Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа
" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно
содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения
человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех
остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в
этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,
да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же
именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих
понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами
постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном
общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их
помощью достигается взаимопонимание.
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5
2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………………...5
2.2 Физиологическая основа темперамента……………………………………..7
2.3 Психологическая характеристика темпераментов………………………….9
2.4 Темперамент и личность…………………………………………………….17
3. Понятие о характере………………………………………………………...18
3.1 Общее понятие о характере…………………………………………………18
3.2 Физиологические основы характера………………………………………..19
3.3 Типическое и индивидуальное в характере………………………………..20
3.4Черты характера………………………………………………………………21
3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23
4. Список используемой литературы………………………………………...26
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТАМБОВСКОЕ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА По учебным
дисциплинам
Тема:
Автор курсовой работы: Группа: Э – 304 Специальность: Обозначение курсовой работы (подпись ,инициалы, фамилия) (подпись ,инициалы, фамилия) Студент (подпись ,инициалы, фамилия) |
ТАМБОВСКОЕ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ЗАДАНИЕ НА КОМПЛЕКСНУЮ КУРСОВУЮ РАБОТУ по учебным дисциплинам
Студент Морозов В. Р. группа Э – 304 Специальность
Тема:
Срок предоставления проекта к защите « » 20 г. Исходные данные
для проектирования:___________ ______________________________ ______________________________ Перечень разделов пояснительной записки
Перечень графического
материала_____________________ Руководители курсовой работы: ______________________________
(инициалы, фамилия) Председатель
цикловой комиссии______________________ Задание принял к исполнению
|
Содержание:
1.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.
Понятие о темпераменте……………………
2.1 Общее понятие
о темпераменте…………………………………………
2.2 Физиологическая
основа темперамента……………………………
2.3 Психологическая
характеристика темпераментов……
2.4 Темперамент
и личность……………………………………………………
3.
Понятие о характере……………………………
3.1 Общее понятие
о характере…………………………………………………
3.2 Физиологические
основы характера……………………………………
3.3 Типическое
и индивидуальное в характере……
3.4Черты характера………………………………
3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23
4. Список используемой литературы………………………………………...26
Приложение……………………………………………………
" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно
содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения
человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех
остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в
этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,
да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же
именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих
понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами
постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном
общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их
помощью достигается взаимопонимание.
2.Понятие о темпераменте.
2.1. Общее понятие о темпераменте.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику
протекания его
психических процессов и
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в
различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать
окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и
стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности
двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе,
резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней
подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости).
3. Эмоциональная
активность выражается в
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности
животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
2.2. Физиологическая основа темперамента
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность
процессов возбуждения и
3) подвижность
(сменяемость) процессов
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных
процессов характеризуется
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных
свойств нервных процессов
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов.
Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он
характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов -
преобладанием
процессов возбуждения над
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.