Темперамент, характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее развития, обучения, образования, воспитания. Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Целями данной работы являются – рассмотреть такое свойство личности человека как темперамент; раскрыть сущность процесса образования и образовательной системы.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Темперамент, его сущность, типы и их характеристика. Необходимость учета темперамента в общении и во взаимоотношениях с людьми………...4
2. Образование как ценность, процесс и система……………………................12
Заключение………………………………………………………………………...20
Тестовые задания ………………………………………………………………... 23

Литература…………………………………………………………………............26

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ 21 -ОКОНЧ.doc

— 161.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………....3

1.      Темперамент, его сущность, типы и их характеристика. Необходимость учета темперамента в общении и во взаимоотношениях с людьми………...4

2.      Образование как ценность, процесс и система……………………................12

Заключение………………………………………………………………………...20

Тестовые задания ………………………………………………………………... 23

 

Литература…………………………………………………………………............26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Говоря о психологии, можно выделить житейскую и научную психологию. Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. В этом смысле каждый из нас житейский психолог. Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. п.  Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Психология – это наука о самом сложном, что известно человеку – о психике. В ней объединяются объект и субъект познания. Эта наука имеет уникальные практические следствия.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее развития, обучения, образования, воспитания. Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Целями данной работы являются – рассмотреть такое свойство личности человека как темперамент; раскрыть сущность процесса образования и образовательной системы.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

      выяснить, что такое темперамент;

      рассмотреть психологические характеристики типов темперамента;

      выявить, как темперамент влияет на деятельность человека, его общение и взаимоотношение с другими людьми.

      рассмотреть теоретические основы процесса образования.

Данная работа состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В теоретической части рассмотрены вопросы в рамках поставленных задач, в практической части представлены тесты на определение типа темперамента.

1.  Темперамент, его сущность, типы и их характеристика. Необходимость учета темперамента в общении и во взаимоотношениях с людьми

 

Темперамент (от лат. -  надлежащее соотношение частей, соразмерность)  -  это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.). Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую три темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

-         регулируют динамику психической деятельности в целом;

-         характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

-         имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

-         находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

-         однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п. Для составления психологической характеристик традиционных четырех типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства психологи дают следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Меланхолик  -  это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения. Меланхолик может успешно справляться с однообразной деятельностью, однотипность решаемых задач создаёт у него ощущение душевного комфорта, монотонность не утомляет. В то же время работа с людьми, общение в постоянно изменяющихся условиях, необходимость быстро принимать решения представителей данного типа темперамента «выбивают из седла» - с подобными задачами меланхолик успешно справляться не может. Меланхолик внешне кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. Конечно, можно сказать, что проблемы с общением у меланхолика. Но их может и не быть. Меланхолика отличает чувствительность и сентиментальность, при этом он может спокойно разговаривать с другими людьми на интересные для него темы.

Сангвиник - характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции  быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. У сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. Сангвиник может успешно справляться с широким кругом разнообразных профессиональных задач. Недаром этот тип темперамента И.П. Павлов назвал «счастливым». Сангвиник хорошо ориентируется в быстро меняющейся обстановке, способен оперативно принимать взвешенные и обдуманные решения, в то же время однообразная деятельность сангвиника быстро утомляет, особенно, если результат не обнаруживается сразу. Сангвинически темперамент, по-видимому, свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности, способны управлять собой. Конечно, общаться с человеком, который умеет контролировать свои эмоции, проще.

Флегматик  - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Флегматику присущ сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время. Флегматика отличает тщательность и скрупулёзность в выполнении порученной работы, склонность к точному соблюдению должностных инструкций что может быть особенно важно, например, на производствах с повышенными требованиями к технике безопасности (склады горючих, взрывчатых веществ, объекты атомной промышленности и т.д.).  Внешне флегматик обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя. Общение с ним может быть затруднено по причине замедленности его реакций.

Холерик  -  субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. Индивиды данного типа темперамента достигают успехов в профессиональной деятельности, связанной с необходимостью поддерживать высокий эмоциональный накал, «заряжать» окружающих своими эмоциями: артисты, музыканты, спортивные комментаторы. Холерик может вдохновлять, в том числе и личным примером (с энтузиазмом берётся за всё новое), что особенно важно для руководителя, однако как руководитель холерик часто бывает вспыльчив, несдержан, неуравновешен, из-за чего с трудом вписывается в коллектив, часто не может найти с людьми общего языка.

Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Ни для кого не секрет, писал польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.  Совместимость  -  оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Естественно с людьми разного темперамента общение и взаимоотношения  будут строиться по-разному.

У людей одинакового темперамента могут возникать различные проблемы при контакте с другим человеком. Так же люди со схожим характером могут по-разному проявляться в социуме. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую. В общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы. Это не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Информация о работе Темперамент, характер