Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит их трех элементов:
переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [4, с.47].
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Вообще время между
основными детскими кризисами занимает
почти все дошкольное детство. Если
попытаться выделить самое общее
в этом значительном и разнообразном
отрезке жизни, то можно сказать,
что это самый плодотворный и
спокойный период социализации ребенка.
Он становится управляемым, постепенно
научается руководствоваться
В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.
Как известно, Л.С. Выготский
связывает с этим возрастом (кризис
7 лет) дифференциацию внутреннего и
внешнего, открытие ребенком самого существования
своих переживаний, появление возможности
осмысленно ориентироваться в них,
возникновение самооценки как некоторых
«запросов к себе», борьбы переживаний,
внутреннего конфликта и
Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все вышеперечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [14, с.86].
Аффективная жизнь детской
компании начинает обеспечивать потребности
его саморегуляции, в компании опробуются
новые формы отношений с миром:
складываются индивидуальные привязанности
и эмоциональное сопереживание,
организуются как относительно невинные,
так и достаточно серьезные шалости,
дающие возможность получить яркие
сенсорные впечатления и
Вся эта яркая аффективная жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. [14, с.88].
Все это свидетельствует
в пользу того, что в этот возрастной
период происходит разъединение систем
аффективной организации
Резюмируя все вышеизложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:
- опыт общения ребенка с родителями;
- опыт общения со сверстниками;
- индивидуальный опыт общения;
- его умственное развитие.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.
Однозначно можно сказать,
что наиболее значимое влияние на
формирование детской самооценки оказывают
родители. Представления о том, каким
должен быть ребенок (родительский образ
ребенка), формируется еще до рождения
малыша и определяет стиль воспитания
в семье. Руководствуясь собственными
представлениями о том, каким
должен быть ребенок, родители оценивают
его реальную деятельность и поведение.
Усвоенные от родителей оценки становятся
собственными оценками ребенка. Ребенок
оценивает себя так, как оценивают
его окружающие, и прежде всего
родители. Родители так же формируют
у ребенка определенные личностные
ценности, идеалы, эталоны, на которые
следует равняться, намечают планы,
которые необходимо выполнить, определяют
стандарты выполнения тех или
иных действий. Если они реалистичны
и соответствуют возможностям ребенка,
то достижение целей, реализация планов,
способствуют формированию позитивного
образа «Я» и положительной
Для ребенка одинаково
вредны и отсутствие критики со стороны
родителей и чрезмерная строгость,
когда замечания родителей
Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте - это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.
Индивидуальный опыт, полученный
в конкретной деятельности, является
реальной основой для определения
ребенком наличия или отсутствия
у него определенных качеств, умений,
возможностей. Он может слышать каждый
день от окружающих, что у него есть
те или иные способности, или, что
у него их нет, однако это не является
основой формирования правильного
представления о своих
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт - главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. [29, с.55].
Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
В 6-7 летнем возрасте возникает
осмысленная ориентировка в собственных
переживаниях, когда ребенок начинает
осознавать свои переживания и понимать,
что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»,
«Я сердит» и т.д. Более того, старший
дошкольник не только осознает свои эмоциональные
состояния в конкретной ситуации,
возникает обобщение
В старшем дошкольном возрасте
ребенок имеет относительно богатый
собственный опыт, обладает способностью
наблюдать и анализировать
1.3 Значение детско-родительских
отношений в развитии
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.
Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок - это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».
Детско-родительские отношения
рассматривают в контексте
- ведущий мотив поведения личности - избежание неудачи, а не мотив достижения;
- заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства (недостаточное принятие своего «Я»)
- недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности.
Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье: поведение родителей строится так, чтобы «выкорчевать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся с лживостью». Родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме. Заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание - основная добродетель ребенка.
Недостаточная рефлексивность - неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. Ребенок растет в мире идентификации от противного - «Ты плохой, но должен быть хорошим».
Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной. [11, с.365].
Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.