Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5

1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

курсовая № 3.docx

— 164.19 Кб (Скачать)

Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило - признать за ребенком право быть таким, какой  он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие  ребенку оценивать самого себя.

Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка  изначально конфликтна. Взрослеющий  ребенок отрывается от родителей, а  родитель в свою очередь стремится  удержать его, продолжать учить, как  нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие  его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку  выбор, который в свою очередь, несет  за собой ответственность за собственное  поведение, способствует более гармоничному развитию личности. [11, с.367].

Опыт общения ребенка  с родителями является тем объективным  условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или  сильно затруднен. Под влиянием родителей  у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

- оценка его деятельности и поведения;

- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;

- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда  играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют  у него тем самым уверенность  в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в  деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит  в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения  ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и  контролировать свое поведение. Проведенные  исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения  с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким  типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная.

Так, высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью  и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной  автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной  изолированности и ненужности, малой  социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели  негативный опыт отношений в своей  семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание  как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.

Таким образом, благоприятным  условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную  вовлеченность родителей в жизнь  ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности. [11, с.369].

Выводы по первой главе

    Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско - детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Все рассмотренные нами классификации  характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений  и развивается самооценка ребенка  старшего дошкольного возраста - либо позитивная, либо негативная.

Таким образом, говоря о типах  семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично  понятию родительское отношение  к ребенку, более широкому по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного  воспитания мы сочли необходимым  в русле понятия "родительское отношение" к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий  характер и указывает на взаимосвязь  и взаимозависимость родителя и  ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление  о ребенке, которое определяет особенности  родительского восприятия, способ общения  с ребенком, характер приемов воздействия  на него. А.Я.Варга и В.В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций  как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная  близость), авторитарность и эмоциональное  отвержение (маленький неудачник).[39]

Опираться в своей работе мы будем на определение, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение же понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков». [6, с.18].

Для исследования детско-родительских отношений нами будет использован  тест - опросник ОРО (опросник родительского  отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин, который будет описан ниже.

 

Глава 2. Исследование влияния  детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного  возраста

2.1 Методическое  обеспечение исследования

Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось  с 14.09.2012 по 19.02. 2013 года.

Для проведения исследования было выбрано детское дошкольное учреждение МБДОУ «»Новопокровский детский сад» села Новопокровка Горьковского района Омской области. Практическая работа проводилась в старшей группе данного дошкольного учреждения.

В исследовании приняли участие: группа детей 15 человек (8 мальчиков, 7 девочек), и группа родителей (15 пап и 15 мам).

На основе анализа научной литературы нами была составлена следующая диагностическая программа.

1) Для исследования детско-родительских  отношений нами был использован  тест - опросник ОРО (опросник  родительского отношения) авторы  А.Я. Варга, В.В. Столин. [1, с.74].

2) Для исследования самооценки  детей старшего дошкольного возраста  нами была использована методика  «Лесенка», «Какой Я», проективная  методика «Рисую себя». [3, с.84].

     Представим более подробное описание данных методик.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств и поступков взрослых людей  по отношению к детям. С психологической  точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка  по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный  и поведенческий компоненты. Все  они в той или иной степени  оцениваются при помощи (ОРО) - опросника  родительского отношения. Авторами данной методики являются Я.А. Варга  и В.В. Столин.

Опросник состоит из пяти шкал:

«Принятие - отвержение». Шкала  отражает эмоциональное отношение  к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, обиду, раздражение, досаду. Он не доволен  ребенком, не доверяет и не уважает  его.

«Кооперация». Социально-желательный  образ родительского отношения. Содержание этой шкалы: родитель заинтересован  в делах и планах своего ребенка, сочувствует и старается помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, старается быть с ним  на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз». Отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале  можно считать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей  в жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка. По своей воле родитель не предоставляет ребенку  самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины, старается  навязать ребенку во всем свою волю. За проявление своеволия ребенка  сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания  ребенка родителями. При высоких  значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать  ребенка, приписать ему личную и  социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению  с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка. В связи с этим родитель старается  оградить ребенка от трудностей в  жизни и строго контролировать его  действия. (Текст опросника представлен в приложении 1.)

Полученные результаты подверглись  обработке, согласно нормам по каждой шкале.

Тест «Лесенка».

Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и  идеального «Я» проводили с помощью  методики «Лесенка».

Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. (Представлена в приложении 2). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй - чуть- чуть получше, на третьей -- еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».

Анализ результатов.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам  себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом  случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой  из нижних ступенек (а уж тем более  на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении  к себе, неуверенности в собственных  силах. Это очень серьезное нарушение  структуры личности, которое может  привести к депрессиям, неврозам, асоциальности  у детей. Как правило, это связано  с холодным, отношением к детям, отвержением  или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что  его любят только тогда, когда  он хорошо себя ведет. А так как  дети: не могут быть хорошими постоянно  уж тем более не могут соответствовать  всем притязаниям взрослых, выполнять  все их требования, то, естественно, дети в этих условия начинают сомневаться  в себе, в своих силах и в  любви к ним родителей. Также  не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным  результатам. Конкретно об отношении  родителей к ребенку и их требованиях  говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности; важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в, его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых  все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?»  ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может  служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в  том случае, если ребенок действительно  плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с  семью ступеньками, где средняя  ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей  инструкции: «Если всех детей рассадить  на этой лестнице, то на трех верхних  ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем  выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А  на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней  ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь  себя и объясни почему.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста