Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:51, дипломная работа
Целью работы является исследование современного состояния института смертной казни, определение тенденций его развития в современном обществе. Особое внимание в процессе исследования уделено проблеме смертной казни в России.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- исследовать исторические материалы по проблеме смертной казни;
- проанализировать законодательства и правовую практику в мировом сообществе государств;
- охарактеризовать состояние вопроса в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.История и виды смертной казни……………………………………………...5
1.1. История смертной казни……………………………………………....5
1.2. Виды смертной казни в современном мире………………………...10
2. Современное состояние института смертной казни………………………17
2.1. Смертная казнь в зарубежных странах………………………………17
2.2. Положение со смертной казнью в государствах бывшего СССР…..22
2.3. Смертная казнь в России………………………………………………26
3. Политико-правовые проблемы института смертной казни………………38
3.1. Международно-правовые проблемы института смертной казни…...38
3.2. Проблема смертной казни в современной России…………………...44
Заключение……………………………………………………………………….53
Библиография…………………………………………………………………….56
"Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен"; в ст. 2 государствам-участникам разрешается введение смертной казни за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны.
Интересно, что в момент составления Протокола его подписали только 13 из 21 входившего тогда в Совет Европы государства (некоторые государства не подписали и не ратифицировали его до настоящего времени). (Приложение 3) Однако, для государств, вновь вступающих в Совет Европы, в том числе и для России, условием вступления было: законодательная отмена смертной казни в течение ближайших трех лет, а до этого введение моратория на исполнение приговоров к смертной казни.
Первые шаги в этом направлении были сделаны. 16 мая 1996г. издан Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". По сообщениям печати, в июне 1999г. Президент РФ помиловал всех осужденных к смертной казни: этим лицам назначенная судом мера наказания была заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Новые приговоры к смертной казни в России не выносятся в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999г., которым назначение судами смертной казни в качестве наказания в России приостановлено. Конституционный Суд пришел к выводу, что данная мера наказания любым судом Российской Федерации не может быть назначена до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Происхождение смертной казни на Руси объясняют по-разному. Одни считают ее проявлением влияния Византии, другие полагают, что смертная казнь основана на обычае кровной мести.
2. В период царского
правления смертная казнь
3. В советский период смертная казнь неоднократно отменялась и снова вводилась в действие.
4. Смертная казнь как
вид наказания существует в
российском уголовном
3. Политико-правовые проблемы института смертной казни
3.1. Международно-правовые проблемы института смертной казни
Последние годы XX столетия внесли серьезные изменения в глобальные тенденции применения смертной казни. В самом общем плане можно констатировать, что в XX-XXI веках человечество последовательно шло к ее заметному ограничению.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 2) установила, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
В 1983 году 21 страна (члены Совета Европы) одобрила дополнение Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека Протоколом № 6 об отмене смертной казни в мирное время18. Протокол № 6 предусматривает, что смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; в законодательстве может быть предусмотрена смертная казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Государство при подписании протокола и позднее вправе указать территорию или территории, к которым применяется данный протокол.
Протокол № 6 стал первым документом международного права, сделавшим отмену смертной казни правовым обязательством государства, подписавшего и ратифицировавшего этот акт.
4 октября 1994 года Парламентская ассамблея Совета Европы в рекомендации №1246 подчеркнула, что смертной казни не должно быть места в общеуголовных системах цивилизованных государств. В специальных заявлениях правительства почти всех стран отменивших смертную казнь, отметили, что эта мера не соответствует современным представлениям о наиболее эффективных средствах борьбы с преступностью19.
В мире существует несколько тенденций. Во – первых, имеет место отмена смертной казни. Во – вторых, хотя ее и не запрещают, сужается круг преступлений, за которые лишают жизни. И третья тенденция – это сокращение круга лиц, которые могут подвергаться смертной казни. В цивилизованных странах считается недопустимым применять такое наказание к подросткам, беременным женщинам и старикам, так как это не гуманно, и противоречит международным пактам о правах человека, потому что эти категории граждан пользуются особой защитой, как во внутригосударственном, так и в международном законодательстве.
1998—2000 гг. в известной мере стали переломными в мировом аболиционистском движении. Оно не только серьезно изменило масштабы и географию применения смертной казни, но и оказало мощное по силе воздействие на умонастроения политических лидеров, миллионов людей на всех континентах, заставило переосмыслить отношение к этой мере наказания, консолидировало усилия национальных и международных политических и общественных организаций, аккумулировало инициативы церкви, правозащитного движения.
Это были годы, когда по инициативе ООН мир отмечал 50-летие Всеобщей декларации прав человека; когда впервые в истории католической церкви ее глава призвал покончить с казнями, защитить право на жизнь и объявить всемирный мораторий на исполнение смертных приговоров; когда США содрогнулись от ставших достоянием гласности масштабов судебных ошибок; когда впервые за всю историю этой страны церемония инаугурации президента сопровождалась массовыми протестами против применения смертной казни; когда на путь ее последовательного ограничения встали Китай и другие страны, где еще несколько лет назад смертная казнь применялась наиболее интенсивно; когда по всему миру прокатилась волна мораториев на вынесение и исполнение смертных приговоров.
В конечном итоге инициативы ООН, Совета Европы, усилия руководства католической церкви, "Международной Амнистии" и других правозащитных организаций привели к значительному сокращению сферы и масштабов применения смертной казни во всем мире.
Практически завершила процесс интеграции в сообщество государств, отказавшихся от смертной казни Европа; заметно сократили сферу ее применения целый ряд стран Азии и Африки; в 2000 году значительно активизировалось аболиционистское движение в ряде крупнейших штатов США.
Эволюция международного гуманитарного права в последнее время особенно заметна в Европе. Страны Евросоюза ратифицировали Устав Международного уголовного суда, а затем решили покончить со смертной казнью.
3 мая 2002г. в Вильнюсе был принят и 1 июля 2002г. вступил в действие Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах, согласно которому предусматривается отмена смертной казни в военное время.
Этот протокол подводит черту под многолетними усилиями Совета Европы по искоренению смертной казни в Европе. Протокол не оставляет никаких шансов на применение смертной казни даже во время войны. Ранее такое право предоставлялось 6-м протоколом, принятым еще в 1983-м году.
Бескомпромиссный характер этого документа просматривается в статье 2, которая фактически отменяет 15-ю статью Конвенции прав человека, в случаях, когда речь идет о смертной казни. 15-я статья позволяет государствам, в случае войны или иной чрезвычайной ситуации, ставящей под угрозу существование нации, отступать от соблюдения положений Конвенции. Присоединившись к Протоколу № 13, страна теряет такую возможность.
Однако не все так просто, и не стоит оценивать данные тенденции однозначно. Эволюция в направлении отмены смертной казни не является повсеместной и не носит системный характер. Более того, одновременно действуют факторы, заметно снижающие градус оптимистических оценок.
Во-первых, в некоторых странах действуют противоположные тенденции — либо восстановление смертной казни, либо заметное расширение сферы ее применения. Так, в последние годы в ряде стран эта мера наказания введена за перевозку наркотиков, импорт запрещенных товаров, вооруженное ограбление (Куба, Оман, ОАЭ), за коррупцию (КНР) и другие преступления. Заметно возросло число казней в странах Ближнего Востока (особенно там, где действует система шариатских судов) и Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Тайвань, Филиппины). Например, во Вьетнаме, согласно данным организации "Международная Амнистия" в течение 2003 года резко увеличилось количество казней: согласно официальным данным, к смертной казни приговорено 80 человек.
В некоторых странах
в последние годы к применению
смертной казни вернулись
Не высказывается никаких резких оценок и в адрес таких демократических государств, как США, Канада, Япония, которые пользуются статусом наблюдателей в Совете Европы и которые, судя по их юридической практике, вовсе не думают в ближайшее время отменять данную весьма жесткую меру государственного принуждения.
Последние годы резкими темпами наращивала обороты смертельная машина уголовной юстиции США. Только на 1997—2000гг. приходится почти половина всех казней в стране за последние 24 года, когда Верховный Суд США возобновил применение этой меры наказания.
Анализ исследований, проведенных в США, свидетельствует о том, что число сторонников за отмену смертной казни уменьшается. Парадокс в том, что по крайней мере с 1990 года увеличение числа сторонников смертной казни в США идет не на фоне роста наиболее тяжких преступлений, а на оборот, на фоне их последовательного снижения, повышения уровня защищенности граждан и безопасности в обществе, на фоне улучшения, а не ухудшения общей экономической ситуации в стране. Среди чернокожего населения страны число сторонников смертной казни в 2,5 раза меньше, чем среди белого.
Суды продолжают выносить смертные приговоры в отношении несовершеннолетних. Данные приговоры приводятся в исполнение не только в странах “третьего мира”, но и в демократических государствах. С 1990 года стало известно о восьми государствах, казнивших осуждённых, которым на момент совершения преступления ещё не исполнилось 18 лет. Это Демократическая Республика Конго, Иран, Йемен, Китай, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия и США. На сегодняшний день Китай, Пакистан и Йемен в законодательном порядке подняли минимальную планку до 18 лет, а в Иране этот процесс начат, но ещё не окончен. Страна, в которой совершено наибольшее количество известных казней несовершеннолетних преступников — это США (19 случаев с 1990 года).
Законодательство 19 штатов США позволяет применять смертную казнь к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент совершения преступления. Наполеон Бизли, Т. Дж. Джонс и Торонто Паттерсон были казнены в Техасе в 2002 году, и Скотт Аллен Хайн был казнен в Оклахоме в 2003 году. Возраст казненных не превышал 18 лет на момент совершения преступления.
В 2003 году «Международной Амнистии» стало известно о двух случаях казни несовершеннолетних преступников (один в Китае и ещё один в США). В 2004 году зафиксировано две казни в Иране.
В 2003г. шестеро подростков, совершившие преступления в возрасте до 18 лет ожидали исполнения смертного приговора в одной из филиппинских тюрем.
В мае 2003г. в Судане к высшей мере наказания приговорён 15-летний аль-Тахер Ахмад Хамдан.
Приведенные данные существенно дополняют статистическую картину, заставляют обратиться к качественно иным процессам, протекающим в сфере применения смертной казни и во многом нивелирующим отмеченные успехи аболиционистского движения.
Таким образом, анализ практики применения смертной казни в мировом сообществе государств позволяет выделить две основные тенденции:
1) в настоящее время большая часть государств отказалась от применения смертной казни как наказания, противоречащего естественному и неотъемлемому праву на жизнь;
2) остальная часть государств продолжает применять смертную казнь достаточно широко, не принимая во внимание международные гарантии и ограничения;
- фактически не назначает это наказание в течение многих лет;
- постепенно ограничивает ее применение, ориентируясь на внутреннюю стабильность в экономической и социальной сфере страны.
3.2. Проблема смертной казни в современной России
Является ли применение смертной казни фактором, сдерживающим преступность, нарушает ли смертная казнь права человека, применять ли смертную казнь как норму наказания на территории Российской Федерации или отказаться от этого, имеет ли государство право на применение данной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, журналисты, граждане.
Здесь можно выделить по крайней мере три позиции. Одни, признавая аморальность и нецелесообразность смертной казни, выступают против этой меры наказания и за ее немедленную отмену. Другие поддерживают применение смертной казни, рассматривая ее не только в правовых рамках, но и как средство физического уничтожения преступника, очищающее общество. Третьи, в принципе поддерживая эту меру, выступают за сокращение ее применения и постепенную отмену смертной казни.
Информация о работе Тактико-психологические особенности допроса