Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:36, контрольная работа
Цель работы: определение функций и типологии конфликта.
Задачи работы:
определение понятия “конфликт”;
определение функций конфликта;
определение типологии конфликта
Определение стилей поведения в разрешении конфликтов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта……………………………………………………5
1. 1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………5
1. 2. Типология конфликтов……………………………………………………...10
1. 3. Динамика развития конфликта……………………………………………..15
ГЛАВА 2. Функции конфликтов и основные стили поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………..18
2. 1. Функции конфликтов……………………………………………………….18
2. 2. Определение стилей поведения в разрешении конфликтов……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА……………………
Разрешение конфликта. Разрешение - заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возможно, во - первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и , во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем, и в том, и в другом случаях возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.
Заключая
рассмотрение динамики конфликта, уместно
отметить следующее. Во-первых, все сказанное
выше относительно динамики конфликта
не следует понимать в том смысле, что
всякий конфликт непременно проходит
каждую из перечисленных стадий. Во-вторых,
важным моментом динамики конфликта являются
его возможные переходы из одних форм
в другие. Диапазон таких переходов весьма
широк.
2. 1. Функции конфликтов
Если исходить из большого числа социально - психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликт, внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняет не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации, [1], [7], [16].
Коузер Л. в своей работе «Функции социального конфликта» утверждал, что конфликт выполняет и позитивные и негативные функции7. Он считал, что конфликт также нормален как интеграция и ведет как к интеграции, так и дезинтеграции.
Понятие
функций социального конфликта
пришло из функционализма. В понятие
функции вкладывался ряд
· функции относились как объективные обстоятельства социального действия;
· функции относились к динамическому аспекту социального действия;
· функции раскрывали три принципиальных переменные характеристики: уровень цели, уровень независимости и степень релевантности рассматриваемых социальных систем.
Мертон в 1957 г. выделил три основные типа функций:
В работах Зиммеля и Коузера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта. Среди них:
Согласно диалектико-созидательной теории утверждается, что общество, которое попытается искоренить, конфликт не сможет выжить. Для социальной организации конфликт есть также форма существования, непременное условие ее развития. Функционально роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих отношениях.
Таким образом, сторонники диалектико-созидательного подхода в изyчении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяю позитивную функции конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что:
Необходимо заметить, что люди в основной своей массе обычно не видят позитивности конфликтов. На наш взгляд, объяснение лежит в плоскости коллектива. Индивиды более подвержены фрустрации под воздействием конфликтных коллизии, в то время как коллективы и организации в целом при умелом использовании конфликта продвигаются в своем развитии и во взаимоотношениях со средой.
Громова О. Н. Сформулировала ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации:
· группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами;
· разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
· сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию;
· создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
· создание новых информационных институтов;
· диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
· выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения.
Конфликты вредны (негативные функции), поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. Основные функции конфликтов представлены в таблице.
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка
напряженности между |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Диагностика возможностей оппонентов | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом | Представление о побежденных группах как о врагах |
Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное
увлечение процессом |
Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения | После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Выявление управленческих проблем в организации, коллективе | Сложное восстановление отношений |
Таким
образом, анализ различных подходов
позволяет сделать вывод о
том, что конфликт имеет и позитивные
и негативные стороны. Конфликт для
коллектива, общества и организаций
функционален, он не противоположен порядку,
а является его частью. Конфликт можно
назвать движущей силой развития коллектива.
2. 2.
Определение стилей
поведения в разрешении
конфликтов
Пять стилей разрешения конфликтов вытекают из системы, называемой методом Томаса-Килменна. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.
Анимационная карта: стили управления конфликтом.
КОНКУРЕНЦИЯ ВЫИГРАЛ/ ПРОИГРАЛ |
ВЫСОКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ |
СОТРУДНИЧЕСТВО ВЫИГРАЛ/ ВЫИГРАЛ |
АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ |
НЕБОЛЬШОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
КОМПРОМИСС НЕ ПРОИГРАЛ/ НЕ ВЫИГРАЛ |
БОЛЬШОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ | |
УКЛОНЕНИЕ ПРОИГРАЛ/ ПРОИГРАЛ |
НИЗКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ | ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРОИГРАЛ/ ВЫИГРАЛ |
ПАССИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | СОВМЕСТНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ |