Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:48, контрольная работа
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Введение
Психология творчества
Условия развития творчества
Развитие творческих способностей в онтогенезе
Особенности проявления творчества
Индивидуальные особенности проявления творчества
Принципы обучения и воспитания творчески способных школьников
Методы развития творческих способностей детей.
Заключение
Литература
Приложение
Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.).
Психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
3.
Содержательное устранение
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") – 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4.
Конструктивный ответ отделить
несоответствующий элемент от
других, сохранив его в контексте
заданной ситуации ("Картинку
сделать", "Нарисовать окно", "Посадить
солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка"
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает:
"Что
станет с уткой, если мы
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка
психолог фиксирует общий
Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
2.
Ответ описательного типа, перечисление
деталей рисунка, находящихся
в поле зрения или вне
его, т.е. утеря контекста
3.
Ответы комбинирующего типа:
сохранение целостности изображения
при сгибании рисунка,
Некоторые дети дают ответы, в
которых сохранение целостного
контекста изображения "привязано"
не к какой-либо ситуации, а к конкретной
форме, которую принимает картинка
при складывании ("Утка стала домиком",
"Стала похожа на мостик" и т. д.).
Подобные ответы относятся к комбинирующему
типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-
Цель. Оценка способности и
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. Сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе
"Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов, психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий
уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно
надуть шарик ("Зайка на шарике
может улететь") или сделать
из листа кораблик. У
детей находящихся на этом уровне,
имеет место установка на
преобразование предметного наличного
материала. Исходная задача на
выбор самостоятельно превращается
ими в задачу на преобразование,
что свидетельствует о надситуативном
подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится, на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название.
Максимальное
количество баллов изначально не ограничивается.
Приложение
№2
Системность
мышления.
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.
Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших
фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок).
Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.
Дети
должны показать, что нарисовано неверно.
Игры
на развитие ассоциативности
мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра "
(рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
- с хлебобулочными изделиями;
- с созвучными словами: барон, бекон;
- с рифмующимися словами: кулон, салон;
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Информация о работе Условия развития творчества и индивидуальные особенности проявления