Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.
Другим условием гармонии
детско-родительских отношений является
- независимость. Существует нормальное
противоречие. Связь родителя и ребенка
изначально конфликтна. Взрослеющий
ребенок отрывается от родителей, а
родитель в свою очередь стремится
удержать его, продолжать учить, как
нужно ему жить и. т.д. В этой связи,
главное определить границы дистанции,
меры самостоятельности ребенка, соответствующие
его возрасту и способностям. Короткая
дистанция ведет к
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
- оценка его деятельности и поведения;
- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Ш.А. Амонашвили обращал внимание
родителей на то, что оценка деятельности
и поведения ребенка только тогда
играет позитивную роль в воспитании,
когда оценка результатов деятельности
отделена от личности ребенка. Демонстрируя
положительное отношение к
Так, высокая самооценка
сочетается с наличием доверительных,
теплых отношений с родителями, требовательностью
и строгой дисциплиной
Таким образом, благоприятным
условием развития позитивной самооценки
можно считать эмоциональную
вовлеченность родителей в
Выводы по первой главе
Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско - детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Все рассмотренные нами классификации
характеризуют детско-
Таким образом, говоря о типах
семейного воспитания, мы в первую
очередь хотим обратить внимание
на то, что данное понятие синонимично
понятию родительское отношение
к ребенку, более широкому по своему
содержанию. Потому раскрывать типы семейного
воспитания мы сочли необходимым
в русле понятия "родительское
отношение" к ребенку. Родительское
отношение имеет наиболее общий
характер и указывает на взаимосвязь
и взаимозависимость родителя и
ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное,
сознательно-избирательное
Опираться в своей работе мы будем на определение, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение же понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков». [6, с.18].
Для исследования детско-родительских отношений нами будет использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин, который будет описан ниже.
Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методическое обеспечение исследования
Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось с 14.09.2012 по 19.02. 2013 года.
Для проведения исследования было выбрано детское дошкольное учреждение МБДОУ «»Новопокровский детский сад» села Новопокровка Горьковского района Омской области. Практическая работа проводилась в старшей группе данного дошкольного учреждения.
В исследовании приняли участие: группа детей 15 человек (8 мальчиков, 7 девочек), и группа родителей (15 пап и 15 мам).
На основе анализа научной литературы нами была составлена следующая диагностическая программа.
1) Для исследования детско-
2) Для исследования самооценки
детей старшего дошкольного
Представим более подробное описание данных методик.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи (ОРО) - опросника родительского отношения. Авторами данной методики являются Я.А. Варга и В.В. Столин.
Опросник состоит из пяти шкал:
«Принятие - отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, обиду, раздражение, досаду. Он не доволен ребенком, не доверяет и не уважает его.
«Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, сочувствует и старается помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз». Отражает межличностную
дистанцию в общении с
«Авторитарная гиперсоциализация».
Отражает форму и направление
контроля за поведением ребенка. Родитель
требует от ребенка безоговорочного
послушания и дисциплины, старается
навязать ребенку во всем свою волю.
За проявление своеволия ребенка
сурово наказывают. Родитель пристально
следит за социальными достижениями
ребенка, его индивидуальными
«Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей в жизни и строго контролировать его действия. (Текст опросника представлен в приложении 1.)
Полученные результаты подверглись обработке, согласно нормам по каждой шкале.
Тест «Лесенка».
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводили с помощью методики «Лесенка».
Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. (Представлена в приложении 2). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй - чуть- чуть получше, на третьей -- еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».
Анализ результатов.
Прежде всего, обращают внимание,
на какую ступеньку ребенок сам
себя поставил. Считается нормой, если
дети этого возраста ставят себя на
ступеньку «очень хорошие» и даже
«самые хорошие дети». В любом
случае это должны быть верхние ступеньки,
так как положение на любой
из нижних ступенек (а уж тем более
на самой нижней) говорит не об адекватной
оценке, но об отрицательном отношении
к себе, неуверенности в собственных
силах. Это очень серьезное нарушение
структуры личности, которое может
привести к депрессиям, неврозам, асоциальности
у детей. Как правило, это связано
с холодным, отношением к детям, отвержением
или суровым, авторитарным воспитанием,
когда обесценивается сам ребенок,
который приходит к выводу, что
его любят только тогда, когда
он хорошо себя ведет. А так как
дети: не могут быть хорошими постоянно
уж тем более не могут соответствовать
всем притязаниям взрослых, выполнять
все их требования, то, естественно,
дети в этих условия начинают сомневаться
в себе, в своих силах и в
любви к ним родителей. Также
не уверены в себе и в родительской
любви дети, которыми вообще не занимаются
дома. Таким образом, как мы видим,
крайнее пренебрежение
Признаком неблагополучия,
как в структуре личности ребенка,
так и в, его отношениях с близкими
взрослыми являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние
ступеньки. Однако если при ответе на
вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?»
ребенок помещает себя на одну из нижних
ступенек, это нормально и может
служить доказательством
Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей инструкции: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя и объясни почему.