Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:49, реферат
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Введение........................................................................................................3
1. Определение понятия «Умственно отсталые дети»..............................4
2. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................7
3. Дидактические принципы вспомогательной школы...........................15
4. Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта........23
Заключение..................................................................................................24
Литература...................................................................................................25
Приложение.................................................................................................26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
(ГОУВПО «АГАО»)
Факультет психологии
Кафедра
теоретической и прикладной психологии
Реферат
Умственное
развитие учащихся коррекционных
учреждений для детей
с нарушением интеллекта
Выполнила: студентка ОЗО
канд.психол.наук, доцент
Бийск -2011
Оглавление
Введение.................
Заключение....................
Литература....................
Приложение....................
Введение
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Вспомогательная
школа ставит перед учителем-дефектологом
три основные задачи – дать ученикам
знания, умения и навыки по общеобразовательным
предметам и по труду, воспитать
у них положительные личностные
качества – честность. Правдивость,
доброжелательность к окружающим, любовь
и уважение к труду, скоррегировать
имеющиеся у них дефекты и
таким образом – подготовить их к социальной
адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи [13].
Степень
выраженности дефекта существенно
зависит от тяжести постигшей
ребенка вредности, от ее преимущественной
локализации, а также от времени
начала ее воздействия. Чем в более
ранние сроки у ребенка возникло
заболевание, тем тяжелее оказываются
его последствия. Так, наиболее глубокие
степени олигофрении
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Дети-олигофрены
— основной контингент воспитанников
специальных детских садов для
детей с поражениями
Понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России оно используется, поскольку русские дефектологи считают принципиально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является несомненно полезным, однако приносит значительно меньший эффект [5].
Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.
Здесь
речь идет об умственно отсталых детях,
не относящихся к олигофренам. Не
относятся к числу олигофренов
и дети, страдающие прогредиентно
текущими, усугубляющимися заболеваниями,
обусловленными наследственными нарушениями
обмена веществ. Эти дети являются слабоумными
и постепенно деградируют. Если им не
оказывается необходимая
Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний — эпилепсии, шизофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога [6].
Следует
заметить, что понимание умственной
отсталости как особого отклонения
в развитии ребенка в последнее
время в русской дефектологии
претерпело некоторые изменения. Совсем
недавно мы говорили о том, что
наличие у ребенка
В
настоящее время установлено, что
минимальная мозговая дисфункция нередко
имеет место у детей с
Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при настоящем уровне диагностики они не могут быть установлены. Таким образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными.
Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.
Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохранные способности — музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающим и т.п. У некоторых детей оказывается неплохая вербальная память. Без достаточного понимания услышанного они относительно точно запоминают фрагменты фраз, произносимых окружающими их людьми, и в ряде случаев более или менее удачно пользуются ими как речевыми штампами [2].
Такие
неожиданно проявляющиеся индивидуальные
особенности ребенка могут привести в
недоумение некоторых педагогов и психологов,
вызвать у них сомнения относительно его
принадлежности к числу умственно отсталых,
а также вселить в родителей напрасную
надежду на большие успехи в будущем.
Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
-
тяжелые инфекционные
-
различные интоксикации, т.е. болезненные
состояния организма будущей
матери, возникающие под действием
ядовитых веществ,
При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.
Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.