения матери к ребенку, тем выше симбиотический тип отношений к нему.
Матери авторитарно
Происходит это потому,
что ребёнок кажется матери маленьким
и беззащитным, они постоянно
ощущает тревогу за ребёнка, стремятся
удовлетворить все его
Взаимосвязь родительского отношения отцов
Таблица 12
Параметры родительского отношения |
Принятие – отвержение папы |
Кооперация папы |
Симбиоз папы |
Авторитарная гиперсоциализация папы |
Маленький Неудачник папы |
Принятие – отвержение папы |
0,74х | ||||
Кооперация папы |
|||||
Симбиоз папы |
0,49х |
||||
Авторитарная гиперсоциал. папы |
|
||||
Маленький неудачник папы |
- чем больше папа принимает
ребенка, тем больше он
- чем больше папа принимает
ребенка, тем больше он
Папам нравится ребёнок таким, какой он есть, они уважают индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремятся проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.
Но вместе с тем, ребёнок кажется отцам маленьким и беззащитным, они постоянно ощущает тревогу за ребёнка, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Отцы ощущают себя с ребёнком единым целым.
Далее рассмотрим взаимосвязь типа родительского отношения в зависимости от пола ребенка.
Взаимосвязь родительского отношения матерей и пола ребенка
Таблица 13
Параметры родительского отношения |
Пол ребенка |
Принят. – отвержение мамы |
|
Кооперация мамы |
- 0,41хх |
Симбиоз мамы |
- 0,4х |
Авторитарная |
|
Маленький неудачник мамы |
- социально желательные отношения мамы к мальчикам, выше, чем к девочкам;
- симбиотическое отношение мамы к мальчикам, выше, чем к девочкам.
Мамы больше заинтересованы в делах и планах мальчиков, стараются во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Мамы выше оценивают интеллектуальные и творческие способности мальчиков, испытывает чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность мальчиков, старается быть с ними на равных. Матери доверяют мальчикам, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Мальчики кажутся матерям маленькими и беззащитными, они постоянно ощущает тревогу за мальчиков, стремятся удовлетворить все их потребности, оградить их от трудностей и неприятностей жизни. Мамы ощущают себя с ребёнком единым целым.
Далее
рассмотрим взаимосвязь показателей
родительского отношения с
Таблица 14
Взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей
ОРО, возраст |
Самооценка | ||||||
«Лесенка» |
«Ка-кой Я» |
Деко-рирование |
Кол-во цветов |
Высо-та ри-сунка |
Размер тела |
Суммабаллов | |
Принятие-отвержение |
0,35 95% |
0,39 95% |
|||||
Кооперация |
- 0,32 90% | ||||||
Симбиоз |
0,38 95% |
||||||
Авторит. Гиперсоциали |
-0,39 90% |
0,33 90% |
-0,35 95% |
||||
«Маленький неудачник» |
0,49 99% |
||||||
Пол ребенка (девочки) |
0,41 95% |
0,54 99% |
0,31 90% |
0,59 99% |
В таблице указаны корреляционные связи с высокой степенью значимости. Рассмотрим подробнее полученные корреляции.
Наиболее ярким оказалась корреляционная связь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с показателями методики «Лесенка», чем выше родительский балл по данной шкале опросника, тем ниже по уровню «лесенки» ставит себя ребенок. В данной связи, исходя из корреляционных данных, можно предположить что: авторитарный стиль общения родителей с детьми приводит, в конечном счете, к снижению самооценки ребенка.
Интересным представляется корреляционно значимая взаимосвязь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с размерами изображения рисунка: чем выше первый показатель, тем меньше размеры изображения. В данном случае связь более чем характерна. Ребенок ощущает себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым, все это изображается на рисунке в виде маленькой фигурки.
Однако
другой коэффициент корреляции показывает
что, «авторитарная
Корреляционный анализ продемонстрировал прямо зависимые связи показателей по шкале «Симбиоз» и методике «Какой Я?». Высокий балл по шкале «Симбиоз» означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, ребенок принимается целиком. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.
Все остальные взаимосвязи выгладят несколько неожиданно.
Показатель «Принятие – отвержение» с методикой «Какой Я» демонстрирует прямую взаимосвязь: чем выше показатель отвержения, тем больше балл по методике «Какой Я». Следовательно, что чем больше родитель отвергает ребенка, тем больше позитивных качеств он себе приписывает.
Такая же взаимосвязь раскрылась в паре «Маленький неудачник» с методикой «Какой Я?»: зависимость так же прямопропорциональна. Родитель инфантилизирует ребенка, принижает его личную и социальную состоятельность. Ребенок же, наоборот, наделяет себя всеми самыми хорошими качествами. Еще одна положительная корреляционная взаимосвязь между «принятием – отвержением» и высотой расположения изображения на листе, чем выше балл по шкале опросника, тем выше расположен рисунок, что так же характерно для высокой самооценки.
Рассматривая
значимые корреляционные связи необходимо
обратить внимание по психологические
особенности формирования самооценки
детей старшего дошкольного возраста.
По полученным в ходе исследования
результатам, можно предположить о
том, что чрезмерное давление, строгий
контроль со стороны родителей (все
это характеризует авторитарный
стиль родительского отношения
к детям) [29 Рогов Е.И.] приводит к
формированию заниженной самооценки ребенка.
Зажатый в жесткие рамки
Интересным
фактом является тот, что при общем
негативном и авторитарном отношении
родителя к ребенку, последний находит
«спасительную нишу» в
Из общей картины выделяется «симбиотический» стиль отношений к ребенку. Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.
Особое
внимание следует уделить взаимосвязи
родительского отвержения с формированием
самооценки ребенка старшего дошкольного
возраста. В ходе исследования выяснилась
следующая закономерность – чем
больше родитель ребенка отвергает,
тем больше последний приписывает
себе положительных качеств. Данному
родительскому отношению