Типология и функции конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определение функций и типологии конфликта.
Задачи работы:
определение понятия “конфликт”;
определение функций конфликта;
определение типологии конфликта
Определение стилей поведения в разрешении конфликтов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта……………………………………………………5
1. 1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………5
1. 2. Типология конфликтов……………………………………………………...10
1. 3. Динамика развития конфликта……………………………………………..15
ГЛАВА 2. Функции конфликтов и основные стили поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………..18
2. 1. Функции конфликтов……………………………………………………….18
2. 2. Определение стилей поведения в разрешении конфликтов……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА……………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

       Разрешение  конфликта. Разрешение - заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возможно, во - первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и , во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем, и в том, и в другом случаях возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.

       Заключая  рассмотрение динамики конфликта, уместно  отметить следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Во-вторых, важным моментом динамики конфликта являются его возможные переходы из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Функции конфликта и особенности их реализации в коллективе.

2. 1. Функции конфликтов

       Если  исходить из большого числа социально - психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликт, внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняет не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации, [1], [7], [16].

       Коузер  Л. в своей работе «Функции социального  конфликта» утверждал, что конфликт выполняет и позитивные и негативные функции7. Он считал, что конфликт также нормален как интеграция и ведет как к интеграции, так и дезинтеграции.

       Понятие функций социального конфликта  пришло из функционализма. В понятие  функции вкладывался ряд взаимосвязанных  смыслов:

    · функции относились как объективные обстоятельства социального действия;

    · функции относились к динамическому аспекту социального действия;

    · функции раскрывали три принципиальных переменные характеристики: уровень цели, уровень независимости и степень релевантности рассматриваемых социальных систем.

       Мертон  в 1957 г. выделил три основные типа функций:

  • манифестируемые функции являются намеренными и признаваемыми "объективными обстоятельствами" социального действия, которые влияют на адаптацию или приспособление социальной системы;
  • латентные функции, напротив, являются ненамеренными и часто не признаваемыми объективными обстоятельствами организованной социальной деятельности;
  • дисфункции представляют объективные обстоятельства социального действия, которые препятствуют адаптации или приспособлению системы.

В работах Зиммеля и Коузера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта. Среди них:

  • установление единства и сплоченности;
  • производство стабилизирующих и интегративных элементов;
  • выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
  • создание механизма поддержки или справедливости баланса сил;
  • создание ассоциаций и коалиций;
  • помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;
  • поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
  • выполнение функции спускного клапана для уменьшения фрустрации и агрессии;
  • создание почвы для консенсуса.

       Согласно  диалектико-созидательной теории утверждается, что общество, которое попытается искоренить, конфликт не сможет выжить. Для социальной организации конфликт есть также форма существования, непременное условие ее развития. Функционально роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих отношениях.

       Таким образом, сторонники диалектико-созидательного подхода в изyчении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяю позитивную функции конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что:

  1. конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность коллектива к изменениям. Более того, конфликты являются тем парником, в котором возникают социальные изменения;
  2. конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов коллектива к разрешению проблем; выступает формой проверки силы oорганизации;
  3. конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность членов коллектива в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса. Он позволяет передавать обязательства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять взаимоотношения чистыми от раздражения и возмущений, проявлять, позитивные чувства наиболее полно;
  4. конфликты способны укрепить, взаимоотношения, повысить сплоченность коллектива за счет уменьшения повседневных раздражений его членов. Конфликты ускоряют групповое объединение;
  5. конфликты способствуют производству новым созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем самыми различными способами и путями.
  6. конфликты помогают членам организации понять, кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и кик они пытаются управиться с конфликтом - все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе;
  7. рассеяние более серьезных конфликтов и т.д.

       Необходимо  заметить, что люди в основной своей массе обычно не видят позитивности конфликтов. На наш взгляд, объяснение лежит в плоскости коллектива. Индивиды более подвержены фрустрации под воздействием конфликтных коллизии, в то время как коллективы и организации в целом при умелом использовании конфликта продвигаются в своем развитии и во взаимоотношениях со средой.

       Громова О. Н. Сформулировала ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации:

    ·  группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами;

    ·  разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

    ·  установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;

    · сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию;

    · создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;

    ·  создание новых информационных институтов;

    · диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;

    ·  выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения.

       Конфликты вредны (негативные функции), поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. Основные функции конфликтов представлены в таблице.

Позитивные  функции

Негативные  функции
Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Диагностика возможностей оппонентов Увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним  врагом Представление о побежденных группах как о врагах
Источник  инноваций, стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
Выявление управленческих проблем в организации, коллективе Сложное восстановление отношений
 

       Таким образом, анализ различных подходов позволяет сделать вывод о  том, что конфликт имеет и позитивные и негативные стороны. Конфликт для  коллектива, общества и организаций  функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. Конфликт можно назвать движущей силой развития коллектива.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. Определение стилей  поведения в разрешении  конфликтов 

      Пять стилей разрешения конфликтов вытекают из системы, называемой методом Томаса-Килменна. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон.

      Если  представить это в графической  форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

      Анимационная  карта: стили управления конфликтом.

КОНКУРЕНЦИЯ 

ВЫИГРАЛ/

ПРОИГРАЛ

ВЫСОКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЛИЧНЫХ  ЦЕЛЕЙ

СОТРУДНИЧЕСТВО 

ВЫИГРАЛ/

ВЫИГРАЛ

АКТИВНОЕ  ДЕЙСТВИЕ
НЕБОЛЬШОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

КОМПРОМИСС 

НЕ  ПРОИГРАЛ/

НЕ  ВЫИГРАЛ

БОЛЬШОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

УКЛОНЕНИЕ 

ПРОИГРАЛ/

ПРОИГРАЛ

НИЗКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ 

ПРОИГРАЛ/

ВЫИГРАЛ

ПАССИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ   СОВМЕСТНЫЕ 

ДЕЙСТВИЯ

 

Информация о работе Типология и функции конфликта