Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:40, реферат
Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1. Понятие и типы темперамента
1.2. Природные основы и свойства темперамента
1.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Глава 2. ХАРАКТЕР
2.1. Определение и структура характера
2.2. Формирование и изменение характера
2.3. Акцентуация характера
Глава 3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении эти свойства проявляют себя по-разному. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. В число этих особенностей можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте.
Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции. Например, один человек запоминает, припоминает, представляет за единицу времени больше информации, успевает решить больше задач, чем другой (соответственно, у первого темп деятельности будет выше, чем у второго).
Продуктивность всех перечисленных выше познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, полученным в течение определенного времени. Продуктивность высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить и т.п.), т.е. выполнить большую по объему работу. Человек, обладающий высоко продуктивными (в указанном выше смысле слова) познавательными процессами, будет иметь повышенную работоспособность, сможет в течение достаточно длительного времени поддерживать высокий темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, а также перехода от одного практического действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней действий и движений. У активного человека эти действия и движения более широкие, чем у пассивного. Например, связанная с темпераментом повышенная активность в спорте порождает у активного спортсмена более широкие и размашистые движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у которого это свойство темперамента выражено слабо. Активный человек имеет более крупный почерк, буквы у него более высокие, а расстояние между ними более значительное, чем у пассивного человека. Индивиду с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий или движений с предметами, выполняемых за единицу времени: один человек предпочитает работать в быстром темпе, другой — в медленном. От активности и темпа в свою очередь зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, за исключением того, что в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с другими людьми, а не с неодушевленными предметами. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Кроме того, активные люди обладают и более громким голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально-экспрессивных движений довольно высоки.
Значительно различается стиль общения
у сильно и слабо возбудимых людей. Первые
реагируют быстрее на действия других,
легче входят в контакт с ними, лучше адаптируются
в общении, чем вторые. «Тормозимые» индивиды
легче прекращают общение, менее словоохотливы,
чем те, чьи тормозные реакции замедленны.
Последние нередко отличаются тем, что
много говорят, не отпускают собеседника
и создают впечатление надоедливости.
Они с трудом переключаются в общении
с одной темы на другую, с одного человека
на другого. «Продуктивность» их общения,
т.е. способность сообщить собеседнику
или воспринять от него определенный объем
информации за единицу времени, также
больше, чем у людей противоположного
типа — малоактивных и обладающих невысоким
темпом общения.
1.3.
Темперамент и индивидуальный
стиль деятельности.
Давно замечено, что динамические особенности активности, касающейся психических состояний и поведения человека и зависящие от темперамента, также определяются тем, чем человеку практически приходится заниматься, спецификой его деятельности, воспитанием (накладывает или не накладывает оно ограничения на внешние проявления активности, эмоций и чувств человека). К примеру, человека можно воспитать таким образом, что он будет стараться сдерживать себя или, напротив, не сдерживать, открыто проявлять свои эмоции и чувства, громко разговаривать в присутствии других людей, совершать широкие и размашистые движения руками.
Если деятельность, которой часто и много приходится заниматься человеку, побуждает его совершать быстрые или медленные движения, то он соответственно сможет в какой-то степени приспособиться к требованиям этой деятельности и научится вести себя не в соответствии со спецификой своего природного темперамента, сдерживая его проявления. Из этих рассуждений следует, что темперамент, данный человеку от природы, вовсе не обязательно всегда и одинаковым образом будет проявлять себя во внешнем поведении человека.
Динамические особенности внешне наблюдаемого поведения человека и есть то, что обычно принимается за его темперамент. На самом деле это вовсе не темперамент, а то, что психологи называют индивидуальным стилем деятельности. Индивидуальный стиль деятельности есть результат обучения, воспитания и длительного приспособления человека к условиям его жизни и деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности может как совпадать, так и отличаться от типа темперамента, данного человеку от природы. Он представляет собой совокупность зависящих от природного темперамента динамических особенностей реального, публичного поведения человека, которое проявляется или в его предметной деятельности, или в общении с людьми,
Ядро индивидуального стиля деятельности, по мнению Е.А. Климова, определяют имеющиеся у человека свойства нервной системы4. Среди тех особенностей, которые относятся к индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы психодинамических характеристик:
• свойства, приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам нервной системы человека (недостаткам природного темперамента);
• свойства, способствующие максимальному
использованию имеющихся у
Идеальным для обеспечения максимально эффективной деятельности человека является случай, когда его темперамент и индивидуальный стиль деятельности полностью совпадают друг с другом, однако в практике такие случаи встречаются не часто. Человеку нередко приходится приспосабливаться к требованиям, предъявляемым различными видами деятельности к динамическим особенностям его поведения, поэтому несовпадение индивидуального стиля деятельности и природного темперамента — это типичная жизненная ситуация.
Тем не менее человек должен стремиться к тому, чтобы существенных расхождений между его природным темпераментом и индивидуальным стилем деятельности не было, поскольку такие расхождения могут иметь неблагоприятные последствия как для его самочувствия, так и для успешности выполнения деятельности.
В связи с этим представляется важным наметить при-знаки, по которым сам человек мог бы судить о том, совпадает или не совпадает его природный темперамент с его индивидуальным стилем деятельности. Если индивидуальный стиль деятельности человека действительно совпадает с его темпераментом, то имеет место следующее:
- при выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживает положительные эмоции и получает удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе, с заданной скоростью и с избранной активностью;
- в ходе соответствующей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством;
- человек обладает повышенной работоспособностью, может работать долго, без признаков усталости или утомления.
В случае значительных расхождений между природным темпераментом и индивидуальным стилем деятельности могут наблюдаться следующие отрицательные последствия:
• человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью;
• он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать;
• он быстро устает, утомляется от того, что работает или общается в несвойственных его природному темпераменту темпе, скорости или активности.
В заключение отметим, что индивидуальные стили деятельности описываются в тех же самых понятиях, в которых описывается темперамент человека. Это касается и типологии или классификации индивидуальных стилей деятельности.
Имеются такие сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности человека, которые выступают как более или менее благоприятные для деятельности. Например, сочетание холерического и сангвинического темперамента и индивидуального стиля деятельности, а также флегматического и меланхолического темперамента и индивидуального стиля деятельности особых проблем в жизни и деятельности людей не создает. Более того, такое сочетание является вполне нормальным и приемлемым, если иметь в виду сформулированное выше положение В.М. Русалова о том, что у одного и того же человека могут быть два разных типа темперамента, один из которых проявляется в деятельности, а другой — в общении с людьми.
Однако если у человека сочетаются, например,
сангвинический или холерический тип
темперамента с флегматическим или меланхолическим
индивидуальным стилем деятельности,
то такое сочетание считается не вполне
удобным, так как может создавать в жизни
человека проблемы того типа, о которых
шла речь выше.
2.1.
Определение и структура
характера.
Важной индивидуальной
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками. Характер проявляется в предметной деятельности и в общении человека с людьми и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер человека может обнаруживаться в выборе видов деятельности, особенностях их выполнения, предпочтении общения с определенной категорией людей, стиле общения человека с людьми и во многих других отличительных особенностях его психики и поведения. Одни люди, например, предпочитают иметь дело со сложными, трудными видами деятельности, им доставляет удовольствие постоянно искать, создавать для себя и преодолевать разного рода препятствия; другие выбирают сравнительно простые, легкие виды деятельности, стараются не создавать для себя проблем, а если они возникают, то предпочитают обходить их. Для одних людей существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других. Для иных это может оказаться безразличным, и они вполне будут довольствоваться тем, что просто справились с работой или выполнили ее не хуже большинства других людей. Все это объясняется индивидуальными различиями в характерах людей.