Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:42, реферат
Понятия о красоте на протяжении долгих лет существования человечества претерпевали существенные изменения. Неизменным оставалось одно – стремление человека быть красивым. На вопрос, что такое красота, нет однозначного ответа. Легче ответить, зачем она нужна – чтобы нравиться людям, чтобы нравиться самому себе. Будучи стадным животным по своему происхождению, человек до сих пор хочет быть обласкан восторженными взглядами соплеменников.
Какого же человека считают красивым? Человека с правильными чертами лица, хорошей фигурой – несомненно. Но ценится также взгляд, улыбка, походка. Таким образом, красота складывается, с одной стороны, из физической данности – особенностей тела, с другой стороны, из способов взаимодействия человека с окружающими.
Понятия о красоте на протяжении долгих лет существования человечества претерпевали существенные изменения. Неизменным оставалось одно – стремление человека быть красивым. На вопрос, что такое красота, нет однозначного ответа. Легче ответить, зачем она нужна – чтобы нравиться людям, чтобы нравиться самому себе. Будучи стадным животным по своему происхождению, человек до сих пор хочет быть обласкан восторженными взглядами соплеменников.
Какого же человека считают красивым? Человека с правильными чертами лица, хорошей фигурой – несомненно. Но ценится также взгляд, улыбка, походка. Таким образом, красота складывается, с одной стороны, из физической данности – особенностей тела, с другой стороны, из способов взаимодействия человека с окружающими. Представления о телесной красоте существенно различались в разные эпохи. Они также различны в разных местностях (южанам нравятся блондинки, а северным людям – брюнетки). Представления же о «душевной красоте», как ни странно, менее вариабельны. Везде и во все времена ценилась, например, искренняя улыбка.
Социально психологические исследования
физического влечения открывают
новые аспекты понимания
Глубже уровня кожи?
Старый афоризм, который все еще пользуется популярностью, гласит, что красота «существует не только на уровне кожи», и отражает точку зрения о том, что на физическую привлекательность могут влиять нефизические факторы, такие как личностные качества, чувства и мысли. Эта точка зрения находит широкое отражение в искусстве и литературе.
Некоторые социальные психологи предлагают рассматривать физическую привлекательность как многоаспектный признак и расширить ее определение, включив в него переменные динамической привлекательности (Riggio et al., 1991). В число динамических компонентов физической привлекательности можно включить речевые навыки человека, особенности его характера, чувство юмора, восприимчивость и отзывчивость по отношению к другим людям (или просоциальное поведение), а также способность участвовать во взаимном самораскрытии (JensenCampbell et al., 1995; Lundy et al., 1998; Miller et al., 1983; Purvis et al., 1984; Townsend and Levy, 1990).
Традиционно экспериментальные психологи не исследуют нефизические параметры в связи со сложностью их оценки. Например, динамическая привлекательность обычно предполагает количественные и качественные характеристики движения как в форме общего экспрессивного поведения, так и в виде моделей поведения, связанных с социальной коммуникацией. Вследствие этого динамическую привлекательность сложнее выделить и оценить, чем статичную привлекательность, которую можно менять с помощью стимулов в виде фотографий и рисунков. Более того, практически невозможно дать оценку динамической привлекательности, не знакомя оценивающих ее людей со статичными качествами привлекательности. Эту проблему попытался решить в одном из своих исследований Фрейбл (Frable, 1987), воспользовавшись для оценки экспрессивного движения «демонстрациями с точечными источниками света», в ходе которых источники света прикрепляются к суставам человека, двигающегося в темной комнате. Однако эта процедура исключает не только практически все признаки статичной привлекательности, но и ряд признаков динамической привлекательности (на пример, речь, тон голоса).
Еще один способ оценки динамической привлекательности предполагает оценку некоторых параметров индивидуально-типологических различий, которые связаны с изменением экспрессии. Исследования показывают, что определенные характеристики личности, главным образом экстраверсия и желание быть замеченным, имеют положительную связь с повышенной эмоциональностью в поведении и оценками привлекательности при первоначальном знакомстве (Friedman et al., 1988; Riggio et al., 1981; Riggio and Friedman, 1986). Например, Паунонен (Paunonen, 2006) пишет о том, что у объекта исследования, которого представляли как честного человека, по оценкам участников, лицо более доброе, женственное и привлекательное. Таким образом, честный значит красивый.
В ходе недавнего исследования нефизической привлекательности участникам показывали рисунки, которые имели различия в отношении «талия—бедра» и весе тела, а также представляли два уровня личностных качеств (Swami et al., 2007). Участникам описывали вымышленные типы личности (экстраверсия и интроверсия) у придуманного женского персонажа по имени Рози. Результаты исследования показали, что при условии независимого влияния каждой из трех переменных (было отмечено предпочтение низких ОТБ и веса тела, а также экстраверсии) все они взаимодействовали между собой при определении общей физической привлекательности Рози.
Еще одной важной нефизической особенностью, способной влиять на внешнюю привлекательность, является репутация. Во многих обществах репутация может открывать доступ к ресурсам (Gurven et al., 2000a), соответствующим партнерам (Brown and Moore, 2002; Gurven et al., 2000b) и даже предоставлять полезную информацию о здоровье (Henderson and Anglin, 2003) и неразборчивости в связях (Hess and Hagen, 2002). Более того, репутация человека может влиять на его физическую привлекательность: при исследовании женщин племени чимане в Боливии Рукас с коллегами (Rucas et al., 2006) обнаружили, что положительная или отрицательная информация о членах группы позволяет прогнозировать оценки привлекательности, даваемые членам этой группы. В частности, наибольшее влияние на эти оценки оказывала информация о материнстве, добросовестности, способностях к ведению хозяйства, социальных навыках и достатке.
Другие исследования показали, что умение участников спонтанно выражать эмоции в несловесной форме связано с благоприятными оценками наблюдателя ми в ходе первоначальных встреч (Friedman et al., 1988; Sabtelli and Rubin, 1986). Другие исследования также выявили связь между обладанием социальными и эмоциональными навыками ролевого поведения и благосклонностью оценок про изведенного человеком впечатления (Riggio et al., 1986; Riggio and Friedman, 1986; Riggio and Throckmorton, 1988). Более того, влияние нефизических параметров на физическую привлекательность сохраняет свою силу даже по прошествии большого количества времени (Kniffin and Wilson, 2004). По данным одного из послед них исследований, женщины испытывают влияние нефизических факторов в большей степени, чем мужчины, однако в рамках каждого пола существуют значительные индивидуальные различия. Таким образом, можно предположить, что при формировании общего суждения о привлекательности человека происходит объединение таких переменных, как личностные качества, эмоциональность, социальные навыки, и статичных качеств физической привлекательности.
Риггио и его коллеги (Riggio et al.,
1991) предлагают гипотетическую модель
различных компонентов
Любовь слепа
Цель использования различных «инструментов», применяемых людьми для при влечения партнера, заключается в том, чтобы заставить этих потенциальных партнеров «потерять от нас голову» и, в случае удачи, вступить с нами в длительные отношения (Dion and Dion, 1996). Но что потом? Сохраняет ли физическая привлекательность свое значение после того, как мы «заарканили» своего идеального партнера, и можем ли мы успокоиться (т. е. больше не волноваться о своем внешнем виде), зная, что наш партнер никогда нас не покинет? И наоборот, по-прежнему ли мы находим наших партнеров привлекательными после того, как узнаем их лучше? К сожалению, проводится очень мало исследований для изучения этих вопросов, хотя в последнее время эта тема стала достаточно популярной.
На базовом уровне можно предположить, что люди, вступающие в отношения, не представляют собой tabula rasa; более того, они привносят в эти отношения различные идеалы или образы, которые могут влиять на их развитие как индивидуумов и развитие отношений. Состояние влюбленности связано с фантазиями и «положительными иллюзиями»: это означает, что когда мы кого-то любим, то храним в сознании «идеальный образ» своего партнера, который формируется в процессе развития отношений. Как правило, для этого идеала характерно позитивное предубеждение в пользу нашего партнера, что может способствовать созданию более хороших отношений (Martz et al., 1998; Murray and Holmes, 1997).
Одну из таких иллюзий Суэми и его коллеги (Swami et al., 2007b) назвали «предубеждением слепой любви». Исследователи просили участников дать оценки общей физической привлекательности и привлекательности разных частей тела, таких как глаза, шея, руки и т. д. На основании кривой нормального распределения «оценок привлекательности» участники эксперимента давали оценки самим себе и романтическим партнерам противоположного пола. Результаты этого исследования показали, что как мужчины, так и женщины считали, что их партнеры значительно привлекательнее их самих, и это делает эти оценки в некоторой степени робастными1 (Murstein, 1972). Объясняя полученные результаты, Суэми и его соавторы (Swami et al., 2007b) утверждают, что положительная иллюзия в отношении физической привлекательности партнера может содействовать повышению самооценки. То есть вера в то, что наш партнер более привлекателен физически, чем мы сами, повышает субъективные самооценки, что, в свою очередь, приводит к улучшению самочувствия (Taylor and Brown, 1994).
Это предположение совпадает с представлением о том, что отношения приносят нам пользу как в физическом, так и в ментальном плане (Argyle, 1992; Myers, 1996). Участие в позитивных отношениях, включая брак, связано с более низкой частотой возникновения сердечнососудистых заболеваний, более хорошим умственным здоровьем и более высокой продолжительностью жизни (Myers, 1996). По данным некоторых исследований, люди, которые состоят в романтических отношениях или браке, сообщают об ощущении общего благополучия более высокого уровня, чем люди, не имеющие романтических отношений и не состоящие в браке (Campbell et al., 1994; Diener et al., 1999). Одним словом, состояние влюбленности оказывает положительное влияние на наше здоровье и благополучие, даже если в краткосрочной перспективе нам приходится хорошо потрудиться ради нашей любви.
В XIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В значении потрясения впервые слово стрессбыло упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году.
В 1936 году канадский ученый Г. Селье, обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению «стресс» есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Существует много подходов к проблеме определения сущности стресс-реакции. Наиболее точным является тот, который характеризует стресс, как ответную реакцию организма на отсутствие соответствия между ним и средой. На личностном уровне стресс – феномен осознания, возникающий при сравнении требований, предъявленных к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями.
Стресс-реакция (стресс) является одним
из защитно-приспособительных
Фактор, вызывающий стресс называется стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы:
Возникновение стресс-реакции в каждом случае носит индивидуальный характер и зависит от особенностей нервной системы человека. При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство, представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.