Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17
После того как ребенок сделал пометку, ему задавался следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?»
В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились в индивидуальном порядке. Поочередно предлагались три вышеуказанные методики. Полученные результаты фиксировались в протокол. Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов -- высокий, 7 - 5 баллов -- средний, 4 - 1 балла -- низкий.
Методика «Какой я?»
Эта методика предназначена
для определения самооценки ребенка
дошкольника. Пользуясь протоколом
(представлен в приложении), ребенку
задавались вопросы, как он сам себя
воспринимает и оценивает по десяти
различным положительным
Экспериментатор, пользуясь
представленным далее протоколом, спрашивает
у ребёнка, как он сам себя воспринимает
и оценивает по десяти различным
положительным качествам
Оценка результатов.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол к методике «Какой Я?»
Таблица 1
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале | |||
да |
нет |
Иногда |
не знаю | ||
1 |
Хороший |
||||
2 |
Добрый |
||||
3 |
Умный |
||||
4 |
Аккуратный |
||||
5 |
Послушный |
||||
6 |
Внимательный |
||||
7 |
Вежливый |
||||
8 |
Умелый (способный) |
||||
9 |
Трудолюбивый |
||||
10 |
Честный |
Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.
Проективная методика «Рисую себя».
Ребенку
предоставлялся лист бумаги, цветные
карандаши или фломастеры на выбор
и предлагалось нарисовать себя. Время
работы не ограничивалось, дополнительных
инструкций не следовало. Обработка
результатов рисунка
Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.
2.2 Анализ результатов исследования
При обработке «Теста - опросника родительского отношения (ОРО)» у родителей, полученные в исследовании результаты были сведены в таблицы. Таблицы представлены в приложении 3.
При изучении особенностей
родительского отношения
Таблица 2
Результаты родительского отношения мам
№ п/п |
Тип родительского отношения мам |
Значение (%) |
1 |
Принятие – отвержение |
36% |
2 |
Кооперация |
29% |
3 |
Симбиоз |
16% |
4 |
Авторитарная гиперсоциализация |
11% |
5 |
Маленький неудачник |
8% |
Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной нами группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие – отвержение» (36%). Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже – 29%, тип «Симбиоз» встречается еще реже - 16%, тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается еще реже - 11%, тип родительского отношения мам «Маленький неудачник» - встречается очень редко - 8%.
Т.е. мамам нравится ребёнок таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.
Полученные результаты можно изобразить графически.
Рис. 1 - Результаты родительского отношения мам
Далее нами были изучены
особенности родительского
Таблица 3
Результаты родительского отношения пап
№ п/п |
Тип родительского отношения пап |
Значение (%) |
1 |
Принятие – отвержение |
38% |
2 |
Кооперация |
25% |
3 |
Авторитарная гиперсоциализация |
17% |
4 |
Маленький неудачник |
13% |
5 |
Симбиоз |
7% |
Таким образом, мы выяснили,
что в опрошенной нами группе пап
чаще всего встречается шкала
родительского отношения «
38%. Тип родительского
отношения пап «Кооперация»
Т.е. папе нравится ребёнок таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.
Полученные результаты можно изобразить графически.
Рис. 2 - Результаты родительского отношения пап
При обработке методики «Лесенка» нами были получены следующие результаты.
Таблица 4
Результаты исследования самооценки по тесту «Лесенка» в группе детей
№ п/п |
Ф., И детей |
Кол-во баллов |
Уровень самооценки |
1 |
Никита Ч. |
3 |
низкая |
2 |
Даниил Р. |
7 |
средняя |
3 |
Олег А. |
6 |
средняя |
4 |
Оля А. |
4 |
низкая |
5 |
Софья Б. |
5 |
средняя |
6 |
Софья В. |
3 |
низкая |
7 |
Наташа В. |
10 |
высокая |
8 |
Коля В. |
7 |
средняя |
9 |
Света Д. |
2 |
низкая |
10 |
Маша З. |
6 |
средняя |
11 |
Саша К. |
5 |
Средняя |
12 |
Дима Н. |
1 |
Низкая |
13 |
Игорь Л. |
9 |
Высокая |
14 |
Даша М. |
3 |
Низкая |
15 |
Рома М. |
5 |
Средняя |
Таблица 5
Сводные результаты определения уровня самооценки по тесту «Лесенка»
Уровень самооценки |
Количество детей |
% |
высокая |
3 |
15 |
средняя |
10 |
50 |
низкая |
7 |
35 |
Таким образом, при обработке теста «Лесенка» получены результаты детей: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.
Полученные результаты можно изобразить графически
Рис. 3 - Результаты уровня самооценки тесту «Лесенка»
При изучении самооценки по тесту «Какой я?» нами были получены следующие данные.
Таблица 6
Результаты исследования самооценки по тесту «Какой я?»
№ п/п |
Ф. И. детей |
Баллы |
Уровень самооценки |
1 |
Никита Ч. |
2 |
низкая |
2 |
Даниил Р. |
6 |
Средняя |
3 |
Олег А. |
5 |
Средняя |
4 |
Оля А. |
4 |
Низкая |
5 |
Софья Б. |
6 |
Средняя |
6 |
Софья Б. |
4 |
Низкая |
7 |
Наташа В. |
8 |
Высокая |
8 |
Коля В. |
6 |
Средняя |
9 |
Света Д. |
3 |
Низкая |
10 |
Маша З. |
7 |
Средняя |
11 |
Саша К. |
4 |
Низкая |
12 |
ДиамаН. |
2 |
Низкая |
13 |
Игорь Л. |
10 |
Высокая |
14 |
Даша М. |
1 |
Низкая |
15 |
Рома М. |
5 |
Средняя |
Таблица 7
Сводные результаты определения уровня самооценки тесту «Какой я?»
Уровень самооценки |
Количество детей |
% |
высокая |
3 |
15 |
средняя |
9 |
45 |
низкая |
8 |
40 |
Полученные результаты можно изобразить графически.
Рис. 4 - Результаты уровня самооценки по тесту «Какой я?самооценка самПри содержательном анализе полученных рисунков, необходимо отметить следующее.
Рисунки детей с высоким уровнем самооценки отличались большими размерами фигур, пропорциональностью, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе была расположена высоко.
Рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы, лицо повернуто в фас. На лице хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.
Рисунки детей со средним уровнем самооценки отличались средними размерами фигур, не всегда соблюдалась пропорциональность, не всегда прорисовывались деталями рисунков. В целом рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
Размер головы средний, лицо повернуто чаще всего, влево. На лице недостаточно хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.
Рисунки детей с низким уровнем самооценки отличались маленькими размерами изображения своей фигурки, у них была нарушена пропорциональность, детали не всегда прорисованы.
В целом рисунки выполнены не в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
Таблица 8
Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя»
№ п/п |
Ф., И детей |
Кол-во баллов |
Уровень самооценки |
1 |
Никита Ч. |
1 |
Низкая |
2 |
Даниил Р. |
5 |
Средняя |
3 |
Олег А. |
7 |
Средняя |
4 |
Оля А. |
2 |
Низкая |
5 |
Софья Б. |
6 |
Средняя |
6 |
Софья В. |
4 |
Низкая |
7 |
Наташа В. |
8 |
Высокая |
8 |
Коля В. |
6 |
Средняя |
9 |
Света Д. |
3 |
низкая |
10 |
Маша З. |
5 |
Средняя |
11 |
Саша К. |
7 |
Средняя |
12 |
Дима Н. |
3 |
Низкая |
13 |
Игорь Л. |
8 |
Высокая |
14 |
Даша М. |
1 |
Низкая |
15 |
Рома М. |
7 |
Средняя |