Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:48, контрольная работа
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Введение
Психология творчества
Условия развития творчества
Развитие творческих способностей в онтогенезе
Особенности проявления творчества
Индивидуальные особенности проявления творчества
Принципы обучения и воспитания творчески способных школьников
Методы развития творческих способностей детей.
Заключение
Литература
Приложение
А в исследованиях О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решение задач.
При исследовании воображения О.М. Дьяченко выявил следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. ( Из исследований воображения - О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова.)
Исследование творческой одаренности. Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М. Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно-индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название “психосоциальной чувствительности” (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности). Исследование Е. Ф. Алфеевой (под руководством А. М. Матюшкина), которая рассматривает креативность как личностную характеристику, показало, что развитие личности способствует развитию одаренности. Наибольшим эффектом обладают программы, которые в качестве основного условия развития креативности считают развитие личности ребенка. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии (Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей). Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств. (Из исследований творческой одаренности дошкольников - А.М. Матюшкин, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.)
Исследование креативности как проявление неадаптивной продуктивной активности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.Е. Хазратова, В.Т. Кудрявцев). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Надо сказать, что эвристический уровень Д.Б. Богоявленская характеризует как проявление активности человека, который имеет способ решения, но продолжает анализ, что приводит его к открытию новых способов решения. Креативный уровень – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Неравномерность проявления в рамках одной возрастной группы, в условиях одной системы обучения объясняется Богоявленской, существующей в традиционной школе установкой на результат, которая отрицательно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску. Также была выявлена связь креативного уровня и сформированным теоретическим мышлением.
В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
Реализовав эти условия, было проведено исследование (Н.В. Хазратова). В результате выявлено формирующее влияние специально созданных параметров среды на уровень креативности испытуемых. Оценивалось – креативная ценность продуктов деятельности и мотивационная основа креативного поведения. В выборке детей четырех лет уровень креативности повысился по обоим параметрам; трех лет – по мотивационно-личностному показателю; пяти лет – по продуктивному показателю. Вывод: формирование креативности в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне.
Повышение уровня креативности повлекло за собой изменения эмоционально-личностных проявлений: повышение агрессивности, сензитивности, депрессивности. Исследователи делают следующие выводы: повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.
Другое исследование (М.С. Семилеткина) выявило, что для детей с разным уровнем креативности характерны разные особенности мотивационно-смысловой сферы: высокий уровень креативности – надежда на успех, надежда на аффилиацию; низкий уровень – боязнь неудачи, страх отвержения.
Таким
образом, по мнению большинства исследователей,
креативность поддается развитию. Особенно
эффективно воздействие на ее формирование
в сензитивные периоды. Дошкольный возраст
и подростковый являются таковыми (В.Н.
Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.)
3.1 Индивидуальные
особенности проявление творчества
Ученые - педагоги из ГДР Герлинда Мелхорн, Ханс-Георг Мелхорн выделили следующие признаки, которые отличают способных или творческих детей от обычных.
Обратимся сначала к такому важному для выявления творческих способностей времени как школьный возраст.
В
определенный момент времени, в определенной
области ученик достигает более
высокого уровня развития своих способностей
и, благодаря этому более
На возможно имеющиеся задатки для развития способностей указывают некоторые признаки, почерпнутые из биографии ученых и деятелей искусства, а также из научных исследований педагогов и психологов. Ребенок может располагать ими всеми. Они существуют в различных сочетаниях и комбинациях с другими признаками. Эти признаки могут служить приметой выдающееся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:
Как мальчикам, так и девочкам на пути реализации своих возможностей встречается множество препятствий.
Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие, но, к сожалению, по-настоящему это стали понимать совсем недавно.
К
сожалению, популярная фраза «талант
себя проявит» не соответствует
Даже когда взрослые понимают, что своеобразие ребенка носит абсолютный позитивный характер, нет никакой уверенности в том, что в школьном обучении будут как-то учитываться его индивидуальные особенности, и созданы необходимые условия для их развития.
Специалисты единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для творчески способных школьников должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на среднего ученика.
При этом подчеркивается, что эти отличия не сводятся просто к большему объему осваиваемого материала или более высоким темпам учебно-познавательного процесса. Необходимость составления специальной программы обучения давно обоснована специалистами в области образования.
Более четверти века назад было опубликовано сообщение по этому вопросу педагогов Сампшена, Норриса и Термена. Они отмечали, что необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации и качеств бескорыстного лидерства.
Таким образом, для специалистов было ясно, что специализированное обучение влечет за собой мероприятия, далеко выходящие за рамки простого расширения обычной программы обучения или включения в него более сложных заданий.
Преподаватель должен побуждать и стимулировать способности творчески одаренного ребенка, должен постоянно общаться с родителями своих учеников, проводить с ними консультации, должен быть другом своих учеников и единомышленником их родителей.
Кроме того, учителя обязаны поощрять целеустремленность своих учеников в выполнении заданий.
Учитель,
работающий с детьми, обладающими
творческими способностями
Если
же наряду с этим он еще обладает
талантом в какой-либо из областей,
то такой специалист будет просто
идеален для работы с творческими
детьми. Например, желательно, чтобы учитель
обнаруживал способности в музыке, изобразительном
искусстве, в драматическом искусстве
или танцах.
4.1 Методы
развития творческих способностей у детей.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
Наряду с принципами используют и методы:
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.
Информация о работе Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления