Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Содержание

Введение
Психология творчества
Условия развития творчества
Развитие творческих способностей в онтогенезе
Особенности проявления творчества
Индивидуальные особенности проявления творчества
Принципы обучения и воспитания творчески способных школьников
Методы развития творческих способностей детей.
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

Психология творчества.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

      Ассоциативность мышления можно развивать  что  называется  "на  ходу". Гуляя с детьми  можно  вместе  подумать,  на  что  похожи  облака,  лужи  на асфальте, камушки на берегу. 

Игры  на развитие диалектичности мышления. 

Игра "Хорошо - Плохо"

      Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный  ребенку,  т.е.  не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для  него  с  конкретными людьми  и  не  порождающий  эмоций.  Ребёнку  предлагается  проанализировать данный объект (предмет) и  назвать  его  качества  с  точки  зрения  ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы  по  одному  разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не  нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.

      - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

      - Хорошо, что  он  длинный;  плохо,  что  он  остро  заточен  -  можно уколоться.

      - Удобно держать в руке, но неудобно  носить в кармане - ломается.

      Рассмотрению  может быть подвергнуто и  конкретное  свойство  предмета.

      Например, хорошо, что карандаш длинный - может  служить  указкой,  но  плохо, что не входит в пенал.

      Вариант  2.  Для игры  предлагается  объект,  имеющий   для   ребенка конкретную   социальную   значимость   или   вызывающий   у   него   стойкие положительные  или  отрицательные  эмоции,  что  приводит   к   субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство -  плохо).  Обсуждение  идёт также как и в варианте 1.

      Вариант 3. После того,  как дети  научатся  выявлять  противоречивые свойства  простых  объектов  и  явлений,  можно  переходить  к  рассмотрению "положительных"  и "отрицательных"  качеств  в  зависимости  от  конкретных условий, в  которые  ставятся  эти  объекты  и  явления.  Например:  громкая музыка.

      - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься  и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

      Не  следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми  исключительно  однозначно  ("драка",  "дружба", "мама"). Понимание детьми  противоречивости  свойств,  заключенных в любых  объектах или явлениях, умение выделить  и  объяснить  условия,  при  которых проявляются те или  иные  свойства,  лишь  способствует  воспитанию  чувства справедливости, умению  в  критической  ситуации  найти  правильное  решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и  выбрать  из множества различных свойств  объекта  те,  которые  соответствуют  выбранной цели и реальным условиям.

      Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет  вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому    варианту    игры,  при котором  для  каждого  выявленного   свойства   называется   противоположное свойство,     при  этом   объект   игры   постоянно   меняется,   получается своеобразная "цепочка". Например:

      - Есть шоколад хорошо - вкусно, но  может заболеть живот;

      - Живот болит - это хорошо, можно  в школу не ходить;

      - Сидеть дома - плохо, скучно;

      - Можно пригласить гостей - и т.д.

      Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может  быть, ее модификация,  отражающая  диалектический  закон  перехода  количественных измерений в качественные. Например, конфеты:  если  съесть  одну  конфету  - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

      Желательно, чтобы игра "Хорошо  -  плохо"  стала  частью  повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально  отводить  время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

            Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения  чётко  формулировать  противоречие.  Сначала  пусть  ребёнок подбирает к заданным словам обратные  по  смыслу.  Например,  тонкий  -  (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем  можно  взять любую пару слов, например, острый - тупой, и  попросить  детей  найти  такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В  случае  "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №3

Информация о работе Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления