Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:40, реферат
Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1. Понятие и типы темперамента
1.2. Природные основы и свойства темперамента
1.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Глава 2. ХАРАКТЕР
2.1. Определение и структура характера
2.2. Формирование и изменение характера
2.3. Акцентуация характера
Глава 3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В практике общения людей
Говоря о характере человека, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя последовательно, самостоятельно, независимо от складывающихся обстоятельств, настойчиво и целеустремленно.
В таком понимании характер тесным образом связывается с волей человека, хотя характер и воля — это разные психологические свойства личности. Объединение воли и характера было свойственно старой психологической литературе и до сих пор встречается в повседневном общении людей. Словосочетание «сильный характер» и противоположное ему — «слабый характер» также широко используются в непсихологической (ненаучной) литературе.
Вместе с тем по своим
- темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным;
- темперамент зависит от
-
темперамент определяет лишь
динамические особенности
-
свойств темперамента у
В связи со сложностью разделения личности и характера человека также непросто ответить на вопрос о том, сколько разных черт характера есть у людей. Если иметь в виду современную постановку и решение данного вопроса, связанные с применением строгих методов математики (например, факторного анализа для выявления и доказательства действительного существования у человека тех или иных черт характера), то их насчитывается около 150. Если же подходить к решению данного вопроса нестрого и считать имеющимися у человека все черты характера, которые по-разному называются в языке, то тогда общее число черт характера превысит 500. Так или иначе, в связи с наличием у человека множества разных черт характера возникает задача их классификации или разделения на группы.
Так, например, чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные.5
Волевыми называют черты характера, связанные с проявлениями воли человека. К ним можно отнести целеустремленность, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа разбросанности, уступчивости и безволия. Деловые — это черты характера, которые проявляются у человека в труде. В их число включаются, например, трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность и ряд др. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость, внимание или невнимание к людям и т.д.
Существует также разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера — это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, т.е. выступают как мотивы его поведения (например, целеустремленность). Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль (например, театральность, скромность, сдержанность).
В общем случае на классификацию черт характера можно распространить классификации черт личности человека, поскольку между личностью и характером человека имеется много общего. Попробуем перечислить основные группы черт личности, которые одновременно относятся и к характеру человека, т.е. входят в его состав. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют выбор и предпочтение человеком тех или иных видов и целей деятельности (например, более или менее трудных, малодоступных и легко-доступных). Здесь как определенные характерологические черты личности могут проявиться такие свойства, как рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты личности, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей, Это настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В-третьих, в состав характера входят также черты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Это экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, гибкость - ригидность и др.
Своеобразное сочетание всех этих черт
характера у одного и того же человека
определяет тип его характера.
2.2. Формирование и изменение характера.
Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера — такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам тем не менее кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем, а по характеру он с возрастом почти не меняется.
В связи с этим правомерно поставить и далее обсудить следующие вопросы:
1. В какой степени характер человек действительно стабилен?
2. Изменяется
или не изменяется он с
3.
В каком возрасте могут
4.
В силу каких причин характер
человека может изменяться
На эти и другие вопросы, связанные с формированием и изменением характера мы постараемся найти ответы. Рассмотрим, прежде всего, генезис характера человека, чтобы затем, опираясь на соответствующие знания об особенностях формирования характера в детстве, поставить и решить сформулированные выше вопросы.
Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т.е. в период до трех лет. Это значит. что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого наущения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.
Сензитивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим Доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, и это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни (вспомним в этой связи первую стадию личностного развития по Э. Эриксону). Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей с ним ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общения с другими людьми и со своими детьми.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и др., — складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.
В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант развития характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе, Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети, выигрывая в сравнении со своими посещающими детский сад сверстниками в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складываются непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает в личности человека базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.
Таким образом каждый детский возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. Ко времени окончания средней школы характер чело века можно считать в основном сформированным, и то, что происходит с ним в дальнейшем, хотя и может изменить характер человека, но уже не делает его полностью неузнаваемым для тех, кто общался с соответствующим человеком в школьные годы.