Типология и функции конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определение функций и типологии конфликта.
Задачи работы:
определение понятия “конфликт”;
определение функций конфликта;
определение типологии конфликта
Определение стилей поведения в разрешении конфликтов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта……………………………………………………5
1. 1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………5
1. 2. Типология конфликтов……………………………………………………...10
1. 3. Динамика развития конфликта……………………………………………..15
ГЛАВА 2. Функции конфликтов и основные стили поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………..18
2. 1. Функции конфликтов……………………………………………………….18
2. 2. Определение стилей поведения в разрешении конфликтов……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА……………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

“МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ” (МГТУГА) 

КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 
 
 

КОНТРОЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по учебной  дисциплине «Конфликтология»

на тему:

«Типология и функции конфликта» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнила:

                                                     студентка Фролова Ю.П.

                                                     группа СО V 1

                                                     специальности 030602

                                                     Проверил:

                                                     преподаватель Агафонов А.В.

                                   
 
 

Москва  2011

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Понятие конфликта……………………………………………………5

1. 1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………5

1. 2. Типология конфликтов……………………………………………………...10

1. 3. Динамика развития конфликта……………………………………………..15

ГЛАВА 2. Функции конфликтов и основные стили поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………..18

2. 1. Функции конфликтов……………………………………………………….18

2. 2. Определение  стилей поведения в разрешении конфликтов……………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов в становлении и развитии общества, коллектива посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев.

     Конфликты в жизни отдельных людей, коллективов, общества в целом играют значительную роль. Для снижения негативных последствий  конфликта необходимо уметь правильно  выявлять их причины, управлять протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

     Конфликты определяются природой человека, спецификой деятельности коллектива. В коллективах  нет возможности и необходимости  устранить конфликты полностью, однако целесообразно снижать уровень конфликтного противостояния членов коллектива путем построения грамотной системы управления и профилактики конфликта.

     Коллектив является главной действующей силой  конфликта и в связи с этим возникает ряд вопросов: насколько  конфликтны члены коллектива? умеют ли члены коллектива сдерживать агрессию? как конфликт скажется на коллективе? как конфликт проявляется в коллективе? и пр.

      В рамках социальной психологии высказываются  различные точки зрения на конфликты. Разрабатывается известная в науке концепция гармоничного, бесконфликтного развития группы, коллектива. Ей противостоит теория естественно-конфликтных отношений, как условий прогресса коллектива, группы, сообщества людей.

      Социальная  психология сосредотачивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте, с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

      Таким образом, становится очевидным, что изучение конфликта, его функций, особенностей их реализации в коллективе очень важно. Знания о феномене конфликта позволят минимизировать негатив, который несет с собой конфликт, правильно организовать деятельность коллектива в конфликте и т. д.

       Цель  работы: определение функций и типологии конфликта.

       Задачи  работы:

  • определение понятия “конфликт”;
  • определение функций конфликта;
    •      определение типологии конфликта
    •      Определение стилей поведения в разрешении конфликтов

Глава 1. Понятие «конфликта».

1. 1. Понятие “конфликт”.

      Рассмотрение  функций конфликта и основных стилей поведения в конфликтных ситуациях целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта.

      Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

     Существуют  различные точки зрения в определении  понятия конфликт и его классификации. В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта. [2].

     А.А. Ершов определяет конфликт как "действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения"1.

     Н.В. Гришина рассматривает конфликт как "осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей"2.

     Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом "столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности"3.

       А.Г. Ковалев считает, что конфликт- это  явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция. [9]

     В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: "наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу"4.

     Существуют  различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

      Конфликт  - "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями"5.

      Отсутствие  согласия обусловлено наличием разнообразных  мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

     Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие ee основные понятия: стороны (участники) конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликт-действий, [9], [16], [24].

     Стороны конфликта. Участниками, или сторонами конфликта, могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства и т. д. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности - аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа - группа. Участники конфликта характеризуются широким набором существенных в том или ином отношении навыков. В социально - психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

      В соответствии с природой конфликта  выделяют 4 уровня наличия этого  феномена, [9, 10].

  1. Нервно - психический уровень конфликта составляют психические явления человека как индивида. Сюда относятся различные виды фрустраций: психические напряжения от неустойчивости или фиксированности напряжения, переживаемого субъективно как неудобство, неприятное состояние, до неврозов, нарушения процессов ВНД, приводящих порой к психогенным заболеваниям отдельных органов, например, к инфаркту миокарда, язве желудка, к развитию гипертонии.
  2. Внутриличностный уровень конфликта составляют социально - психологическиe явления, присущие человеку как личности и индивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплекса ролей в момент их столкновения друг с другом. Континуум развития конфликта на этом уровне своим началом может иметь выбор, отсрочку или исключение одного из двух - положительных или отрицательных мотивов, целей, способов деятельности и соответствующих им ролей и заканчиваться крайней стадией внутриличностного пика, что может привести к деперсонализации, разрушению целостной картины "Я" и "мира", раздвоению, распаду личности.
  3. Межличностный уровень конфликта предполагает конфликтную ситуацию, дающую в себя определенное состояние микро- и макросреды, деятельности, коммуникаций, распределение ролей и статусов, взаимоотношение и взаимодействие личностей, групп; столкновение разных тенденций участников общения при достижении общих или разных несовместимых целей и средств.
  4. Социальный уровень конфликта - объективно обусловленное противоречие интересов, реализуемое в поведении и в соответствующих социально - психологических формах взаимоотношений конфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.

      Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально - психологическая среда, представленная обычно различными социальными группа с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.

     Образы  конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенностей его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако, указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, цепях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.

Информация о работе Типология и функции конфликта