Функции конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие конфликта………………………………………………………...4
Понятие «конфликт»…………………………………………………………….4
Типология конфликтов………………………………………………………….9
Динамика развития конфликта………………………………………………..15
Глава 2. Функции конфликта……………………………………………………...18
2.1 Понятие функции конфликта………………………………………………….18
2.2 Явные и скрытые функции конфликта………………………………………..18
2.3 Оценка функции конфликта…………………………………………………...20
2.4 Конструктивные функции конфликта………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и  права 

Кафедра социологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Конфликтология»

 Тема: «Функции конфликта»

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка группы ЗТГ- 516

Малухина С.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение 

Глава 1. Понятие конфликта………………………………………………………...4

    1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………….4
    2. Типология конфликтов………………………………………………………….9
    3. Динамика развития конфликта………………………………………………..15

Глава 2. Функции конфликта……………………………………………………...18

2.1 Понятие функции конфликта………………………………………………….18

2.2 Явные и скрытые функции  конфликта………………………………………..18

2.3 Оценка функции конфликта…………………………………………………...20

2.4 Конструктивные функции  конфликта………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………….24

Список использованных источников……………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Источники конфликтов —  это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и  других процессов; целей, средств, методов  деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.

Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и  социальной среде. Это влияние многозначно  и может быть рассмотрено как  функциональность конфликта, который  воздействует на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптому неблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему.

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему (динамическую целостность). Конфликт — это всегда процесс, переход  от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей  степенью напряженности между участниками  противоборства. Но, несмотря на эту  динамику, любой конфликт характеризуется  определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта  как целостного явления.

Глава 1. Понятие конфликт

  1. 1. Понятие «конфликт»

Рассмотрение функций  конфликта и особенностей их реализации в коллективе целесообразно начать с определения понятия «конфликт», анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта.

Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Существуют различные  точки зрения в определении понятия  конфликт и его классификации. В  отечественной психологии разработана  понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его  динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта1.

А.А. Ершов определяет конфликт как «действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения»2.

Н.В. Гришина рассматривает конфликт как «осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей»3.

Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом «столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности»4.

А.Г. Ковалев считает, что конфликт – это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция5.

В психологии пока не сложилось  общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его  как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип  конкурентного взаимодействия. Среди  сущностных черт конфликта выделяют: «наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу»6.

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя  или более сторонами - лицами или  группами.

Конфликт – «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями»7.

Отсутствие согласия обусловлено  наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия  нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Структура конфликта

Анализируя структуру  конфликта, можно выделить следующие ee основные понятия: стороны (участники) конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликт – действий.

Стороны конфликта

Участниками, или сторонами  конфликта, могут быть отдельные  индивиды, социальные группы и организации, государства и т. д. С точки  зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности - аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа - группа. Участники конфликта характеризуются широким набором существенных в том или ином отношении навыков. В социально - психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

В соответствии с природой конфликта выделяют 4 уровня наличия этого феномена.

Нервно - психический уровень  конфликта составляют психические  явления человека как индивида. Сюда относятся различные виды фрустраций: конмтинуум психических напряжений от неустойчивости или фиксированности напряжения, переживаемого субъективно как неудобство, неприятное состояние, до неврозов, нарушения процессов ВНД, приводящих порой к психогенным заболеваниям отдельных органов, например, к инфаркту миокарда, язве желудка, к развитию гипертонии.

Внутриличностный уровень конфликта составляют социально - психологические явления, присущие человеку как личности и индивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплекса ролей в момент их столкновения друг с другом. Континуум развития конфликта на этом уровне своим началом может иметь выбор, отсрочку или исключение одного из двух - положительных или отрицательных мотивов, целей, способов деятельности и соответствующих им ролей и заканчиваться крайней стадией внутриличностного пикта, что может привести к деперсонализации, разрушению целостной картины «Я» и «мира», раздвоению, распаду личности.

Межличностный уровень  конфликта предполагает конфликтную  ситуацию, дающую в себя определенное состояние микро- и макросреды, деятельности, коммуникаций, распределение ролей  и статусов, взаимоотношение и  взаимодействие личностей, групп; столкновение разных тенденций участников общения  при достижении общих или разных несовместимых целей и средств.

Социальный уровень  конфликта - объективно обусловленное  противоречие интересов, реализуемое  в поведении и в соответствующих  социально - психологических формах взаимоотношений конфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.

Условия протекания конфликта

Помимо характеристик  участников, конфликт существенно зависит  от внешнего контекста, в котором  он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста  выступает социально - психологическая  среда, представленная обычно различными социальными группа с их специфической  структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.

Образы конфликтной ситуации

Характеристики участников конфликта и особенностей его  протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, цепях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.

Именно эти образы, идеальные  картины конфликтной ситуации, а  не сама реальность, являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются  и обуславливаются объективной  реальностью. Однако отношения образов  и реальности весьма сложны, они  допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.

  1. 2 Типология конфликтов

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой разницы 
между различными видами не существует и на практике возникают 
конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и  развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта  чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это  повышает эмоциональную напряженность  и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты  всегда дисфункциональные. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Традиционно выделяют пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт

Этот тип конфликта  не полностью соответствует данному  нами определению. Здесь участниками  конфликта являются не люди, а различные  психологические факторы внутреннего  мира личности, часто кажущиеся или  являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Информация о работе Функции конфликта