Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:49, реферат

Описание работы

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Определение понятия «Умственно отсталые дети»..............................4
2. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................7
3. Дидактические принципы вспомогательной школы...........................15
4. Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта........23
Заключение..................................................................................................24
Литература...................................................................................................25
Приложение.................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Умств разв снарушением интеллекта (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 60.90 Кб (Скачать)

     Учитывая  все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими  самые основные признаки объекта  и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.

     Учет  особенностей умственно отсталых школьников при реализации принципа наглядности заключается также в том, что наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий.

     Таким образом, реализация принципа наглядности  во вспомогательной школе осуществляется по этапам.

     - Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

     - Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

     - Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий [14]. 

  1. Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных  учреждений для детей  с нарушением интеллекта

     Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный  труд сделать занимательным и  интересным для учащихся.

     В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются  в целенаправленном обучающем воздействии  педагога. Спонтанного усвоения общественного  опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить  у таких детей интерес к  предмету. И здесь неоценимы дидактические  игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей  положительное эмоциональное отношения  к деятельности.

     Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного  действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

     Основная  задача дидактических игр состоит  в том, чтобы развить у умственно  отсталых детей поисковые способы  ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес  к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной  зрительной ориентировке.

     Многие  дидактические игры ставят перед  умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся  знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах  и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения [16].

     Заключение 

     Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

     Понимание причин, обусловливающих отклонения умственно отсталого ребенка от нормального развития, оценка возможностей продвижения и социально-трудовой адаптации этой категории детей в значительной мере сходны с тем, что имеет место в зарубежной литературе. Однако необходимо подчеркнуть также несомненные различия между подходами дефектологов разных стран к тем или другим научным вопросам

     Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими  отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую  деятельность детей, в их личностную сферу. 
 

     Литература

  1. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М.: Просвещение, 1980.
  2. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 1987.
  3. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М.: Просвещение, 1963.
  4. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М.: Просвещение, 1969.
  5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Прочвещение, 1988.
  6. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М.: Академия, 2002.
  7. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. — М.: Академия, 1980.
  8. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М: Академия, 1977.
  9. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 1986.
  10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2002.
  11. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  12. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. —Л.: Барс, 1986.
  13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Акадеия, 1986.
  14. Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой.—М.: Просвещение, 1981.
  15. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М.: Просвещение, 1966.
  16. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М.: Просвещение, 1979.
  17. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. — М.: Просвещение, 1993.
 

     Приложение 1

     МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ. 

     КТО  ГДЕ  ЖИВЁТ?

     ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

     Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно  данный ответ ученик платит фант. 

     КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ  В  ГОСТИ?

     ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

     На  наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д. Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей   и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь. 

     КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

     ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

     На  наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха.  Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

     КТО НА  КОГО ПОХОЖ?

     ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки. 

     На  наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

     КТО ЭТО?

     ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и  птиц.

     1-й  вариант: Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

     2–й  вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то  влево, то вправо, при этом приговаривая: 

     ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЮ  ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВ И АЛФАВИТА,РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО- БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. 

     НАЙДИ БУКВУ.

     Оборудование: набор букв(печатных, рукописных).

     Педагог в произвольном порядке располагает  на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько  раз).Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске  та или другая буква, названная педагогом.

     Выигрывает  тот , кто в течении всей игры давал  наиболее правильные ответы. 

     СЛОЖИ БУКВЫ.

     Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три- пять)элементами букв, вырезанными из картона.

     Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить  две буквы так, чтобы осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто  первым правильно справится с  заданием.

     КТО ДАЛЬШЕ ПРОШАГАЕТ?

     Оборудование: мел.

     Ведущий предлагает детям « прошагать» алфавит, на каждый шаг по порядку называя  одну букву. При первой же ошибке игрок  выбывает из игры ,а то, насколько  далеко он продвинулся ,фиксируется  отметкой мелом на полу. Выигрывает тот, кто сможет без ошибок   «прошагать» весь алфавит.

     КТО ТОЧНЕЕ?

     Оборудование: набор букв.

     Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор  из пяти букв, которые они как  можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты  букв и т. д. По сумме результатов  определяется команда – победительница. 

     У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?

     У каждого ученика на парте лежат  небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

     Назначают пять водящих. По сигналу учителя  они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот  ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

     Тот, кто за определённое время наберёт  больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры. 

     Мальчики  – девочки.

     Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.

Информация о работе Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта