Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента их влияния на деятельность оказывается не только полезным, но и необходимым. Темперамент человека зачастую меняется в течении жизни, иногда это происходит от смены окружения человека, иногда от его возрастных изменений
Введение 3
1 Понятие темперамент 5
1.1 Физиологические основы темперамента 7
2 Основные свойства темперамента 9
3 Типы темпераментов 10
4 Роль темперамента в деятельности человека
4.1 Понятие ценности темпераметра 13
4.2 Темперамент как фактор деятельности 15
4.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 17
5 Темперамент и характер 19
Заключение 20
Список литературы
Содержание
Введение
1 Понятие
темперамент
1.1 Физиологические
основы темперамента
7
2 Основные
свойства темперамента
3 Типы
темпераментов
4 Роль темперамента в деятельности человека
4.1 Понятие
ценности темпераметра
4.2 Темперамент
как фактор деятельности
4.3 Темперамент
и индивидуальный стиль
5 Темперамент
и характер
Заключение
Список
литературы
Введение
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
Темперамент – это устойчивые психологические свойства человека, от которых зависит поведение человека и его личностные особенности.
Темперамент оказывает
сильное влияние на характер человека,
на его поведение, а также на общую работоспособность.
Особенности темперамента сказываются
и в учебных занятиях и в трудовой деятельности.
Именно поэтому изучение типов темперамента
их влияния на деятельность оказывается
не только полезным, но и необходимым.
Темперамент человека зачастую меняется
в течении жизни, иногда это происходит
от смены окружения человека, иногда от
его возрастных изменений. Изучать темперамент
людей очень сложно и интересно. В работе
мы рассмотрим такое свойство личности
человека, как темперамент, а также постараемся
выяснить, что такое темперамент, и чем
отличается понятие темперамент от понятия
характер. Рассмотрим основные свойства
и типы темперамента, а также влияние
темперамента на деятельность человека.
1
Понятие темперамент
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи (по-гречески - "холе") и черной желчи (по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.
Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
1) Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания).
2) Психический ритм и темп.
3) Интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли).
4) Направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.
Напротив
свойства темперамента проявляются
одним и тем же образом в
самых различных видах
1.1 Физиологические
основы темперамента
Подлинно научное объяснение темпераментов
даёт учение И.П. Павлова о типах высшей
нервной деятельности.
И.П. Павлов открыл три свойства процессов
возбуждения и торможения:
1) силу
процессов возбуждения и
2) уравновешенность
процессов возбуждения и
3) подвижность
процессов возбуждения и
Сила нервных процессов характеризует
работоспособность, выносливость нервной
системы и означает способность её переносить
либо продолжительное, либо кратковременное,
но очень сильное возбуждение или торможение.
Противоположное свойство - слабость нервных
процессов - характеризует неспособность
нервных клеток выдерживать длительное
и концентрированное возбуждение и торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть
соотношение возбуждения и торможения.
У некоторых людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других равновесие
не наблюдается: преобладает процесс торможения
или возбуждения.
Подвижность нервных процессов - это способность
их быстро сменять друг друга, скорость
движения нервных процессов (иррадиации
и концентрации), быстрота появления нервного
процесса в ответ на раздражение, быстрота
образования новых условных связей.
Комбинации указанных свойств нервных
процессов были положены в основу определениям
типа высшей нервной деятельности. В зависимости
от сочетания силы, подвижности и уравновешенности
процессов возбуждения и торможения различают
четыре основных типа высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом :
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой", по И.П. Павлову - сангвинический темперамент;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип ("спокойный", по И.П. Павлову - флегматический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный" тип, по И.П. Павлову - холерический темперамент);
4) слабый
тип ("слабый", по И.П. Павлову
- меланхолический темперамент). Слабый
тип никоим образом нельзя
считать инвалидным или не
совсем полноценным типом.
2
Основные свойства темперамента
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей.
Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.
Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.
Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.