Структура общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путём выделения общественного сознания как знания об обществе – в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание – духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.

Работа содержит 1 файл

контрольная раб. по философии.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов»

Кафедра «Философия»

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Философии»

на тему: «Структура общественного сознания»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 142

заочного отделения

Шацкая А. В.

 

 

 

Проверил: профессор кафедры 

Круглов В. В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель работы – рассмотреть  проблему общественного сознания в  философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путём выделения  общественного сознания как знания об обществе – в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание – духовная жизнь общества: взгляды и представления  людей, политические, правовые, моральные  и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно  формируется социальными связями  и отношениями, и его содержание всеобще.

Задача философии –  дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы  эту задачу выполнить, философия  должна создать некую идеальную  модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода  к его научному анализу. Общественное сознание является сложным, структурным  явлением, состоящим из множества  элементов, каждый из которых имеет  свою специфику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общественное сознание – отражение общественного  бытия

Сознание и бытие –  наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии. Общественное бытие и общественное сознание – две взаимосвязанные стороны жизни общества. Общественное бытие – это экономическая, материальная жизнь людей – производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства, а общественное сознание – отражение общественного бытия.

Вопрос об отношениях этих двух категорий – это вопрос о  том, что является главным, первичным, определяющим в общественной жизни  и что является производным, зависимым. Домарксистская трактовка этой проблемы сводилась к тому, что развитие общества определяется именно духовной жизнью. Маркс же считал, что характер идей, взглядов, представлений людей  зависит, в конечном счете, от уровня производства материальных благ, определяется тем положением, которое люди занимают в системе общественного производства.

Таким образом, сознание –  функция социальной системы, ее необходимый  момент. Общество воспроизводит сознание в качестве элемента, очень важного  для его существования. В результате сознание одновременно и условие  существования общества, и обусловлено  им.

Для того чтобы иметь представление  о структуре общественного сознания, необходимо выделить элементы его структуры. Обычно выделяют следующие уровни –  обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного  сознания, к которым относятся  политическое сознание, правосознание, мораль (нравственность), религия, искусство (эстетическое сознание), наука и  философия. Сравнительно четкое разграничение  форм общественного сознания можно  проследить на его теоретико – идеологическом уровне, а на его обыденно – психологическом уровне такой чёткости уже нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное сознание – это  стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание своего общественного бытия, не используя при этом средств  и методов специальной познавательной деятельности. Поэтому говорить о  полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности и неповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и быть свободным  от него невозможно.

Обыденное сознание пронизывает  сферу классовых, национальных, религиозных, профессиональных и т.д. отношений. Люди, принадлежащие к той или  иной социальной группе, вынуждены  как бы автоматически принимать  и «правила ее игры». Стихийно сформированное содержание обыденного сознания выполняет  роль своеобразной «смазки», которая  облегчает движение механизма общественного  бытия. Содержание этого сознания соответствует  содержанию бытия, поэтому люди воспринимают последнее как норму.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного  бытия и находит свое выражение  в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят  не внешнюю, а внутреннюю сторону  действительности, требующую опосредованного  теоретического познания.

В реальной жизни теоретическое  и обыденное сознание плотно связаны  между собой, взаимно воздействуют друг на друга, но для философского анализа их следует выделить и  обособить. «Научное понятие в житейской  ситуации окажется так же несостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации».1 Теоретическое сознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное сознание, но и без последнего обойтись невозможно. Но в то же время его выводы не всегда будут справедливыми, потому что его возможности ограничены эмпирическими обобщениями.

Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим  уровень сознания, но это не уменьшает  его значения и важности для повседневной жизни. Однако если рассматривать с  позиции обыденного сознания вопросы, которые могут быть правильно  решены только с научно -  теоретических  позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. В любом случае общественная наука  должна оставаться на теоретическом  уровне, чтобы не потерять свой научный  статус.

Разделение на обыденный  и теоретический уровни основано на противопоставлении жизненно –  практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и в то же время целостного жизнепонимания, а с другой стороны – того состава  идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации. Есть мнение, что обыденное сознание – это нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой культуры масс. Однако на деле подавляющее большинство населения любого государства больше интересует то, что может быть полезным и надежным именно в обыденно жизни.

Цельность сознания – один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической  системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем  не менее серьезных психологических  неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем его теоретические  формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают свое содержание частные  науки, философия и искусство.

Глава 3. Общественная психология и идеология

Общественная психология – это эмоционально – переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе повседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе в значительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения тяготы борьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людей по отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можно манипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоит одна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих на людей ораторов. На современном этапе огромная роль психологической обработки общественного сознания принадлежит телевидению и другим средствам массово информации.

Общественная психология играет значительную роль в сфере  национальных отношений. Национально  – этнические особенности (традиция быта и культуры, язык, цвет кожи, красота  своих женщин и т.д.), историческое прошлое своего народа представители  той или иной нации воспринимают слишком эмоционально – это одна из причин национальной вражды. «Свое» здесь воспринимается как хорошее, а «чужое», соответственно, как плохое. «Чужие» не принимают подобную установку, и становятся жертвами агрессивного национализма.

«Исключительность» той  или иной нации, народа, либо какой-то его части, выглядит нелепо в глазах подавляющего большинства людей, удаленных  от эпицентра событий и наблюдающих за происходящим со стороны, тем более спустя некоторое время.

Без учета общечеловеческих ценностей эмоциональное восприятие своей национальной принадлежности ведет к этноцентризму, оппозиции «мы - они», в рамках которой всем «инородцам» приписываются отрицательные качества. Общественная психология, эмоционально – психологический настрой масс – главнейший фактор успеха или неуспеха реализации экономических, политических и других преобразований и реформ. На уровне общественной психологии социальная действительность отражается непосредственно, стихийно.

Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные  взгляды и оценки, эстетические вкусы  и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла. В общественной психологии как уровне общественного  сознания доминирует не само по себе знание, а оценка действительности, отношение  к этому знанию. Общественная психология выражает интересы различных социальных групп, включая в себя эмоциональные  отношения личности или социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп, сопровождающие любую общественную идею. Обыденное  сознание и общественная психология, находясь на одном уровне общественного  сознания, плотно переплетаются и  взаимодействуют друг с другом.

Роль общественной психологии в общественных движениях чрезвычайно  велика, поэтому при выработке  какой – либо политической стратегии  очень важно учитывать общественную психологию – изучать настроения людей, уметь просчитывать их реакцию на те или иные политические акции.

Идеология – совокупность политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских  взглядов, идей и теорий. Будучи частью общественного сознания, идеология  определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения. Идеология – сложное  духовное образование, включающее в  себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

Если общественная психология возникает из повседневной деятельности людей, то идеология создается идеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, однако их создатели –  идеологи не всегда это осознают и  не всегда принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражает то, к чему класс приходит практическим путем. В идеологии социальные группы осознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.

В политике под «идеологией» понимается система политических верований  и убеждений, направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте  для достижения какой – либо цели, в том числе и инспирированной  ложной идеей, подходят все мыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своего развития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломки общественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественного строя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не только общественного строя, но и экономики.

В любом своем проявлении общественная идеология по существу или формально, правильно или  ложно, но всегда связана с отражением потребностей всего общества, его  целей, ценностей идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология необходима, обязательна для любого общества – классового и неклассового, «открытого» и «закрытого». Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (как на Западе, так и у нас) выступили с идеей конца идеологии («деидеологизация»). Это связывается  ими либо с «природной» ложностью  идеологии, либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеология всегда была, есть и будет  – пока существует общество как  «совокупность людей», потребности  и интересы которых она выражает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Формы общественного  сознания

Формы общественного сознания включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

  1. По предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношение к власти, отношения между классами, нациями, государствами. В религиозном сознании отражается зависимость человека от сверхъестественных, божественных сил.
  2. По средствам отражения. Например, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях и др., искусство – в художественных образах, религия – в церковных догматах, и т.д.
  3. По особенностям своего развития. Например, для науки характерным является прогресс познания, однако в искусстве прогресс не может служить основным показателем его развития.
  4. По выполняемым ими социальным функциям. Например, наука имеет функции познавательную и практическую – как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет эстетическую, познавательную и воспитательную функции.

Информация о работе Структура общественного сознания