Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:49, реферат

Описание работы

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией — детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Определение понятия «Умственно отсталые дети»..............................4
2. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................7
3. Дидактические принципы вспомогательной школы...........................15
4. Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта........23
Заключение..................................................................................................24
Литература...................................................................................................25
Приложение.................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Умств разв снарушением интеллекта (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 60.90 Кб (Скачать)

     Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость. Среди  внутренних причин, обусловливающих  возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В  норме при делении половой  клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при  болезни Дауна нерасхождение  двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

     К числу внутренних причин относятся  также нарушения белкового и  углеводного обмена в организме. Так, например, наиболее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение  белкового обмена в виде изменения  синтеза фенилаланингидроксилазы  — фермента, превращающего фенилаланил  в тирозин. Нередко встречаются  также галактосемия и другие нарушения.

     Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости [3].

     В последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость оказывается  обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где  живет семья, неблагополучной экологической  обстановкой, алкоголизмом или наркоманией  родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся  семьи. В таких случаях ребенок  с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для  его физического и умственного  развития.

     В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно  отсталых, на основании которой детей  разделяют на четыре группы по степени  выраженности дефекта:

     - с легкой,

     - умеренной,

     - тяжелой и

     - глубокой степенью умственной отсталости.

     Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития относительно благополучен. Дети, входящие в четвертую группу, помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения, где они овладевают элементарными навыками самообслуживания и адекватного поведения. В этих учреждения они находятся пожизненно. Отдельные представители данной группы умственно отсталых детей живут в семьях.

     Наиболее  изученными и перспективными в плане  развития и интеграции в общество являются дети-олигофрены с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем изложении, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду детей. Заметим, что дети, входящие в  состав вышеназванных двух клинических групп, имеют значительные отличия, в связи с чем возникла необходимость классификации, учитывающей их особенности.

     Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клиникопатогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространенной является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

     При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

     При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

     У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

     При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

     При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

     Умственная  отсталость не приводит к равномерному изменению у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него нарушенными  более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между  детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере.

     Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую  деятельность детей, в их личностную сферу.

     Структура психики умственно отсталого  ребенка чрезвычайно сложна. Первичный  дефект приводит к возникновению  многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые позитивные качества, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития [10].

     Развитие  олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу  биологических факторов относятся  выраженность дефекта, качественное своеобразие  его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходимо учитывать при организации специального педагогического воздействия.

     Социальные  факторы — это ближайшее окружение  ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и, конечно, школа. Отечественная психология утверждает положение о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения в широком понимании этого термина. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере стимулирует детей в общем развитии.

     Значимость, которую имеют для умственно  отсталых детей воспитание, обучение и трудовая подготовка, обусловлена  гораздо меньшими возможностями  олигофренов взаимодействовать  с окружающей средой, самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять  и перерабатывать информацию, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью  различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеют также  сниженная активность умственно  отсталого ребенка, гораздо более  узкий круг его интересов, а также  другие проявления эмоционально-волевой  сферы.

     Для продвижения ребенка-олигофрена в  общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического  применения существенно важным является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в массовой общеобразовательной  школе часто не приносит ребенку  пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.

     Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно отсталых детей, предусматривает  в первую очередь формирование у  них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление  коррекционной работы теоретически обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен  своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и в свою очередь затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.

     Другое, тоже очень важное направление коррекционной  работы предусматривает совершенствование  эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в  усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими  и в социальной адаптации детей  в школе и вне ее. Действительно, мышление и эмоционально-волевая  сфера представляют собой стороны  единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению  Л.С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л.С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.

     Во  многом дефектна и двигательная сфера  олигофренов, которая требует постоянного  внимания и заботы.

     Говоря  о возможностях положительной динамики умственного продвижения детей  со сниженным интеллектом, следует  вспомнить положение Л.С. Выготского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего. Л.С. Выготский  говорил о том, что зона актуального  развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может  выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем  или другим знаниям, умениям и  навыкам. Она дает сведения о состоянии  его познавательной деятельности на определенном этапе жизни. В этом ее значимость [11].

     В плане перспективы особенно важна  зона ближайшего развития, которая  определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но может сделать это с помощью  взрослого. Определение зоны ближайшего развития необходимо потому, что она  дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком  будущем, т.е. какого продвижения от него можно ожидать.

     У умственно отсталых дошкольников зона актуального развития весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что  касается зоны ближайшего развития, то она значительно уже, более ограничена, чем у нормально развивающихся детей. Однако она существует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невелико, но при определенных условиях оно может иметь место. Основная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реализации зоны ближайшего развития каждого ребенка.

     Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установлено, что несомненная  активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом-пятом году и в конце обучения.

     Таким образом, основные понятия, используемые в отечественной олигофренопсихологии, понимание причин, обусловливающих отклонения умственно отсталого ребенка от нормального развития, оценка возможностей продвижения и социально-трудовой адаптации этой категории детей в значительной мере сходны с тем, что имеет место в зарубежной литературе. Однако необходимо подчеркнуть также несомненные различия между подходами дефектологов разных стран к тем или другим научным вопросам. 

Информация о работе Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта