Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Содержание

Введение
Психология творчества
Условия развития творчества
Развитие творческих способностей в онтогенезе
Особенности проявления творчества
Индивидуальные особенности проявления творчества
Принципы обучения и воспитания творчески способных школьников
Методы развития творческих способностей детей.
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

Психология творчества.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

      Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

      Моделирование - это процесс создания моделей  и их использования.

      К наглядным методам относится  наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

      Словесными  методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

      В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

      В 1976 году Ньюленд составил перечень требований к методам преподавания особенно эффективные в отношении способных творческих детей.

      Методы  обучения должны:

      1) иметь в качестве своей основной  задачи оказание помощи в получении  знаний;

      2) соответствовать уровню интеллектуального  и социального развития ребенка,  различным требованиям и возможностям, присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы;

      3) отражать основной и последовательный  вариант развития высоких когнитивных  способностей ребенка;

      4) способствовать переходу от перцептивных  уровней познания к высшим  понятийным уровням.

      Очень важно, чтобы учитель проявлял доброжелательность, оценивая деятельность своих учеников. Это необходимо для приобретения уверенности себе и своих способностях. Хороший педагог прекрасно осознает важность формирования у детей внутреннего стремления к достижению заданного результата. Ниже приводятся наиболее часто упоминаемые факторы, которые Торренс приводит в своей работе «Творческие методы в преподавании»:

  1. Уважение желаний ребенка работать самостоятельно.
  2. Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
  3. Предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.
  4. Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  5. Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
  6. Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
  7. Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий.
  8. Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

      Большинство  занятий по развитию творческих способностей проводятся в игре.  Для этого нужны игры нового типа:  творческие,  развивающие  игры,  которые  при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они  все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

      1. Каждая игра представляет собой  набор задач.

      2. Задачи дают ребенку в разной  форме, и таким образом знакомит  его с разными способами передачи информации.

      3. Задачи расположены примерно  в порядке возрастания сложности.

      4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

      5. Постепенное возрастание трудности  задач - способствует развитию

      творческих  способностей.

      6. Для эффективности развития творческих  способностей у детей необходимо соблюдать условия:

- развитие  способностей нужно начинать  с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки  создают условия, опережающие  развитие способностей;

- творческие  игры должны быть разнообразны  по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

      В приложениях вы найдете:

      № 1 - методики диагностики универсальных творческих способностей для детей авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева для возраста 8-9 лет;

      № 2 – подборка игр для развития творческих навыков;

      № 3 – тесты на определение креативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

     Проблемы  творчества, как уже говорилось ранее, издавна волновали людей. Наука, развиваясь, пытается найти объяснение этому уникальному явлению. Среди  учёных нет единого мнения, они  используют разные термины, которые часто возникают в ходе исследования. Но как, же мы должны быть благодарны природе, что подарила нам такой феномен. Насколько была бы беднее наша жизнь без музыки, искусства и других видов творчества.

     История человечества показывает большое число примеров мужества, преданности и бескорыстия удивительных людей – первопроходцев. В этом славном ряду нужно поместить имена Леонардо да Винчи и Микеланджело, Коперника и Дж. Бруно, Курчатова и Королёва, Чайковского и Бетховена, Пушкина и Толстого и много-много других достойных имён. Они не вписывались в рамки общества, в котором жили. Они шли дальше, часто были не поняты и не приняты, но продолжали начатое дело (часто себе во вред !) несмотря на гонения и другие испытания (попытки «купить» их за успех и благополучие).

     Когда мы говорим о великих творцах, мы говорим о великих личностях. Хотя неординарными способностями  – например, высоким интеллектом  – могут обладать и безнравственные  люди (вспомним «злых гениев», которых  в истории тоже не мало), но ещё никто не доказал, что, во-первых, безнравственность способствует творчеству, во-вторых, что творческий склад человека и его успех в деятельности – одно и тоже.

     Понимание творчества как продолжения познавательной деятельности за пределами заданной ситуации позволяет понять, как происходит выход за пределы заранее установленного «масштаба». Решающим фактором здесь являются не энергетические ресурсы человека (знания, умения, навыки плюс сила мотивов), а его нравственность.

     Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, может быть учёный и музыкант, рабочий и врач, дворник и художник, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.

     По  мнению таких авторов как Богоявленская  Д.Б., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. и др. в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

     В искусстве, как сконцентрированном выражении творческой стороны человеческой деятельности, острее стоит и вся  проблематика творчества. Именно творчество отличает художника от высококвалифицированного ремесленника.

     Существуют  три причины, почему люди занимаются творчеством:

     1.  Потребность в новой, разнообразной  и сложной стимуляции. Один из способов ее удовлетворить — создать или найти новое, что стимулирует наши чувства или заставляет работать интеллект (например, книги, компьютеры, фильмы). Берлайн объясняет этим творчество и стремление к прекрасному.

     2.  Потребность делиться своими  идеями и ценностями. Переживая  за судьбу детей, умирающих  от голода, фотограф пробуждает в нас сочувствие, показывая истощенного ребенка. Политик, желающий повлиять на взгляды людей, пишет книгу, ставящую под сомнение наши представления и стимулирующую нас к действиям.

     3. Потребность в разрешении проблем.  Обнаруживая у себя болезни  или сталкиваясь с неудачами в бизнесе, мы ищем выход, дающий нам надежду на то, что все образуется.

     Таким образом, освещение проблемы творчества позволило сделать следующие  выводы:

  • отсутствуют определенные критерии оценки “творческого” (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также – реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
  • природа феномена “творчество” не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;
  • существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);
  • отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
 

Литература 

    1. Аллахвердян А. Г., Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. Психология науки.
    2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.
    3. Выготский Л. С. Психология искусства
    4. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения
    5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей (Серия "Мастера психологии")
    6. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику.
    7. Маклаков А. Общая психология
    8. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. — В кн.: Психология процессов художественного творчества.
    9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд.
    10. Пономарев Я. А. Психология творчества.
    11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
    12. Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
    13. Ярошевич М.Г. Психология творчества в психологии.

Статьи:

  1. Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик
  2. Статья Моляко В.А. «Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности»
  3. Журнал Психологическая наука и образование №1/2007, статья Шулаевой М.В. - Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича.

Материалы с сайтов:

  1. http://www.n-t.org/
  2. http://www.sitc.ru/
  3. http://www.psihologu.ru/db/done_search/
  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/index.php
  5. http://revolution.allbest.ru/psychology/00230029_0.html
  6. http://www.ref.by/refs/68/16103/1.html
  7. http://www.alldisser.com/part/ref-6258.html
  8. http://www.ref.by/refs/62/13556/1.html
  9. http://www.voppsy.ru/issues/1994/945/945086.htm
  10. http://revolution.allbest.ru/psychology/00167869_0.html
  11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6078
  12. http://ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/k_voprosteorii/tvor_ontogenez_vop.htm
  13. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/galin/02.php
  14. http://www.superidea.ru/tm/ps/yarosh.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Методика" Солнце в комнате"

      Основание. Реализация воображения.

      Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального"  в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

      Материал.  Картинка  с изображением  комнаты,  в которой   находится человечек и солнце; и карандаш.

      Инструкция  к проведению.

Информация о работе Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления