Тактико-психологические особенности допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование современного состояния института смертной казни, определение тенденций его развития в современном обществе. Особое внимание в процессе исследования уделено проблеме смертной казни в России.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- исследовать исторические материалы по проблеме смертной казни;
- проанализировать законодательства и правовую практику в мировом сообществе государств;
- охарактеризовать состояние вопроса в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История и виды смертной казни……………………………………………...5
1.1. История смертной казни……………………………………………....5
1.2. Виды смертной казни в современном мире………………………...10

2. Современное состояние института смертной казни………………………17
2.1. Смертная казнь в зарубежных странах………………………………17
2.2. Положение со смертной казнью в государствах бывшего СССР…..22
2.3. Смертная казнь в России………………………………………………26

3. Политико-правовые проблемы института смертной казни………………38
3.1. Международно-правовые проблемы института смертной казни…...38
3.2. Проблема смертной казни в современной России…………………...44

Заключение……………………………………………………………………….53

Библиография…………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

Смертная казнь в современных условиях.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Неоднозначным был подход советской власти к исследуемой  мере наказания.

Буквально на второй день после свершения  Октябрьской революции 1917 года Второй Всероссийский съезд Советов в принятом им Декрете отменил смертную казнь в стране. До лета 1918 года карательные органы Советской власти не применяли смертной казни к своим политическим противникам. И лишь 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет "Социалистическое отечество в опасности!", который провозгласил переход к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение государственных преступлений. По этому декрету ВЧК предоставлялись права внесудебного подавления политических противников, вплоть до их расстрела на месте.

Смертная казнь в  виде расстрела была впервые законодательно закреплена в Руководящих началах  по уголовному праву РСФСР 1919 года - первом законодательном акте, где были регламентированы основные положения и институты нового уголовного права.

Несмотря на массовый характер имевших место в этот период репрессий, возникли определенные предложения об отмене смертной казни. Инициатором отмены этого наказания был Дзержинский, который вошел в Политбюро ЦК РКП(б) с подобным предложением. Было решено прекратить местными ЧК с 1 февраля 1920 года применения высшей меры наказания и передать все дела, по которым могло бы грозить такое наказание, в Ревтрибунал. Ленин, считая смертную казнь временной, исключительной мерой наказания, применение которой зависит от внутренней обстановки в стране и международного положения, указывал, что, хотя смертная казнь и была отменена, восстановление расстрелов вполне возможно.

В процессе подготовки проекта УК РСФСР 1922 года Ленин указал, что в  нем нужно дать не юридическое, а  политическое обоснование террора. Таким образом юридический термин "смертная казнь" заменяется на политический - "террор". Хотелось бы особо обратить внимание на эту сторону проблемы смертной казни в советской уголовно-правовой политике, где фактически до принятия ныне действовавшего УК доминировало мнение, что смертная казнь должна рассматриваться в плане террора. Такая оценка представляется ошибочной. Смертная казнь может отождествляться с террором только в условиях чрезвычайного положения в стране, когда террор является единственным эффективным средством для борьбы с политическими противниками. Однако в период нормального мирного развития государства, если оно считает целесообразным сохранение смертной казни в законодательстве, то это уже не политические репрессии или террор, а вид уголовной санкции. Отождествление смертной казни и террора характерно для авторитарного режима. Эта концепция возникла на основе ошибочных положений сталинского периода об усилении классовой борьбы и расширении чрезвычайных мер в мирное время в период развития Советского государства.

Система наказаний, предусмотренная  УК РСФСР 1922 года, не включала смертную казнь. Норма о смертной казни  в виде расстрела была помещена в  отдельной статье. Следовательно, законодатель относился к расстрелу как к экстраординарной мере уголовного наказания. Право применения смертной казни предоставлялось только военным трибуналам. Обычные суды не могли назначать эту меру наказания. В дальнейшем статья о смертной казни была дополнена: она не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летного возраста, и к женщинам, находящимся в состоянии беременности. Всего по УК 1922 года смертная казнь, как правило, в качестве альтернативной санкции, устанавливалась по 28 составам преступления. Те же самые положения были закреплены в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года. В УК РСФСР 1926 года эта мера наказания претерпела некоторые изменения в смысле уменьшения числа составов преступления, по которым могла назначаться смертная казнь.

Несмотря на то, что Советское  государство всегда относилось к  смертной казни как к временной  и исключительной мере уголовного наказания, эта мера ни 20-е, ни в 30-е годы не была отменена. Более того, выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере приближения к социализму влекла за собой ужесточение репрессии. Все это не могло найти отражения в действующем уголовном законодательстве. Нормативные акты того периода устанавливали исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о вредительстве, террористических актах и диверсиях: следствие по этим делам должно было вестись не более 10 дней; обвинительное заключение представлялось обвиняемому за один день до рассмотрения дела в суде; кассационное обжалование не допускалось; дела слушались без участия сторон; приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно по вынесении приговора.

Следующим крупным этапом в истории  смертной казни в СССР является отмена смертной казни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года. Этот Указ установил, что за преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, в мирное время применяется заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Однако вместе с этим Указом действовала секретная директива, согласно которой смертная казнь могла применяться специальными судами МГБ по делам о контрреволюционных преступлениях14. Таким образом, все предписания законодательной власти были перечеркнуты сложившейся практикой. И лишь 12 января 1950 года смертная казнь была вновь законодательно закреплена Указом Президиума ВС СССР "О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам", в 1954 году смертная казнь была введена за умышленное убийство.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 года не включали смертную казнь в систему наказаний, а выделили ее в самостоятельную статью в качестве исключительной и временной меры уголовного наказания. Они установили исчерпывающий перечень преступлений, за которые допускалось применение смертной казни: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Основы допустили также возможность применения смертной казни в условиях военного времени или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных законодательством СССР.

27 октября 1960 года на третьей  сессии ВС РСФСР пятого созыва  был принят новый Уголовный  кодекс РСФСР.

Относительно смертной казни необходимо отметить, что эта мера наказания не была включена в перечень наказаний, указанный в ст. 21 УК РСФСР. Она выделена в отдельной Статье, как исключительная мера наказания (ст. 23), где говорится, что смертная казнь может применяться за особо тяжкие преступления по УК РСФСР. Не подлежли такому наказанию женщины, лица, недостигшие 18-летнего возраста к моменту совершения преступления, и мужчины старше 65 лет. В этой же статье был закреплен ставший традиционным для российского уголовного законодательства вид казни - расстрел.

В УК наблюдалась определенная двойственность в отношении смертной казни. Прежде всего, совершенно непонятно, как законодатель относился к смертной казни. Формально она являлась одним из видов наказания, но, так как не включена в перечень видов наказания, можно предположить, что, продолжая традиции советской уголовно-правовой доктрины, она относится к террору. Это было совершенно недопустимо в данный период развития государства и общества. Далее, в Статье о целях наказания (ст. 20) указывается среди остальных целей "исправление и перевоспитание осужденных". Если подходить к смертной казни с точки зрения наказания, намечается противоречие двух статей, так как не представляется возможным говорить об "исправлении и перевоспитании" в случае применения исключительной меры наказания. Необходимо было менять определение целей наказания, где должно быть отражено, что не всеми видами наказания достижимы эти поставленные цели. При этом смертную казнь следует указать в перечне видов наказания в качестве исключительной меры и разъяснить, что ее исключительность как раз и состоит в том, что она не может по своей природе направляться на "исправление и перевоспитание".

По УК РСФСР 1961 года смертная казнь могла назначаться за достаточно обширный круг преступлений. Прежде всего, к ним относятся тяжкие преступления против жизни человека. Самое "знаменитое" из них - это умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 102). Смертной казнью караются также и большинство воинских преступлений, повлекших тяжкие последствия или совершенные в боевой обстановке или в военное время  (гл. 12). Многие государственные преступления такие, как измена Родине (ст. 64), шпионаж (ст. 65), террористические акты (ч. 1 ст. 66, ч.1 ст. 67), бандитизм (ст. 77) и т.д., наказуемы смертной казнью. К таким же преступлениям относятся угон воздушного судна, повлекший гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений или, если он совершен организованной группой (ч. 3 ст. 213); терроризм в той части, если это деяние попадает под действие ч. 3 ст. 213). В УК РСФСР 1961 этот вид наказания предусмотрен за совершение изнасилование особо тяжким рецидивистом или, повлекшее тяжкие последствия, а равно и изнасилование малолетней (ч. 4 ст. 117).

В итоге УК РСФСР 1961 года не отличается хорошей регламентацией применения смертной казни как вида наказания.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция РФ, которая в ч.2 ст.20 говорит, что “смертная казнь вплоть до ее отмены может устанавливаться Федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела  судом с участием присяжных заседателей”. В данном конституционном положении говорится о допустимости применения смертной казни впредь до ее отмены.

С 1 января 1997 года вступил  в силу новый УК РФ, который был  принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и подписан Президентом РФ 13 июня 1996 года.

УК РФ исходит из необходимости сохранения смертной казни за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека (ст. 105 ч.2 – убийство при отягчающих обстоятельствах; ст. 277. – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; ст. 295 – посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие; ст. 317 – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов; ст. 357 – геноцид.).

Круг лиц, которым может быть  назначена смертная казнь, не включает в себя женщин, лиц, совершивших преступление до 18 – летнего возраста, соответственно мужского пола, а также мужчин, хотя и совершивших преступление до достижения 65 – летнего возраста, но достигших его к моменту постановления приговора.

Воздействие смертной казни  на осужденного состоит вначале  в причинении ему глубочайших  психических страданий, а затем  прекращение существования. Уголовно-процессуальное законодательство РФ устанавливает  особенности порядка рассмотрения дел, по которым возможно назначение смертной казни: обязательное участие защитника, суд присяжных и прочие.

Суд не обязан назначать  смертную казнь. Во всех случаях он имеет право выбора между смертной казнью и иными видами наказания, предусмотренными санкциями Особенной части УК РФ. Замена назначенной смертной казни осуществляется в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет15.

Согласно УИК РФ 1996г. осужденный к смертной казни содержится в одиночной камере в условиях усиленной охраны и изоляции (ч. 1 ст. 184 УИК). Осужденный вправе обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет специальный акт в присутствии прокурора, который этот акт удостоверяет и направляет в Верховный Суд РФ и в Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое, в свою очередь, представляется Президенту РФ. Исполнение приговора в любом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

УИК РФ устанавливает  и другие права осужденного к  смертной казни, в том числе право  оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения, получать требуемую медицинскую и юридическую помощь, получать и отправлять письма без ограничения, иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками и свидания со священнослужителем.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве было регламентировано исполнение смертной казни. Согласно ст. 186 УИК смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Не допускается приведение смертной казни в исполнение в отношении нескольких лиц сразу, т.е. в присутствии остальных осужденных к смертной казни.

При исполнении данного  вида наказания присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором  исполняется смертная казнь, и врач, констатирующий наступление смерти осужденного.

Об исполнении приговора  составляется протокол, который подписывается  всеми указанными должностными лицами. О приведении приговора в исполнение сообщается суду, вынесшему приговор, и одному из близких родственников осужденного. Тело расстрелянного для захоронения родственникам не выдается и о месте его захоронения им не сообщается.

Небезынтересна динамика вынесенных и приведенных в исполнение приговоров к высшей мере наказания по их пиковым показателям В 1962г. было осуждено к смертной казни 2159 человек, в 1983г. - 488 человек16. В 1990-е гг. число приговоров к смертной казни значительно сократилось. Так, по официальным данным, в 1992г. к этому виду наказания было осуждено 159 человек (было казнено в указанном году 18 человек), в 1993г. осуждено - 157 человек (казнено - 10 человек), в 1994г. осуждено - 160 человек (казнено - 10 человек), в 1995г. осуждено - 141 человек (казнено - 40), в 1996г. осуждено - 153 человека (официальных данных о казненных нет), в 1997г. осуждено 106 человек (не казнено ни одного, в 1998г. осуждено 116 человек, в 1999г. - 19. Правда, официальные данные несколько расходятся с данными, приведенными А.И.Приставкиным - председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. (Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. N 1500 Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ была упразднена). Так по его сведениям, в 1996г. было казнено 63 человека. Пик казней приходился на 1995г., когда, по данным А.И.Приставкина, было казнено 86 человек. Эти данные существенно отличаются от официальных17.

В настоящее время  идет речь об отмене смертной казни и реализации взятых на себя перед Советом Европы обязательств. Постановка этой задачи обусловлена тем, что Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "относительно отмены смертной казни" от 28 апреля 1983г., но он до сих пор не ратифицирован, хотя упомянутая Конвенция была ратифицирована Федеральным законом 1 ноября 1998г. Статья 1 Протокола гласит:

Информация о работе Тактико-психологические особенности допроса