Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско–родительские отношения.
Предмет исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений и
Самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологический аспект детско-родительских отношений ……………. 4
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста ....……………………………………………………… 5

1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании самооценки
у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 6
Выводы по первой главе ………………………………………………………. 7
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………….. 8
2.2 Методы и методики исследования ……………………………………….. 9
2.3 Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 10
2.4 Формирующий этап эксперимента ……………………………………… 11
2.5 Контрольный этап эксперимента ………………………………………… 12
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………….. 14
Психолого – педагогические рекомендации
Список использованной литературы ……………………………………….. 16
Приложения …………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

курсовая № 3.docx

— 164.19 Кб (Скачать)

После того как ребенок  сделал пометку, ему задавался следующий  вопрос: «Ты такой на самом деле или ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?»

В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились  в индивидуальном порядке. Поочередно предлагались три вышеуказанные  методики. Полученные результаты фиксировались  в протокол. Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов -- высокий, 7 - 5 баллов -- средний, 4 - 1 балла -- низкий.

Методика «Какой я?»

Эта методика предназначена  для определения самооценки ребенка  дошкольника. Пользуясь протоколом (представлен в приложении), ребенку  задавались вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам  личности (список качеств находится  в приложении). Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставлялись  в колонках протокола, затем переводились в баллы.

Экспериментатор, пользуясь  представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным  положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором  в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов.

Ответы типа «да» оцениваются  в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются  в 0 баллов. Ответы типа «не знаю»  и также ответы типа «иногда» оцениваются  в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной  им по всем качествам личности.

Протокол к методике «Какой Я?»

Таблица 1

 

п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

Иногда

не знаю

1

Хороший

       

2

Добрый

       

3

Умный

       

4

Аккуратный

       

5

Послушный

       

6

Внимательный

       

7

Вежливый

       

8

Умелый (способный)

       

9

Трудолюбивый

       

10

Честный

       

 

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

Проективная методика «Рисую себя».

Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные  карандаши или фломастеры на выбор  и предлагалось нарисовать себя. Время  работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало. Обработка  результатов рисунка проводилась  по следующим параметрам:

  • декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);
  • количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);
  • расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам);
  • размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивалось по 3 баллам).
  • общая сумма баллов по рисунку.

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

2.2 Анализ результатов  исследования

При обработке «Теста - опросника  родительского отношения (ОРО)» у  родителей, полученные в исследовании результаты были сведены в таблицы. Таблицы представлены в приложении 3.

При изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные.

Таблица 2

Результаты родительского  отношения мам

п/п

Тип родительского отношения  мам

Значение

(%)

1

Принятие – отвержение

36%

2

Кооперация

29%

3

Симбиоз

16%

4

Авторитарная гиперсоциализация

11%

5

Маленький неудачник

8%


 

     Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной нами группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие – отвержение» (36%). Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже – 29%, тип «Симбиоз» встречается еще реже - 16%, тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается еще реже - 11%, тип родительского отношения мам «Маленький неудачник» - встречается очень редко - 8%.

Т.е. мамам нравится ребёнок  таким, какой он есть. Она уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему, стремится проводить много  времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

Полученные результаты можно  изобразить графически.

Рис. 1 - Результаты родительского  отношения мам

 

Далее нами были изучены  особенности родительского отношения  пап. Получены следующие данные

 

Таблица 3

Результаты родительского  отношения пап

п/п

Тип родительского отношения  пап

Значение

(%)

1

Принятие – отвержение

38%

2

Кооперация

25%

3

Авторитарная гиперсоциализация

17%

4

Маленький неудачник

13%

5

Симбиоз

7%


 

Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной нами группе пап  чаще всего встречается шкала  родительского отношения «Принятие  – отвержение» 

38%. Тип родительского  отношения пап «Кооперация» встречается  реже - 25 %, тип родительского отношения  пап «Авторитарная гиперсоциализация»  встречается еще реже – 17%, тип родительского отношения  пап «Маленький неудачник» - встречается  очень редко - 13% и реже всего  встречается тип родительского  отношения пап «Симбиоз» - 7 %.

Т.е. папе нравится ребёнок  таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему, стремится проводить много  времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

Полученные результаты можно  изобразить графически.

 

Рис. 2 - Результаты родительского  отношения пап

 

При обработке методики «Лесенка»  нами были получены следующие результаты.

Таблица 4

Результаты исследования самооценки по тесту «Лесенка» в  группе детей

п/п

Ф., И детей

Кол-во баллов

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

3

низкая

2

Даниил Р.

7

средняя

3

Олег А.

6

средняя

4

Оля А.

4

низкая

5

Софья Б.

5

средняя

6

Софья В.

3

низкая

7

Наташа В.

10

высокая

8

Коля В.

7

средняя

9

Света Д.

2

низкая

10

Маша З.

6

средняя

11

Саша К.

5

Средняя

12

Дима Н.

1

Низкая

13

 Игорь Л.

9

Высокая

14

Даша М.

3

Низкая

15

Рома М.

5

Средняя


 

Таблица 5

Сводные результаты определения  уровня самооценки по тесту «Лесенка»

Уровень самооценки

Количество детей

%

высокая

3

15

средняя

10

50

низкая

7

35


 

Таким образом, при обработке  теста «Лесенка» получены результаты детей: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.

Полученные результаты можно изобразить графически

Рис. 3 - Результаты уровня самооценки тесту «Лесенка»

 

При изучении самооценки по тесту «Какой я?» нами были получены следующие данные.

Таблица 6

Результаты исследования самооценки по тесту «Какой я?» 

п/п

Ф. И. детей 

Баллы

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

2

низкая

2

Даниил Р.

6

Средняя

3

Олег А.

5

Средняя

4

Оля А.

4

Низкая

5

Софья Б.

6

Средняя

6

Софья Б.

4

Низкая

7

Наташа В.

8

Высокая

8

Коля В.

6

Средняя

9

Света Д.

3

Низкая

10

Маша З.

7

Средняя

11

Саша К.

4

Низкая

12

ДиамаН.

2

Низкая

13

 Игорь Л.

10

Высокая

14

Даша М.

1

Низкая

15

Рома М.

5

 Средняя


 

 

 

 

Таблица 7

Сводные результаты определения  уровня самооценки тесту «Какой я?»

Уровень самооценки

Количество детей

%

высокая

3

15

средняя

9

45

низкая

8

40


 

Полученные результаты можно  изобразить графически.

 

Рис. 4 - Результаты уровня самооценки по тесту «Какой я?самооценка самПри содержательном анализе полученных рисунков, необходимо отметить следующее.

Рисунки детей с высоким  уровнем самооценки отличались большими размерами фигур, пропорциональностью, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе была расположена высоко.

Рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.

Увеличенный по отношению  к фигуре в целом размер головы, лицо повернуто в фас. На лице хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.

Рисунки детей со средним  уровнем самооценки отличались средними размерами фигур, не всегда соблюдалась  пропорциональность, не всегда прорисовывались  деталями рисунков. В целом рисунки  выполнены в соответствии с нормами  психического развития детей данного  возраста.

Размер головы средний, лицо повернуто чаще всего, влево. На лице недостаточно хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.

Рисунки детей с низким уровнем самооценки отличались маленькими размерами изображения своей  фигурки, у них была нарушена пропорциональность, детали не всегда прорисованы.

В целом рисунки выполнены  не в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.

Таблица 8

Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя» 

п/п

Ф., И детей

Кол-во баллов

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

1

Низкая

2

Даниил Р.

5

Средняя

3

Олег А.

7

Средняя

4

Оля А.

2

Низкая

5

Софья Б.

6

Средняя

6

Софья В.

4

Низкая

7

Наташа В.

8

Высокая

8

Коля В.

6

Средняя

9

Света Д.

3

низкая

10

Маша З.

5

Средняя

11

Саша К.

7

Средняя

12

Дима Н.

3

Низкая

13

 Игорь Л.

8

Высокая

14

Даша М.

1

Низкая

15

Рома М.

7

Средняя

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста