Индивидуальное и общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Содержание

Введение
1.Историческое развитие понятия сознание
2. Структура сознания
3. Общественное сознание
4. индивидуальное сознание
Заключение

Работа содержит 1 файл

Индивидуальное и общественное сознание .docx

— 30.76 Кб (Скачать)
 
 
 
 

  
 
 
 

                                                  РЕФЕРАТ  
 
 
 

На тему:   Индивидуальное и общественное сознание  

 

Содержание:

Введение

1.Историческое  развитие понятия  сознание

2. Структура сознания

3. Общественное сознание

4. индивидуальное сознание

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение

Психика как  отражение действительности в мозгу  человека характеризуется разными  уровнями.

Высший уровень  психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими  людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Человеческое  сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс  писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание ”. В структуру  сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу этих процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет  возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач  путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством  сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ”  человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического  мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять  в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди  живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую  деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и  самого себя в целом. Отделение “  я ” от ” не - я ” - путь, который  проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции  сознания входит формирование целей  деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются  волевые решения, учитывается ход  выполнения действий и вносятся в  него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “  человек не только изменяет форму  того, что дано природой ; в том, что  дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и  которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по  
 
 

каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение  сознания.

Наконец, четвертая  характеристика сознания - включение  в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде  есть мое сознание ” , - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение  сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в  которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные  оценки межличностных отношений. И  здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При  некоторых душевных заболеваниях нарушение  сознания характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений : больной  ненавидит мать, которую до этого  горячо любил, со злобой говорит о  близких людях и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Историческое развитие  понятия сознания

     Самые  первые представления о сознании  возникли в древности. Тогда  же возникли и представления  о душе и были поставлены  вопросы: что представляет собой  душа? Как она соотносится с  предметным миром? С тех пор  продолжаются споры о сущности  сознания и возможности его  познания. Одни исходили из познаваемости,  другие - что попытки понять сознание  тщетны также, как попытка из  окна увидеть себя идущим по  улице.

Первоначальные  философские взгляды не содержали  строгого различения между сознанием  и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием “логос”, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности  к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень  развития человеческого сознания. Точно  также и в трудах других древнегреческих  авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

     Впервые  сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений  была выявлена Парменидом. Продолжая  эту традицию, софисты, Сократ, Платон  рассматривали различные грани  и стороны мыслительной деятельности  и утверждали противоположность  духовного и материального. Так,  например, Платон создал грандиозную  систему “мира идей”– единой  основы всего сущего; развивал  концепцию о мировом, самосозерцающем,  бестелесном разуме, являющимся  перводвигателем космоса, источником  его гармонии. В античной философии  активно развивались идеи сопричастности  индивидуального сознания человека  мировому разуму, которому придавалась  функция объективной универсальной  закономерности.

     В  средневековой философии сознательная  человеческая деятельность рассматривается  как “отблеск” всемогущего божественного  разума, что являлось убедительным  доказательством сотворенности  человека. Выдающиеся мыслители  средневековья Августин Блаженный  и Фома Аквинский, представляющие  различные этапы развития философско-теологической  мысли, последовательно и основательно  рассматривали вопросы внутреннего  опыта личности в сознательной  и психической деятельности в  связи с самоуглубленным постижением  связи души и божественного  откровения. Это способствовало  выявлению и разрешению актуальных  специфических проблем сознательной  деятельности. Так, в этот период  было введено понятие об интенции  как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности  на внеположный объект. Проблема  интенции присутствует и в  современной психологии; является  также важной составляющей методологии  одного из наиболее распространенных  междисциплинарных направлений  теории познания – феноменологии.

     Наибольшее  влияние на разработку проблем  сознания в Новое время оказал  Декарт, который главное внимание  акцентировал на высшей форме  сознательной деятельности –  самосознании. Сознание философ  рассматривал как созерцание  субъектом своего внутреннего  мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

     Французские  материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис)  обосновывали положение о том,  что сознание является особой  функцией мозга, благодаря которой  он способен приобретать знания  о природе и себе самом. В  целом материалисты Нового времени  рассматривали сознание как разновидность  материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую  связывалась с механикой мозга,  выделением мозга или со всеобщим  свойством материи (“И камень  мыслит”).

     Немецкий  классический идеализм составил  особый этап в развитии представлений  о сознательной деятельности. Основополагающим  принципом развития сознания  являлся по Гегелю исторический  процесс становления Мирового  духа. Развивая идеи своих предшественников  Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель  рассматривал такие проблемы, как  различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная  природа сознания и другие.

     В  XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии  разума, проповедующие иррационалистические  подходы к оценке человеческой  духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и  другие).

     К.Маркс  и Ф.Энгельс продолжили материалистические  традиции в философии, сформулировали  идею вторичности сознания, его  обусловленностью внешними факторами  и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал  различные взгляды и особенно  диалектические идеи немецкой  классической философии.

                                              

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Структура сознания.

     Понятие  “сознание” не однозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение  действительности, независимо от  того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в  этом широком смысле, то тем  самым подчеркивают его отношение  к материи без выявления специфики  его структурной организации.

     В  более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто психическое  состояние, а высшую, собственно  человеческую форму отражения  действительности. Сознание здесь  структурно организовано, представляет  собой целостную систему, состоящую  из различных элементов, находящихся  между собой в закономерных  отношениях. В структуре сознания  наиболее отчетливо выделяются  прежде всего такие моменты,  как осознание вещей, а также  переживание , то есть определенное  отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует  сознание, и каким нечто существует  для него, это - знание. Развитие  сознания предполагает прежде  всего обогащение его новыми  знаниями об окружающем мире  и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные  уровни, глубину проникновения в  объект и степень ясности понимания.  Отсюда обыденное, научное, философское,  эстетическое и религиозное осознание  мира, а также чувственный и  рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,  мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают  всей его структурной полноты:  оно включает в себя и акт  внимания как свой необходимый  компонент. Именно благодаря сосредоточенности  внимания определенный круг объектов  находится в фокусе сознания.

     Воздействующие  на нас предметы, события вызывают  в нас не только познавательные  образы, мысли, идеи, но и эмоциональные  “бури”, заставляющие нас трепетать,  волноваться, бояться, плакать,  восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не  холодно-рассудочное, а страстное  искание истины.

     Без  человеческих эмоций никогда  не бывало, нет и быть не  может человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности  включает в себя собственно  чувства, представляющие собой  отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и  др.), настроение или эмоциональное  самочувствие (веселое, подавленное  и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

Информация о работе Индивидуальное и общественное сознание