Виды изменённого состояния сознания и бодрствующего (нормального) сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Изменённое состояние сознания - любое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
Понятие изменённого состояния сознания …………………………… 5
Основные признаки ИСС ………………………………………………. 6
Виды и формы изменённого состояния сознания ……………………. 8
Бодрствующее состояние сознания …………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………. 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. по тансперсональной психологии. 5 курс....doc

— 135.00 Кб (Скачать)

- осознанные сноведения – сон, протекающий на фоне ясного осознания, что это именно сон.

Хорошо известны также измененные состояния сознания, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнему воздействию на человека - либо психологическому (психотерапевтические трансовые состояния), либо аппаратному (так называемые осознанные сновидения, а также лечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковой стимуляции).

Обычное бодpствующее сознание - очень полезное и в большинстве случаев не допускающее исключений состояние pазума; но это никоим обpазом  не  единственная  фоpма  сознания,  и не во всех обстоятельствах она является  наилучшей.  Поскольку  мистик  пpевосходит свое  обычное "Я" и свой обычный pежим осознавания, он способен pасшиpять свое видение,  глубже  вглядываться  в  непостижимое  чудо  существования.

В обычном, бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его.

Нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание — это не более, чем  один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания.

В бодрственном состоянии психическая энергия человека распределена в его физическом теле с концентрацией в некоторых областях, обладающих повышенным сознанием, таких как глаза, уши, рот, язык, голова в целом, кисти рук, руки, ноги и пр.

Таким  образом,  нормальное состояние сознания для каждого индивида  имеет  адаптивное  значение  в  рамках  определенной  культуры и социальной среды. Мы предполагаем, что нормальное состояние сознания имеет характерные качественные и/или количественные отличия в разных культурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      Кардашов А. Р. Изменение состояния сознания. Донецк: Сталкер, 1998 г. – 252 с.

2.      Ассаджиоли. Р. Психосинтез. СПб.: Класс, 1995. – 267 с.

3.      Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994.

4.      Тарт Ч. Изменённые состояния сознания. М., 2003.

5.      Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели, описывающие ИСС.

Выделяют несколько моделей, описывающих изменённое состояние сознания:

      дискретные,

      континуальные,

      дискретно-континуальные.

Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представлении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных, или дискретных состояний сознания.

Под дискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию (например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, к более глубокому) дискретному измененному состоянию.

Все дискретные ИСС представляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания.

К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, являющуюся основным измерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой — всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже — уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже — ИСС, индуцированные применением различных техник трансперсональной психологии, еще ниже — сны, за ними — глубокие гипнотические состояния, дальше — психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психоделических препаратов типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Представитель дискретно-континуального подхода А. Дитрих  в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра).

С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному обычному состоянию сознания, имеют большую степень смежности друг с другом.

Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой.

В ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография психики), построенной для объяснения результатов исследований воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека.

В измененных состояниях сознания происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.;

4) восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

На основе психосемантических исследований ИСС разработана и применяется оригинальная техника наведения транса (сенсомоторный психосинтез В. В. Кучеренко, 1986), использующая погружение в иллюзорную реальность путем интеграции ощущений различных модальностей. ИСС проявляются в усилении интенсивности образов памяти, мышления, воображения до такой степени, что по яркости и четкости презентации сознанию они могут превосходить образы восприятия. Например, в глубоком гипнотическом состоянии человек слышит не слово «море», произнесенное гипнотизером, а слушает шум прибоя и крики чаек. Он видит, как солнечные блики качаются на волнах, людей, загорающих на пляже, и ощущает тепло солнечных лучей и легкую прохладу при дуновениях ветерка, приносящего запахи моря, запах водорослей, и т. д. Содержание речевых инструкций при гипнозе презентируется в форме сложных интермодальных образов, вытесняющих в сознании образ реальной ситуации. Деструкция образа реальности сопровождается тем, что элементы его чувственной ткани используются для построения иллюзорного образа: шум города превращается, например, в шум леса, пятнистый линолеум на полу — в зеленую полянку, усыпанную цветами, и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Виды изменённого состояния сознания и бодрствующего (нормального) сознания