Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:47, реферат
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Введение
1.Историческое развитие понятия сознание
2. Структура сознания
3. Общественное сознание
4. индивидуальное сознание
Заключение
На тему:
Индивидуальное и общественное
сознание
Содержание:
Введение
1.Историческое развитие понятия сознание
2. Структура сознания
3. Общественное сознание
4. индивидуальное сознание
Заключение
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень
психики, свойственный человеку, образует
сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая
форма психики, результат общественно-
Человеческое
сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире. К. Маркс
писал : “ Способ, каким существует
сознание и каким нечто существует
для него, это - знание ”. В структуру
сознания, таким образом, входят важнейшие
познавательные процессы, с помощью
которых человек постоянно
Память позволяет
возобновить в сознании образы прошлого,
воображение - строить образные модели
того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время.
Мышление обеспечивает решение задач
путем использования обобщенных
знаний. Нарушение, расстройство, не говоря
уже о полном распаде любого из
указанных психических
Вторая характеристика
сознания - закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т. е.
того, что принадлежит “ я ”
человека и его ” не - я ”. Человек,
впервые в истории
Третья характеристика
сознания - обеспечение целеполагающей
деятельности человека . В функции
сознания входит формирование целей
деятельности, при этом складываются
и взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход
выполнения действий и вносятся в
него необходимые коррективы и т.
д. К. Маркс подчеркивал, что “
человек не только изменяет форму
того, что дано природой ; в том, что
дано природой, он осуществляет вместе
с тем и свою сознательную цель,
которая как закон определяет
способ и характер его действий и
которой он должен подчинять свою
волю ”. Всякое нарушение в результате
болезни или по
каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая
характеристика сознания - включение
в его состав определенного отношения.
“ Мое отношение к моей среде
есть мое сознание ” , - писал К. Маркс.
В сознание человека неизбежно входит
мир чувств, где находят отражение
сложные объективные и прежде
всего общественные отношения, в
которые включен человек. В сознании
человека представлены эмоциональные
оценки межличностных отношений. И
здесь, как и во многих других случаях,
патология помогает лучше понять
сущность нормального сознания. При
некоторых душевных заболеваниях нарушение
сознания характеризуется именно расстройством
в сфере чувств и отношений : больной
ненавидит мать, которую до этого
горячо любил, со злобой говорит о
близких людях и т. д.
Историческое развитие понятия сознания
Самые
первые представления о
Первоначальные
философские взгляды не содержали
строгого различения между сознанием
и неосознанным, идеальным и материальным.
Так, например, Гераклит основу сознательной
деятельности связывал с понятием “логос”,
означавшим слово, мысль и сущность
самих вещей. Степенью приобщенности
к логосу (объективному миропорядку)
определялся качественный уровень
развития человеческого сознания. Точно
также и в трудах других древнегреческих
авторов психические, мыслительные
процессы отождествлялись с
Впервые
сознание как особая
В
средневековой философии
Наибольшее
влияние на разработку проблем
сознания в Новое время оказал
Декарт, который главное внимание
акцентировал на высшей форме
сознательной деятельности –
самосознании. Сознание философ
рассматривал как созерцание
субъектом своего внутреннего
мира как непосредственную
Французские
материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис)
обосновывали положение о том,
что сознание является особой
функцией мозга, благодаря
Немецкий
классический идеализм
В
XIX веке возникают различные
К.Маркс
и Ф.Энгельс продолжили
Понятие
“сознание” не однозначно. В
широком смысле слова под ним
имеют в виду психическое
В
более узком и специальном
значении под сознанием имеют
в виду не просто психическое
состояние, а высшую, собственно
человеческую форму отражения
действительности. Сознание здесь
структурно организовано, представляет
собой целостную систему,
Воздействующие
на нас предметы, события вызывают
в нас не только
Без
человеческих эмоций никогда
не бывало, нет и быть не
может человеческого искания
истины. Богатейшая сфера