Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1. Понятие и типы темперамента
1.2. Природные основы и свойства темперамента
1.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Глава 2. ХАРАКТЕР
2.1. Определение и структура характера
2.2. Формирование и изменение характера
2.3. Акцентуация характера
Глава 3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
">       Изменения в характерах людей могут происходить и после окончания школы, далеко за пределами возраста 16-17 лет. Эти изменения, однако, имеют индивидуально своеобразную форму, зависящую, во-первых, от того, каким стал характер ребенка к началу юности (16-17 лет), во-вторых, от того, как складывалась жизнь человека уже за пределами раннего юношеского возраста (после 20-25 лет). Характер человека может, причем, иногда довольно существенно, измениться и после 16-17 лет. Наибольшее влияние на изменения характера в течение дальнейшей жизни человека могут оказать следующие факторы:

  - длительное, хроническое заболевание,  заставляющее человека надолго  отказаться от привычного для  него образа жизни, от реализации  ранее намеченных жизненных планов;

  - изменение социального положения  человека: семейного, материального и т.п.;

  -  утрата или, наоборот, приобретение  новых друзей и близких людей;

  - переход из одного возраста  в другой, связанный с тяжело  переживаемым кризисом возрастного  развития. 
 
 
 

                             2.3.  Акцентуации характера

         Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

         Акцентуация характера - гипертрофированинное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими. Выраженность акцентуации различна- от едва заметной лишь близкими до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли у человека болезни- психопатии.

       Психопатия — болезненное уродство характера (не затрагивающее интеллект Человека), когда резко нарушаются взаимоотношения с людьми. Психопаты мо-гут быть даже социально опасными для окружающих.

        В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно и с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. К. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

        Акцентуация характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить ее тип или отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например Шмишека. Нередко приходится иметь дело с подобными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

       Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации.

1. Гипертимический  (гиперактивный). Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечания; игнорирует наказания; теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.

2. Дистимичный. Постоянно пониженное настроение; грустен, замкнут, немногословен, пессимистичен, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.

3. Циклоидный. Мера общительности циклически меняется (высокая при повышенном настроении и низкая в период подавленности).

4. Эмотивный  (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает  малейшие неприятности, излишне  чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому преобладает печальное настроение.

5. Демонстративный.  Стремится быть в центре внимания  и добиваться своих целей любой  ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, не-обычное  увлечение, ложь — все идет  в дело. Легко забывает о своих  неблаговидных поступках.

6. Возбудимый. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудство,  но бывает льстивым, услужливым (это  маскировка). Склонность к хамству  и нецензурной брани или молчаливости. Активно и часто конфликтует.

7. Застревающий. Застревает на своих чувствах, мыслях, забывает обид, сводит счеты; на работе и в быту несговорчив, склонен к затяжным склокам; в конфликтах чаще бывает активной стороной.

8. Педантичный.  Выраженное занудство — в виде  «переживания подробностей»; на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, домашних изнуряет чрезмерной аккуратностью.

9.  Тревожиый  (психастенический). Пониженный фон  настроения; опасения за себя, близких;  робость, неуверенность в себе; крайняя нерешительность; долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

10. Экзалътированный (лабильный). Весьма изменчивое настроение; эмоции ярко 
выражены; повышенная отвлекаемость на внешние события; словоохотливость; 
влюбчивость. 

11. Иптровертированный (шизоидный, аутистический). Малая общительность; замкнут, в стороне от всех; общение по необходимости; погружен в себя; о себе ' ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя ему свойствен-

на повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится  к другим людям, да-

же к близким.

12. Экстравертированный  (конформный). Высокая степень общительности;  сло-воохотлив до болтливости;  своего мнения не имеет, очень  несамостоятелен; стремится быть  как все; неорганизован, предпочитает  подчиняться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 

                       Глава 3.  ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 
 

          От природы человек получает лишь развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

      К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения, ускоренный или замедленный темп выполнения действий и протекания психических процессов, легкость или затрудненность переходов от побуждений к поступкам, большая активность или пассивность, проявляемая человеком при столкновении с препятствиями.

      Как было сказано выше, учение о различных темпераментах возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда различали четыре типа темпераментов. Это типы: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

      Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием».

        Особенности темперамента могут  противодействовать или способствовать  развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников - усидчивости, у флегматиков - активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

    - отождествление характера и темперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

    - противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

    - признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

    - признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

          Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

        Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

          У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

        Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый       сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.  Немов Р.С. Психология. В 3т. Т.1. - М.:  ИМПЭ им.

          А.С. Грибоедова, 2002. - 688с. 

    2. Немов Р.С.  Психология: учебник/ Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. 

     3. Немов Р.С. .Общие основы психологии: учебник/ Р.С. Немов.- М., 1994.

        

        4.  Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов/Л.Д.Стляренко. –                                                                                                                                           СПб.: Лидер, 2005. – 592 с.

      

  1. Богословский В.В. Общая психология: учебное пособие для студ.   пед. Институтов/В.В.богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение,  1981. – 383 с.
 
  1. Психология: учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стерсотип. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа,     2001. – 512 с.

Информация о работе Темперамент и характер