Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5

1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

курсовая № 3.docx

— 164.19 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет начального, дошкольного  и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

 

Допущен к защите

«___» ____________ 2013 г.

Зав. кафедрой: доцент, к.п.н.

Мурзина Наталья Павловна

_______________ (подпись)

 

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа

По направлению050700(540600)Педагогика,

профиль 540602 Детская практическая психология

 

Выполнил: студент 4 курса

заочной формы обучения

Васильева Елена Михайловна

_______________ (подпись)

Научный руководитель:

профессор, к. п. н,

Шилова Ирина Михайловна

_______________ (подпись)

Выпускная работа защищена

«___» ________________ 2013 г.

Оценка ______________________

Председатель ГАК __________ (подпись)

 

Омск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   ………………………………………………………………………        1

Глава 1. Теоретические  основы детско-родительских отношений и

 Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе 

1.1 Психологический аспект  детско-родительских отношений …………….       4

1.2 Особенности  формирования  самооценки у детей  старшего

дошкольного возраста ....………………………………………………………        5

 

1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки

у детей старшего дошкольного  возраста ……………………………………          6

Выводы по первой главе  ……………………………………………………….       7

Глава 2. Опытно - экспериментальное  исследование  влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение исследования  ………………………………..       8

2.2 Методы и методики исследования ………………………………………..       9

2.3 Констатирующий этап  эксперимента  …………………………………….     10

2.4 Формирующий этап эксперимента   ………………………………………     11

2.5 Контрольный этап эксперимента  …………………………………………      12

Выводы по второй главе  ……………………………………………………….     13

Заключение  ……………………………………………………………………..    14

Психолого – педагогические рекомендации

Список использованной литературы ………………………………………..        16

Приложения ……………………………………………………………………      17

 

Введение

     Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного  воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют  растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые  болезни, потеря работы и средств  к существованию, аморальное поведение  и др.), четвертые просто не придают  этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или  меньшими воспитательными возможностями, или, - воспитательным потенциалом. Одну из центральных ролей в воспитательном потенциале семьи играет отношение  родителей к ребенку.

     В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих детско – родительские отношения и их влияние на развитие  личности ребенка, особенностей его характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995).В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка. Выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С.Спиваковская и др. [6, 37, 38].

     Учитывая то, что родительские отношения являются очень значимыми в детском возрасте мы можем предположить, что они во многом накладывают отпечаток на всю личность ребенка и, в частности, на его самооценку.

Для практического психолога, работающего в области помощи семье, очень важным является знание особенностей воспитательного процесса, характера влияния различных  родительских установок и позиций  на психическое развитие ребенка и т.д. Для родителей подобные знания являются столь же значимыми. Не всегда тот или иной способ взаимодействия родителя и ребенка является эффективным и приемлемым в каждом отдельном случае, порой то, что родитель считает правильным, объективно наносит вред ребенку. Не все способы и приемы, а так же их последствия, осознаются родителем. Одни воспитывают детей, пользуясь опытом своих родителей, другие находятся в вечном поиске «правильного» воздействия и тогда ребенок становится невольным испытуемым в таких пробах, третьи, имея целый ряд установок и стереотипов воспитания, не считают нужным пересматривать их. Негативный опыт общения с родителями влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на такую важную характеристику его личности, как самооценка. Не секрет, что этот личностный аспект является очень важным и значимым, как для ребенка, так и для взрослого.

   Самооценка, так или иначе, влияет на успешность человека, благополучие во многих сферах жизни и на отношение человека к жизни в целом. Не каждый родитель задумывается о том, что даже одно слово, один поступок может заставить ребенка чувствовать себя малозначимым и ненужным. Как следствие этого мы встречаем людей, которые уже в зрелые годы могут быть крайне нерешительными, сомневающимися в своих способностях, застенчивыми и робкими. Именно поэтому необходима плодотворная и качественная работа в области выявления оптимальных и благоприятных способов, средств и приемов взаимодействия родителя и ребенка.

     Целью исследования  является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

     Объект исследования: детско–родительские отношения.

     Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

     Задачи исследования:

1) Раскрыть сущность понятий «детско-родительские отношения»,   «формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»;

2) На основе анализа научно - методической литературы обосновать влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка  старшего дошкольного возраста;

3) Подобрать диагностический материал и провести исследование;

4) Проанализировать полученные  результаты;

5) Разработать психолого-педагогические  рекомендации.

     Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и методики исследования:

Анализ научно – методической литературы

- теоретические: анализ, обобщение, сравнение;

- эмпирические: наблюдение, беседа, психодиагностические, тестирование, проективный метод

- метод математической  статистики.

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Новопокровский детский сад» с. Новопокровка, Горьковский район, Омская область.

Выборку составили 15 детей и их родители (15 пап и 15 мам).

 

Практическая значимость заключается в том, что  разработанный  нами комплекс мероприятий по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста может быть использован педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема

1.1 Психологическая  характеристика старшего дошкольного  возраста

     Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин и т.д. [25, с.74].

Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления  познавательной деятельности. Старший  дошкольник стремится узнать, как  устроены предметы, для чего они  предназначены, пытается установить взаимосвязи  предметов и явлений, задает очень  много вопросов о том, как устроен  человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной  и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей  привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.

Разрозненные, мало осознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое  целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с  подражания взрослому, через расцвет  сюжетно - ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного  уровня регуляции, основанного на осознании  целей и задач деятельности и  способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребенок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет  всегда положительна), а для ребенка  старшего дошкольного возраста - «как»  это надо делать и каким способом.

На седьмом году жизни  ребенок начинает осознавать свое место  среди других людей, у него формируется  социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности  новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности (одним свойственно  стремление к успеху и высоким  достижениям, для других важнее всего  избежать неудач и неприятных переживаний). [25, с.76].

Таким образом, главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый  уровень осознания своего места  в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.

 

1.2 Особенности  развития самооценки детей старшего  дошкольного возраста

     Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначально чистой эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

 Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит - «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».

У ребенка старшего дошкольного  возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют  ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В  данном случае речь идет об осознании  своего места в системе общественных отношений. В три года - внешнее  «Я сам», в шесть лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. [4, с.45].

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста