Тактико-психологические особенности допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование современного состояния института смертной казни, определение тенденций его развития в современном обществе. Особое внимание в процессе исследования уделено проблеме смертной казни в России.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- исследовать исторические материалы по проблеме смертной казни;
- проанализировать законодательства и правовую практику в мировом сообществе государств;
- охарактеризовать состояние вопроса в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История и виды смертной казни……………………………………………...5
1.1. История смертной казни……………………………………………....5
1.2. Виды смертной казни в современном мире………………………...10

2. Современное состояние института смертной казни………………………17
2.1. Смертная казнь в зарубежных странах………………………………17
2.2. Положение со смертной казнью в государствах бывшего СССР…..22
2.3. Смертная казнь в России………………………………………………26

3. Политико-правовые проблемы института смертной казни………………38
3.1. Международно-правовые проблемы института смертной казни…...38
3.2. Проблема смертной казни в современной России…………………...44

Заключение……………………………………………………………………….53

Библиография…………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

Смертная казнь в современных условиях.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

В Уголовном кодексе Китая существовала смертная казнь за 15 видов преступлений. В 1982-1983-х годах к ним добавилось еще 14 составов. В июне 1996 года Ливия распространила смертную казнь на такие правонарушения, как потребление наркотиков и алкоголя и незаконные операции с иностранной валютой. В марте 1997 года   Пакистан ввел смертную казнь за групповое изнасилование. С марта 1996 года законодательство Филиппин предусматривает смертную казнь, производимую путем смертельной инъекции10.

По меньшей мере, четыре страны, отменившие смертную казнь де-факто, возобновили ее. В марте 1996 года в Бахрейне был впервые после 1977 года расстрелян мужчина. В сентябре 1996 года в Гватемале впервые за 13 лет были расстреляны двое мужчин. Впервые с 1975 года на Коморских островах был расстрелян в сентябре 1996 года мужчина. Также впервые за 16 лет в Бурунди в июле 1997 года были казнены через повешение шесть мужчин.

По данным Международной амнистии, к 2004 году 87% всех казней в мире приходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. В Китае, по неполным и ограниченным данным, поступившим в распоряжении «Международной Амнистии» на конец года, казнено не менее 726 человек. Имеются основания полагать, что в действительности эта цифра намного выше: в марте 2004 года высокопоставленный представитель законодательной власти Китая выразился в том духе, что в Китае ежегодно казнят «порядка 10 000 человек».

В Великобритании проводится свободное голосование по вопросу о восстановлении смертной казни за убийство. За последние годы парламент неоднократно обсуждал этот вопрос, но всякий раз отклонял предложение о повторном введении смертной казни за это преступление. Смертная казнь по-прежнему предусматривается за государственную измену, пиратство с применением насилия и некоторые воинские преступления, однако с 1946 года смертный приговор за эти виды правонарушений ни разу не выносился и вряд ли может быть вынесен на практике, кроме как в военное время.

Еще в 1980 году Парламентская Ассамблея постановила обратиться к парламентам тех государств—членов Совета Европы, которые сохранили смертную казнь за преступления, совершенные в мирное время, с призывом исключить ее из своей пенитенциарной системы. В 1983 году 21 страна (члены Совета Европы) одобрила дополнение Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека Протоколом № 6 об отмене смертной казни в мирное время. Протокол № 6 предусматривает, что смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. По состоянию на ноябрь 1998 года не подписали и не ратифицировали Протокол № 6 Албания, Болгария, Кипр, Литва, Польша, Турция Великобритания. Подписали, но не ратифицировали Протокол № 6 Бельгия, Латвия, Россия, Украина.

4 октября 1994 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в рекомендации № 1246 подчеркнула, что смертной казни не должно быть, места в общеуголовных системах цивилизованных стран. 3 мая 2002г. в Вильнюсе был принят и 1 июля 2002г. вступил в действие Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах, по которому предусматривается отмена смертной казни в военное время.

Таким образом, большинство стран мира исключает смертную казнь из своих уголовных законодательств. В настоящее время свыше половины всех государств мира отменили смертную казнь в законодательном порядке или не применяют ее на практике и, как правило, после отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают крайне редко. Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни растет и общей тенденцией является сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение.

 

 

2.2. Положение  со смертной казнью в государствах бывшего СССР

После распада Советского Союза практически все вновь  образовавшиеся независимые государства  сохранили в своем законодательстве смертную казнь. На сегодняшний день девять государств бывшего СССР отменили этот вид наказания абсолютно, в четырех странах действует мораторий, и только в двух - Белоруссии и Узбекистане - смертная казнь сохраняется.

К странам, полностью  отменившим смертную казнь, относятся  Армения, Азербайджан, Эстония, Грузия, Литва, Молдова, Туркменистан и Украина. Латвия отменила смертную казнь за все преступления, совершенные в мирное время.

В Казахстане и Кыргызстане  введен мораторий на исполнение приговоров, но не на их вынесение. На июль 2004г. в  Казахстане содержались 27 заключенных-смертников, подпадавших под действие моратория, который был введен в декабре 2003г. Примерно 140 человек были приговорены к смертной казни в Кыргызстане, где мораторий продлевается ежегодно, начиная с 1998г. В Уголовном кодексе Таджикистана предусмотрены 18 деяний, за которые в мирное время полагается смертная казнь. И хотя в Таджикистане с 15 июля 2004г. действует мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров, ничего не известно о законодательстве, определяющим статус тех, кому смертный приговор был вынесен ранее и ожидавших его исполнения.

Кроме того, Узбекистан и  Таджикистан нарушали свои международные  обязательства в 2004 году, игнорируя  требования Комитета ООН по правам человека о приостановке казней. В  Таджикистане тайно казнили четырех  человек всего лишь за несколько  дней до вступления в силу моратория. В двух из этих случаев Комитет призвал приостановить исполнение приговоров на время, нужное для рассмотрения заявлений о несправедливом характере судебного разбирательства и применении пыток.

Необходимо заметить, что нарушение своих международных обязательств в это сфере со стороны государств бывшего Советского Союза имело место и ранее. Так, Правовой комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы предложил не признавать полномочии украинской делегации на его январской сессии 1997г. в связи с тем, что на Украине исполнялись смертные приговоры не до 29 января 1997 года, как обязался Киев, а, по информации бывшего министра юстиции Украины С. Головатого, до 11 марта 1998 года. Накануне подписания Протокола № 6, было приведено в исполнение около 200 приговоров, а затем (уже в период действия моратория) еще 1311.

Беларусь и Узбекистан остаются единственными странами на территории бывшего Советского Союза, продолжающими практику вынесения и приведения в исполнение смертных приговоров. Обе страны до сих пор отказываются публиковать полную статистику числа смертных приговоров и осуществленных казней, чем нарушают свои обязательства в качестве членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе "предоставлять общественности информацию, касающуюся применения смертной казни". Власти Белоруссии и Узбекистана часто ссылаются на общественное мнение как ключевой аргумент, препятствующий введению моратория на смертную казнь в своих странах. Однако, не предоставляя достоверной информации населению относительно применения смертной казни, они препятствуют формированию действительно правдивого мнения. Кроме того, из-за несовершенных систем правосудия в этих странах вероятность судебных ошибок является очень высокой. Согласно имеющейся статистике, ежегодно в Узбекистане приговаривают к смертной казни около 200 человек. Ни в той, ни в другой стране смертная казнь не применяется в отношении несовершеннолетних, женщин, а также мужчин старше 60 лет.

Статья 22 Уголовного кодекса Республики Беларусь допускает возможность применения смертной казни — расстрела — в виде исключительной меры наказания, впредь до ее полной отмены, за некоторые особо тяжкие преступления, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса. Белорусский законодатель рассматривает смертную казнь как исключительную и временно применяемую меру наказания и не включает ее в общий перечень наказаний, предусмотренный статьей 21 УК Республики Беларусь.

Согласно законодательству, и в Беларуси, и в Узбекистане  родственники приговоренного к смертной казни не информируются о дате казни, и им не предоставляется также возможность последнего прощания с близким человеком. Как и в годы советской власти, завеса секретности покрывает не только статистику, но и жизнь самих смертников, а также их родственников. Родственникам казненного отказывают в выдаче тела, и даже не сообщается о месте его захоронения. Секретность, окружающая смертную казнь, усугубляет страдания как самих осужденных, так и их родственников.

Однако нельзя не отметить шаги, которые сделаны на пути отмены смертной казни в этих двух странах. Так, например, в решении Конституционного суда Республики Беларусь от 11 марта 2004г. говорится, что превентивная роль смертной казни за серьезные преступления не может быть доказана. Суд указывает на то, что в период с 1994 по 1998г. количество смертных приговоров в республике возросло, а число преднамеренных тяжких убийств, караемых смертной казнью, возросло также. В период 2002-2003гг. количество смертных приговоров значительно сократилось, точно так же как и число убийств с отягчающими обстоятельствами.

В настоящее время  в Беларуси содержатся 3 человека, приговоренных  к смертной казни. Власти Узбекистана  подготовили план действий, касающихся смертной казни, включая рассмотрение практики отмены смертных приговоров в индивидуальных случаях на пленуме Верховного суда, разработку инструкций по информированию родственников лиц, приговоренных к высшей мере наказания в соответствии с международными нормами, представление проекта закона об изменениях и дополнениях к Уголовно-исполнительному кодексу в 2005г.

Многие страны региона  допускают депортацию людей в  страны, где им грозит смертная казнь. Большинство депортаций осуществляются в нарушение международных договорных обязательств. Так, например, Россия депортировала двух человек в Таджикистан и Узбекистан, где оба были приговорены к смерти. Кыргызстан депортировал несколько человек в Китай и Узбекистан, где депортированные подверглись смертной казни.

Таким образом, в государствах бывшего СССР наблюдается тенденция к отмене смертной казни. На сегодняшний день девять государств бывшего СССР отменили этот вид наказания абсолютно, в четырех странах действует мораторий, и только в двух смертная казнь сохраняется.

 

 

2.3. Смертная казнь в  России

Происхождение смертной казни на Руси объясняют по-разному. Одни считают ее проявлением влияния Византии (византийского законодательства), где смертная казнь широко практиковалась. Другие полагают, что государственная власть застала смертную казнь как готовое, вполне устоявшееся учреждение в виде кровной мести. Не исключено, что источником применения смертной казни на Руси, а потом и в России вполне могли быть одновременно как первое, так и второе обстоятельства.

Русская Правда не предусматривала  смертной казни, хотя на практике она применялась. Первое законодательное упоминание о ней содержится в Двинской уставной грамоте 1398г. — смертная казнь за кражу, совершенную из посада в третий раз. Псковская судная грамота 1467г. позволяла назначить смертную казнь уже за пять преступлений. Лишь в Судебнике 1496г., принятом при Иване III, установили казнь за убийство. В судебниках 1497 и 1550гг. устанавливалась смертная казнь для убийц, изменников, разбойников и поджигателей. При Иване IV наряду с Судебником действовал Стоглав 1551г. (церковный кодекс), который рекомендовал суду "за еретические и бесовские хитрости и отвращение людей от Бога назначать виновным по мирским законам смертную казнь"12.

В дальнейшем круг преступных деяний, караемых смертью, расширялся, дифференцировались и способы казни: простая (отсечение головы, повешение и утопление) и квалифицированная (сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол, подвешивание на крюк за ребро и т. п.).

Во времена Ивана  Грозного в Москве на Лобном месте вешали бояр, подозреваемых в заговорах против царя, сжигали еретиков и колдунов, закапывали заживо в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, четвертовали, колесовали различных преступников, отсекали головы политическим противникам.

Иван Грозный изощрялся  в придумывании новых видов смертной казни. Одно из его "изобретений" заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру, а затем натравливали собак. Однажды он приказал привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать, "чтобы они сразу летели на небеса". Одного из министров по приказу царя привязали к столбу, после чего опричники отрезали от его тела по куску мяса.

Смертная казнь обычно совершалась публично при большом стечении народа. Подобное ужесточение способов казни и рост преступлений, караемых этим наказанием, продолжались до времен Петра I. Воинские артикулы Петра I предусматривали это наказание за 123 преступления. Примерно в половине случаев артикулы определяли способ применения смертной казни. В остальных оставляли его на усмотрение суда. В отличие от Уложения 1649г., число способов смертной казни было сокращено до трех: 1) аркебузирование (расстрел), 2) обезглавливание и 3) повешение.

С середины XVIII в. в законодательстве постепенно преобладает другая тенденция: исчезают квалифицированные виды смертной казни, сокращается публичность, количество смертных приговоров и число преступлений, за которые она назначается. Так, Елизавета Петровна формально даже отменила смертную казнь как вид наказания. Но по существу это был лицемерный ход, так как вместо казни ввели жестокое наказание кнутом с таким количеством ударов, что это часто завершалось смертью. При Александре I за 25 лет его правления, по приговору судов было казнено лишь 84 человека.

По Своду законов  уголовных 1832г. за убийство при отягчающих обстоятельствах, например за убийство отца или матери, устанавливалась каторга без срока и помилования, за другие тяжкие убийства - каторга от 12 до 20 лет. Смертная казнь предусматривалась за тяжкие виды государственных преступлений, воинские и карантинные преступления.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. и в Уголовном уложении 1903г. смертная казнь за убийство не предусматривалась. Исключение составляли посягательства на особу императора и членов его семьи. В связи с революцией 1905г. смертная казнь широко применялась в отношении "бунтовщиков". Так, М. Н. Гернет приводит следующие данные о числе казненных в России : 1906 г. - 574, 1907 г. - 1139, 1908 г. - 1340 и т. д. 13

Информация о работе Тактико-психологические особенности допроса