Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Допущен к защите
«___» ____________ 2013 г.
Зав. кафедрой: доцент, к.п.н.
Мурзина Наталья Павловна
_______________ (подпись)
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа
По направлению050700(540600)
профиль 540602 Детская практическая психология
Выполнил: студент 4 курса
заочной формы обучения
Васильева Елена Михайловна
_______________ (подпись)
Научный руководитель:
профессор, к. п. н,
Шилова Ирина Михайловна
_______________ (подпись)
Выпускная работа защищена
«___» ________________ 2013 г.
Оценка ______________________
Председатель ГАК __________ (подпись)
Омск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект
детско-родительских отношений
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....………………………………………………………
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение ……………………………………………………………………..
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………
Введение
Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Однако практика семейного
воспитания показывает, что оно не
всегда бывает «качественным» в силу
того, что одни родители не умеют
растить и способствовать развитию
собственных детей, другие не хотят,
третьи не могут в силу каких-либо
жизненных обстоятельств (тяжелые
болезни, потеря работы и средств
к существованию, аморальное поведение
и др.), четвертые просто не придают
этому должного значения. Следовательно,
каждая семья обладает большими или
меньшими воспитательными возможностями,
или, - воспитательным потенциалом. Одну
из центральных ролей в
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка, особенностей его характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995).В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка. Выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С.Спиваковская и др. [6, 37, 38].
Учитывая то, что родительские отношения являются очень значимыми в детском возрасте мы можем предположить, что они во многом накладывают отпечаток на всю личность ребенка и, в частности, на его самооценку.
Для практического психолога, работающего в области помощи семье, очень важным является знание особенностей воспитательного процесса, характера влияния различных родительских установок и позиций на психическое развитие ребенка и т.д. Для родителей подобные знания являются столь же значимыми. Не всегда тот или иной способ взаимодействия родителя и ребенка является эффективным и приемлемым в каждом отдельном случае, порой то, что родитель считает правильным, объективно наносит вред ребенку. Не все способы и приемы, а так же их последствия, осознаются родителем. Одни воспитывают детей, пользуясь опытом своих родителей, другие находятся в вечном поиске «правильного» воздействия и тогда ребенок становится невольным испытуемым в таких пробах, третьи, имея целый ряд установок и стереотипов воспитания, не считают нужным пересматривать их. Негативный опыт общения с родителями влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на такую важную характеристику его личности, как самооценка. Не секрет, что этот личностный аспект является очень важным и значимым, как для ребенка, так и для взрослого.
Самооценка, так или иначе, влияет на успешность человека, благополучие во многих сферах жизни и на отношение человека к жизни в целом. Не каждый родитель задумывается о том, что даже одно слово, один поступок может заставить ребенка чувствовать себя малозначимым и ненужным. Как следствие этого мы встречаем людей, которые уже в зрелые годы могут быть крайне нерешительными, сомневающимися в своих способностях, застенчивыми и робкими. Именно поэтому необходима плодотворная и качественная работа в области выявления оптимальных и благоприятных способов, средств и приемов взаимодействия родителя и ребенка.
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятий «детско-родительские отношения», «формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»;
2) На основе анализа научно - методической литературы обосновать влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста;
3) Подобрать диагностический материал и провести исследование;
4) Проанализировать полученные результаты;
5) Разработать психолого-
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и методики исследования:
Анализ научно – методической литературы
- теоретические: анализ, обобщение, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, психодиагностические, тестирование, проективный метод
- метод математической статистики.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новопокровский детский сад» с. Новопокровка, Горьковский район, Омская область.
Выборку составили 15 детей и их родители (15 пап и 15 мам).
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами комплекс мероприятий по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста может быть использован педагогами
Глава 1. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологическая
характеристика старшего
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин и т.д. [25, с.74].
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.
Разрозненные, мало осознаваемые
впечатления об окружающей действительности
становятся все более четкими, ясными
и обобщенными, появляется некоторое
целостное восприятие и осмысление
реальности, возникают зачатки
В этот период происходят значительные
изменения структуры и
Ребенок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет всегда положительна), а для ребенка старшего дошкольного возраста - «как» это надо делать и каким способом.
На седьмом году жизни
ребенок начинает осознавать свое место
среди других людей, у него формируется
социальная позиция и стремление
к соответствующей его
Таким образом, главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.
1.2 Особенности
развития самооценки детей
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначально чистой эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит - «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».
У ребенка старшего дошкольного
возраста возникает осознание