Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:49, реферат
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Введение........................................................................................................3
1. Определение понятия «Умственно отсталые дети»..............................4
2. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................7
3. Дидактические принципы вспомогательной школы...........................15
4. Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта........23
Заключение..................................................................................................24
Литература...................................................................................................25
Приложение.................................................................................................26
1.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Процесс обучения во вспомогательной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
Для
решения задач подготовки умственно
отсталых школьников к самостоятельной
жизни и труду большое значение
имеет продуманная и четкая организация
и высокий методический уровень
проведения занятий по труду, производственной
практике, хорошая техническая
Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной школе носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности.
В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может быть и не связано с коррекцией.
Для
развития умственно отсталых школьников
нужны особые условия, важнейшим
из которых является обучение их во
вспомогательной школе или
Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весь учебный процесс.
2.
Научность и доступность
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном предмете.
Содержание обучения во вспомогательной школе отличается элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям.
Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и составлении учебников, а так же в деятельности учителей и воспитателей.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот материал, который им доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей.
Принцип
доступности, так же как и принцип
научности, реализуется, прежде всего,
при разработке учебных программ
и учебников. Содержание обучения умственно
отсталых школьников определяется на
основании проверки его в многолетней
практике работы вспомогательной школы.
Содержание обучения отдельным учебным
предметам непрерывно совершенствуется,
уточняется объем знаний, умений и
навыков по годам обучения на основе
результатов научных
Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов.
3.
Систематичность и
Сущность
принципа систематичности и
Для
вспомогательной школы этот принцип
имеет большое значение потому, что
для умственно отсталых школьников
характерна неточность, неполнота или
фрагментарность усвоенных
Принцип
систематичности и
Систематичность
предполагает преемственность в
процессе обучения: обучение в старших
классах строится на прочном фундаменте,
который закладывается в
Исходя из этого принципа переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время. С учетом этого обстоятельства учитель вносит коррективы в ранее намеченные планы.
4. Связь обучения с жизнью
Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.
Сущность его состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. В современных условиях этот принцип получает новое звучание.
Поэтому принципу связи обучения с жизнью отводится важная роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ведь после окончания школы выпускники вступают в самостоятельную жизнь и подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, как осуществляется этот принцип в жизни.
Реализация этого принципа во вспомогательной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется так же путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном хозяйстве. Вспомогательная школа должна также активно участвовать в общественных мероприятиях.
В
повседневной деятельности педагога этот
принцип реализуется путем
5. Принцип коррекции в обучении
Для умственно отсталых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности(причем имеет место неравномерное нарушение).
Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение во вспомогательной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.
Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание [14].
Таким
образом, принцип коррекции заключается
в исправлении недостатков
Исправление недостатков развития у учащихся вспомогательных школ происходит медленно и неравномерно. – поэтому учителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в формировании волевых и других качествах личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.
Для
осуществления индивидуальной коррекции
необходимо выявление затруднений,
испытываемых учениками в обучении
различным предметам и
Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.
Коррекция
нарушений эмоционально-
6. Принцип наглядности
Принцип
наглядности в обучении означает
привлечение различных
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Чтобы знания у учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.
В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе положены эти общие правила, однако в частности их применение отличается некоторым своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.
Предметная наглядность применяется также для изучения свойств предметов как таковых, а так же с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.