Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента их влияния на деятельность оказывается не только полезным, но и необходимым. Темперамент человека зачастую меняется в течении жизни, иногда это происходит от смены окружения человека, иногда от его возрастных изменений

Содержание

Введение 3
1 Понятие темперамент 5
1.1 Физиологические основы темперамента 7
2 Основные свойства темперамента 9
3 Типы темпераментов 10
4 Роль темперамента в деятельности человека
4.1 Понятие ценности темпераметра 13
4.2 Темперамент как фактор деятельности 15
4.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 17
5 Темперамент и характер 19
Заключение 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика и психология.docx

— 42.33 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                  3

1 Понятие  темперамент                                                                            5       

1.1 Физиологические  основы темперамента                                             7                                     

2 Основные  свойства темперамента                                                          9

3 Типы  темпераментов                                                                                10

4 Роль  темперамента в деятельности  человека     

4.1 Понятие  ценности темпераметра                                                        13

4.2 Темперамент  как фактор деятельности                                               15

4.3 Темперамент  и индивидуальный стиль деятельности                         17

5 Темперамент  и характер                                                                       19

Заключение                                                                                             20

Список  литературы                                                                                  21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Как известно, на земле нет людей с  одинаковыми кожными узорами  на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.

   Однако  человек не рождается уже сложившейся  личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

   Темперамент – это устойчивые психологические свойства человека, от которых зависит поведение человека и его личностные особенности.

       Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента их влияния на деятельность оказывается не только полезным, но и необходимым. Темперамент человека зачастую меняется в течении жизни, иногда это происходит от смены окружения человека, иногда от его возрастных изменений. Изучать темперамент людей очень сложно и интересно. В работе мы рассмотрим такое свойство личности человека, как темперамент, а также постараемся выяснить, что такое темперамент, и чем отличается понятие темперамент от понятия характер. Рассмотрим основные свойства и типы темперамента, а также влияние темперамента на деятельность человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Понятие темперамент 

   Слово "темперамент" в переводе с  латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи (по-гречески - "холе") и черной желчи (по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.

   Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

   Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

   1) Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания).

   2) Психический ритм и темп.

   3) Интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли).

   4) Направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

   Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

   Напротив  свойства темперамента проявляются  одним и тем же образом в  самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется  перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. 

1.1 Физиологические основы темперамента 

    Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. 
И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу  процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность  процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность  процессов возбуждения и торможения. 
    Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. 
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения. 
Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей. 
Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениям типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

   И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом :

1) сильный,  уравновешенный, подвижный тип ("живой", по И.П. Павлову - сангвинический  темперамент; 

2) сильный,  уравновешенный, инертный тип ("спокойный", по И.П. Павлову - флегматический  темперамент; 

3) сильный,  неуравновешенный, с преобладанием  возбуждения ("безудержный"  тип, по И.П. Павлову - холерический  темперамент);

4) слабый  тип ("слабый", по И.П. Павлову  - меланхолический темперамент). Слабый  тип никоим образом нельзя  считать инвалидным или не  совсем полноценным типом. Несмотря  на слабость нервных процессов,  представитель слабого типа, вырабатывая  свой индивидуальный стиль, могут  добиться больших достижений  в учении, труде и творческой  деятельности, тем более что слабая  нервная система высокочувствительная  нервная система. 
 
 
 

   2 Основные свойства темперамента 

   В настоящее время под типом  темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей.

   Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

   Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

   Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

   Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

   Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

   Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

   Пластичность  и противоположное  ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

   Экстраверсия  и противоположное  ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

Информация о работе Темперамент и характер