Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:03, доклад
Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля,
Политический
конфликт: понятие, типология, функции
Конфликт как
социально-политическое явление присущ
любому обществу. Он является одной
из форм проявления политического процесса,
способом разрешения его противоречий.
Важную роль конфликта отмечали уже
древние мыслители, утверждавшие, что
источник движения всего сущего лежит
в образовании противоположностей и их
борьбе. Конфликт как социальное явление
впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля,
Г. Гегеля, К. Маркса,
А. Смита, А. Токвиля. Выделение политических
конфликтов в самостоятельную проблему
мировой политической науки приходится
на середину ХХ в. За прошедшее время политическая
конфликтология стала одним из важнейших
разделов теоретической и прикладной
политологии. В отечественной политической
науке особое внимание уделяется исследованию
региональных и межнациональных конфликтов.
Для современной России проблема изучения
природы конфликтов и способов их урегулирования
очень важна, во-первых, с точки зрения
общей угрозы, которую вооруженные конфликты
представляют для человеческой цивилизации;
во-вторых, в силу непосредственной близости
многих конфликтов от границы страны;
в-третьих, из-за
особой опасности конфликтов в многонациональной
стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных
зон.
Политический
конфликт – это столкновение, противоборство
различных социально-политических сил,
субъектов политики в их стремлении реализовать
свои интересы, связанные с борьбой за
обретение или удержание власти, обусловленное
противоположностью их политических интересов
и ценностей.
По сравнению
со всеми другими видами конфликтов,
присущих общественной жизни, политический
конфликт имеет свою специфику: его
доминантой является борьба за власть.
Если власть передается не по наследству,
то уже возникает конфликт между
людьми за право занять властные позиции.
В обществах, где власть имеет абсолютное
значение и дает массу привилегий, политический
конфликт приобретает особо острый характер.
При этом борьба за власть почти никогда
не декларируется открыто.
Стремление к
власти обычно облекается в другие «одежды»
(религиозные, нравственные, идеологические
и т.д.), чтобы обеспечить поддержку общественного
мнения. Отсюда рождается критика существующей
власти, правящей элиты.
Объектом и
предметом политических конфликтов
является политическая государственная
власть, обладание ею, устройство властных
институтов, политический статус социальных
групп, ценности и символы, являющиеся
базой политической власти данного общества.
В качестве субъектов
политического конфликта могут
выступать индивид, малые и большие социальные
группы (в том числе этнические – род,
племя, нация), государства и их коа-лиции.
В политологической
традиции существует несколько основных
методологических подходов к изучению
конфликтов, связанных с разными
парадигмами политической науки.
Натуралистическая
парадигма объясняет природу
политики, исходя из доминирующего
значения внесоциальных факторов, которые
имеют врожденный и по сути неизменный
для человека и общества характер.
Одно из направлений
натуралистической парадигмы –
биополитика –
объясняет существование
Другое направление
натуралистической парадигмы –
геополитика –
рассматривает конфликт как проявление
и способ реализации политических интересов
целых государств в обеспечении
благоприятных для них
Из доминирования
натуралистических факторов при объяснении
природы конфликта исходит еще одно направление
– психологизаторство. Психологические
свойства людей рассматриваются как главная
составляющая часть возникновения, развития
и окончания конфликтов. Таким образом,
в рамках натуралистической парадигмы
политический конфликт рассматривается
как естественное явление человеческой
жизни.
Социальная парадигма
рассматривает характер политических
процессов в обществе в тесной
взаимосвязи с внешними по отношению
к политике факторами (экономическими,
социальными, идеологическими и др.). Например,
широко известно теоретическое положение
марксизма, объясняющее природу политики
воздействием на нее экономических отношений
в обществе. Борьба за обладание собственностью
на средства производства порождает антагонизм
классов, обрекает их на противодействие,
в свою очередь, политический конфликт
(борьба за политическую власть) является
не самостоятельным явлением, а отражением
процесса перераспределения собственности.
Наряду с этим
подходом существуют попытки представить
в качестве причины, порождающей политику,
право. Р. Моор,
Г. Макдональд расценивают
право как системообразующий
стержень общества, обеспечивающий равновесие
всех институтов. Именно право, а не
политика формирует общую властную
волю общества. Поэтому от его совершенства
зависит наличие или отсутствие политических
конфликтов. И именно право способно предотвратить
конфликт или обеспечить его разрешение.
Рационально-критическая
парадигма стремится объяснить
природу политического
Таким образом,
несмотря на разные подходы к объяснению
природы политического
Попытки понять
природу и разнообразие политических
конфликтов порождают стремление выделить
их типы. Типология конфликтов является
способом выявить специфику каждого
из них и в зависимости от нее выработать
наиболее приемлемые способы урегулирования.
Конфликты можно
типологизировать по разным основа-ниям.
Типология конфликтов
По характеру
противоречий
* Антагонистические;
* неантагонистические
По сферам проявления
* Экономические;
* политические;
* межнациональные;
* международные
По времени
действия
* Затяжные;
* скоротечные
По интенсивности
* Слабые;
* сильные
По масштабам
действия
* Локальные;
* региональные
По формам проявления
* Мирные;
* немирные
По количеству
участников
* Многосторонние;
* двусторонние
Приведенная типология
конфликтов может быть расширена
в каждом своем пункте. Например,
по сферам проявления более детально
рассматриваются конфликты
Внутригосударственные
конфликты
Межгосударственные
конфликты
* Между правящей
группой (политической элитой) и
отдельными категориями членов
общества, их организациями;
* между различными
фракциями правящей элиты;
* между политическими
пар-тиями;
* между ветвями
власти;
* межличностные
политические конфликты
и др.
* Между отдельными
государствами;
* между отдельными
государствами и мировым
* между бывшими
колониями и метрополиями;
* между военно-политическими
блоками;
* между транснациональными
корпорациями
и др.
Существует также
более детальное рассмотрение конфликтов
по формам проявления.
Внутригосударственные
конфликты
Межгосударственные
конфликты
Мирные
формы
проявления
Немирные
формы
проявления
Воору-
женные
Невоору-
женные
* Предвыборная
борьба;
* выражение вотума
недоверия
* Массовые действия,
выражающие политический
* гражданская
война;
* революция
* Война
* Холодная
война;
* идеологическая
война;
* экономические
санкции;
* таможенная
война
Такое многообразие
типологий конфликта не случайно. Конфликт
в жизни общества выступает как многогранное
явления: в нем в единый узел сплетаются
самые различные по содержанию и характеру
социальные связи. Иногда очень сложно
выделить политический конфликт в чистом
виде. Особо опасными являются конфликты,
затрагивающие государство как основной
институт политической системы и переходящие
в политический кризис.
Политический
кризис – это состояние политической
системы общества, выражающееся в
углублении и обострении име-ющихся
конфликтов, в резком усилении политической
напряженности. Политический кризис характеризуется
делегитимацией структур власти, отсутствием
взаимодействия между различными центрами
власти, блокированием одного центра другим,
образованием парламентских властных
структур, снижением эффективности социально-политического
регулирования и контроля, ростом стихийных
форм политического протеста (митингов,
забастовок, демонстраций и др.).
Среди внутриполитических
кризисов наиболее часто встречаются:
правительственный
кризис – потеря правительством авторитета,
невыполнение его распоряжений исполнительными
органами. Если правительство не справляется
с ситуацией, то парламент может отказать
ему в поддержке и отправить в отставку.
В Италии, например,
правительственный кризис довольно
частое явление. С 1945 г. там сменилось 52
правительства. Правительственный кризис
может сопровождаться сменой лидеров,
форм правления и т.д.;
парламентский
кризис – это изменение соотношения
сил в органах законодательной
власти, когда решения парламента расходятся
с волей большинства граждан страны. Парламентский
кризис может возникнуть и в том случае,
когда основные противоборствующие фракции
примерно равны по силе и это мешает принятию
решений и парализует работу законодательной
власти. Результатом может стать роспуск
парламента и назначение новых выборов;
конституционный
кризис связан с фактическим прекращением
действия Основного закона страны (конституции).
Прежняя конституция утрачивает
легитимность, и требуется ее качественный
пересмотр. Одной из причин принятия в
Российской Федерации новой Конституции
в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация
того периода: реальная политическая власть
была в руках президентских структур,
вообще не предусмотренных прежней Конституцией.
Это усиливало противоречия между старой
и новой политическими элитами, что вылилось
в их вооруженное противостояние в октябре
1993 г., привело к применению силовых методов
и устранению лидеров оппозиции. Способом
легитимации новых политических структур
и стало принятие Конституции, узаконившей
их пребывание у власти.
Информация о работе Политический конфликт: понятие, типология, функции