Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5

1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

курсовая № 3.docx

— 164.19 Кб (Скачать)

На основе возникновения  личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса  состоит их трех элементов:

  1. Потеря непосредственности - между желанием и действием вклинивается

переживание того, какое  значение это действие будет иметь  для самого ребенка.

  1. Манерничанье - ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
  2. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо  и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение  внутренней жизни - чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента  ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [4, с.47].

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует  нового содержания отношений. Ребенок  должен вступить в отношения с  обществом как с совокупностью  людей, осуществляющих обязательную, общественно  необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в  стремлении скорее пойти в школу.

Вообще время между  основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее  в этом значительном и разнообразном  отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и  спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами  социального взаимодействия, произвольно  сосредоточиваться и направленно  учиться. [8, с.93].

В это время собственный  опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного  человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к  самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются  страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать  о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С. Выготский  связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и  внешнего, открытие ребенком самого существования  своих переживаний, появление возможности  осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых  «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры  переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности  к символизации, с другой - неминуемо  заставляет ребенка ощутить отдельность  своего внутреннего мира, неоднозначность  его отношений с нравственными  правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». [7, с.204].

Необходимо отметить, что  в дошкольном возрасте у ребенка  появляются в этой области новые  самостоятельные возможности. Они  связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой  игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней  и позволяет выбрать из всего  богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все вышеперечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [14, с.86].

Аффективная жизнь детской  компании начинает обеспечивать потребности  его саморегуляции, в компании опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности  и эмоциональное сопереживание, организуются как относительно невинные, так и достаточно серьезные шалости, дающие возможность получить яркие  сенсорные впечатления и пережить острые впечатления. Дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные  вылазки, в которых происходит с  одной стороны, аффективное освоение окружающей среды, а с другой - определение  своих собственных качеств и  возможностей.

Вся эта яркая аффективная  жизнь, являющаяся в норме, может  быть, основной индивидуальной ценностью  ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более  спокойно, старается соблюдать общие  правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и  взрослые в этот период начинают взаимодействовать  с ребенком наиболее «экономным»  и формальным способом. [14, с.88].

Все это свидетельствует  в пользу того, что в этот возрастной период происходит разъединение систем аффективной организации поведения  ребенка и его близких. В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся перед кризисом семи лет, ребенок самостоятельно осваивает  механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между  выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется, т.е. собственными аффективными установками. В рамках развития средств аффективной  саморегуляции значительное место  занимает разработка механизмов экспансии, определяющий уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка. [25, с.63].

Резюмируя все вышеизложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в  старшем дошкольном возрасте:

- опыт общения ребенка с родителями;

- опыт общения со сверстниками;

- индивидуальный опыт общения;

- его умственное развитие.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и  устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта  ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают  родители. Представления о том, каким  должен быть ребенок (родительский образ  ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким  должен быть ребенок, родители оценивают  его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок  оценивает себя так, как оценивают  его окружающие, и прежде всего  родители. Родители так же формируют  у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые  следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или  иных действий. Если они реалистичны  и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного  образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». [28, с.149].

Для ребенка одинаково  вредны и отсутствие критики со стороны  родителей и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят  исключительно негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного возраста формируется  неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в  том и в другом случае не развивается  способность анализировать, оценивать  и контролировать свои действия и  поступки.

Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем  дошкольном возрасте - это расширение и обогащение индивидуального опыта  ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые  ребенок сам предпринимает в  окружающем его предметном мире.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что  у него их нет, однако это не является основой формирования правильного  представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в  конечном счете, успех или неуспех  в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил  в реальных условиях жизни ребенок  постепенно приходит к пониманию  границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в  неосознанной форме и накапливается  в результате повседневной жизни, как  побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и  регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны  и менее эмоционально окрашены, чем  знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт - главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. [29, с.55].

Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты  своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

В 6-7 летнем возрасте возникает  осмысленная ориентировка в собственных  переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т.д. Более того, старший  дошкольник не только осознает свои эмоциональные  состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько  раз подряд ребенок испытывает неудачу  в какой-то ситуации, то у него возникает  негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый  собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях  и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим  дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному  опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для  всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для  тех, общий уровень психического развития которых соответствует  переходному периоду - кризису семи лет. [21, с.85].

1.3 Значение детско-родительских  отношений в развитии самооценки  ребенка старшего дошкольного  возраста

     Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.

Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин  в книге «Семейная педагогика»  приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок - это часть природы, а  над природой нельзя властвовать, с  ней нужно мирно жить, познав закон  ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно  сложнее жизни взрослого, он действует  иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».

Детско-родительские отношения  рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. [10, с.117]. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних  на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень  актуальной. Приведем только некоторые  особенности тоталитарного сознания:

- ведущий мотив поведения личности - избежание неудачи, а не мотив достижения;

- заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства (недостаточное принятие своего «Я»)

- недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности.

Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье: поведение родителей строится так, чтобы «выкорчевать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся с лживостью». Родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме. Заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание - основная добродетель ребенка.

Недостаточная рефлексивность - неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций.  Ребенок растет в мире идентификации от противного - «Ты плохой, но должен быть хорошим».

Существует два условия  гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей  к детям должна быть безусловной  и безграничной. [11, с.365].

Любовь родителей несет  в себе две задачи, выполняя которые  родители помогают своим детям развиваться  и формировать в себе гармонично развитую личность.

Первая задача - создать  ребенку уверенность в том, что  его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и  сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический  контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес  к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать  равенство позиций ребенка и  взрослого не вправе опыта, а в  праве на чувство собственного достоинства.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста