Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их


помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5

2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………………...5

2.2 Физиологическая основа темперамента……………………………………..7

2.3 Психологическая характеристика темпераментов………………………….9

2.4 Темперамент и личность…………………………………………………….17

3. Понятие о характере………………………………………………………...18

3.1 Общее понятие о характере…………………………………………………18

3.2 Физиологические основы характера………………………………………..19

3.3 Типическое и индивидуальное в характере………………………………..20

3.4Черты характера………………………………………………………………21

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23

4. Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     
                            

                         

                            

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ  ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» 
     
     
     
     
     
     

КОМПЛЕКСНАЯ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По учебным дисциплинам  

                          

 

Тема:   

 

        

Автор курсовой работы:       

 

Группа:     Э – 304

 

Специальность:   

 
 

Обозначение курсовой работы

 

                                                                                                         Руководители                                                                                                                  ________________________

(подпись  ,инициалы, фамилия)   

                                                                                                         ________________________

(подпись  ,инициалы, фамилия)

                                                                                                                    «___»______________20___г.

 

  Студент                  

                                                                                             ________________________

(подпись  ,инициалы, фамилия)

                                                                                                                   «___»______________20___г.

 

                                                                  2010

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ  ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

 
 
 

ЗАДАНИЕ НА КОМПЛЕКСНУЮ КУРСОВУЮ РАБОТУ

по учебным  дисциплинам

                   

      

Студент   Морозов В. Р.       группа  Э – 304

 

Специальность                                                                                                                                                

                                    

Тема:

 

Срок предоставления проекта к защите   «      »                         20     г.

Исходные данные для проектирования:_______________________________

_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Перечень разделов пояснительной записки

 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________

Перечень графического материала_______________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________ 

Руководители курсовой работы: ______________________________                        

                                           (инициалы, фамилия)                        (подпись, дата)                                                             

 

 

(инициалы, фамилия)                                       (подпись, дата)                                                            

                                        

Председатель  цикловой комиссии_______________________________________ 

                                                                                                             (инициалы, фамилия)                                            (подпись, дата)    

 
 

Задание принял к исполнению

                                                          (инициалы, фамилия)         ( подпись, дата)

     Содержание:

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5

2.1 Общее понятие  о темпераменте……………………………………………...5

2.2 Физиологическая  основа темперамента……………………………………..7

2.3 Психологическая  характеристика темпераментов………………………….9

2.4 Темперамент  и личность…………………………………………………….17

3. Понятие о характере………………………………………………………...18

3.1 Общее понятие  о характере…………………………………………………18

3.2 Физиологические  основы характера………………………………………..19

3.3 Типическое  и индивидуальное в характере………………………………..20

3.4Черты характера………………………………………………………………21

3.5 Формирование  характера у детей и пути его воспитания………………...23

4. Список используемой литературы………………………………………...26

Приложение……………………………………………………………………..27

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ

" Темперамент  ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная  внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой  индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что  делает его уникальным. Вместе с  тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и  повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их

помощью достигается взаимопонимание.

 
 
 
 
 

2.Понятие  о темпераменте.

2.1. Общее понятие  о темпераменте.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику

протекания его  психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность  психической деятельности и поведения человека выражается в

различной степени  стремления активно действовать, осваивать  и преобразовывать

окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной  деятельности.

Выражение общей  активности у различных людей  различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность,

пассивность, а  с другой - большая энергия, активность, страстность и

стремительность в деятельности. Между этими двумя  полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности

двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе,

резкости, интенсивности  мышечных движений и речи человека, его внешней

подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости).

3. Эмоциональная  активность выражается в эмоциональной  впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре

темперамента, которые  получили следующие названия: сангвинический

темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,

меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых  знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности

 

животных и  человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Физиологическая  основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности  поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены  три свойства процессов возбуждения  и торможения:

1) сила процессов  возбуждения и торможения,

2) уравновешенность  процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность  (сменяемость) процессов возбуждения  и торможения.

Сила нервных  процессов выражается в способности  нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных  процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством  высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей,   выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных  свойств нервных процессов возбуждения  и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители  слабого типа нервной системы  не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов.

 

Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной  системой, он

характеризуется неуравновешенностью основных нервных  процессов -

преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей, нервной  деятельности относится к природным  высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Информация о работе Темперамент и характер